Фейс Буки (fb14)

Ilja Abel, литератор

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Телеканалы наши федеральные соревнуются в том, кто больше раззадорит народ (телезрителей) песнями.

Пока абсолютное первенство по всему – у Первого канала.

Сначала пели в прологе «Поля чудес» и Леонид Якубович порой выходил к колесу удачи на музыкальной заставке. Потом было много другого. А в последнее время – постоянный цикл «Достояние республики», где вспоминают певцов и композиторов недавнего прошлого. Не говоря о затянувшемся и все более скучнеющем марафоне «Две звезды». И совсем новые проекты.

Борьба за рейтинг идет ноздря в ноздрю.

«Голос» на Первом – «Битва хоров» на «России 1».

Пока вторая кнопка готовила продолжение «Битвы» Первый провел конкурс «Один в один!», а теперь в самом разгаре «Универсальный артист».

В одном случае певцы и певицы должны были точно попасть в манеру исполнения вокалистов советской и зарубежной эстрады, в другом – в новый для себя жанр. При этом, все подано подробно, с массовкой, с жюри, без лимита времени и с явными намеками на большой стиль. Как бы там ни было, смотреть «Один в один!» было скучно, потому что не совсем понятен оказался жанр конкурса. Но зато стало ясно, что есть в России замечательные исполнители, которые вынуждены были петь всякую туфту, хотя обладают и своей манерой, и достаточными вокальными данными.

«Универсальный артист» несколько живее, являясь в некотором роде музыкальной энциклопедией. Здесь тот или иной жанр показывают и через шлягеры его, и через современное прочтение. «Один в один!» также позиционировалось одновременно и как экскурс в историю эстрадного пения, и как возможность услышать старое почти в аутентичной манере. Все бы ничего, но там порой мужчины выступали в женском образе и наоборот, что походило на «Кривое зеркало» в формате «России 1».

А уж отыграли тот проект по полной. Неоднократно показывали «бисы» и в некоторых случаях они того стоили. Но и «клюквы» осталось в памяти много, потому что большую студийную сцену нужно было постоянно заполнять артистами и танцовщиками, что переводило картинку из конкурсного обозрения в нечто кабареточное.

На «России 1» анонсировали нечто новое в смысле песенных программ: это второй сезон «Битвы хоров» и какой-то конкурс семейного пения.

Свои отнюдь не пять копеек к общей песенной российской эйфории добавил и канал НТВ. Там обычно пели в новогодних программах, показывали ресторанных певцов и еще что-то в этом роде.

И тут сейчас анонсируют что-то вроде песенного конкурса.

Короче говоря, как в классическом хите: «Нам песня строить и жить помогает!».

Все бы ничего, если не знать, в какие годы песня эта зазвучала с киноэкрана и на каком жестком и страшном фоне звучала все последующие десятилетия.

Конечно, петь надо, как и радоваться жизни. Но что-то звучат песни с телеэкрана часто, наверное, даже слишком часто, а вот новости на тех же каналах не радуют.

И не хочется говорить ни про фальшь, ни про диссонанс. Любой и на разный вкус. Может, дело не в песнях, а в том, что они как-то не вяжутся с нынешней российской реальностью, а совпадение в таком смысле с тем, что уже было когда-то в СССР, оптимизма не прибавляют. Или все-таки лучше веселиться, несмотря ни на что, чтобы не было грустно и тревожно?

 

Ganna Oganesyan, драматург

“Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев” и барское бабло. Жил и прекрасно пел Муслим Магомаев. Судя по рассказам, очень хороший человек, любящий муж… Рано ушел из жизни, но, как дежурно говорят на поминках “с нами остались его песни.” И правда, с нами его голос, его потрясающие песни. С нами, да не совсем наши. Каждый его юбилей и каждый юбилей его талантливой жены дают умопомрачительные по размаху концерты. Я мало понимаю в олигархах, но всякий раз вижу на этих концертах лицо Агаларова ( не уверена, что точно пишу фамилию), а после финала в титрах эту фамилию. Спасибо богатому дяде, что помогает хранить память о великом артисте. Поначалу, я и внимания не обращала на этот нюанс. Пока до меня до дошло, что эти дорогие праздники устраиваются не только ради певца и его славной памяти. Обязательно на этом пире песни возникает юный сын спонсора и поет. Поет одну и ту же песню “Мой путь” из репертуара Фрэнка Синатры. Поет не громко, некоторых нот не слыхать… Все родители утешаются творчеством своих детей, когда мой сын хреначил лопатой по роялю, бабушки утирали слезы “какой способный мальчик…” Но мой олух не бил по клавишам на концертах Рихтера. И будь у нас гора денег, мы бы не впустили бы сыночка с лопатой на сцену рядом с гением. А тут поет сын олигарха, поет, чтобы он был папе здоров… И так каждый год, и каждый концерт. Уже подрос, уже лысеет, а все поет “мой путь!” на фоне лица замечательного артиста, который уже не может послать безголосого малого в верном направлении… Опять кто-то прикупил память любимого артиста… Бедствие. 

Надо молиться, чтобы наследие, например, Высоцкого, не скупил бы кто-то, ради того, чтобы в финале вывести на сцену свою тещу с частушками…

 

Denis Dragunsky, писатель

– ПАПА, А ЧТО ТАКОЕ ТРАВИАТА? – СПРОСИЛ Я, ЗАГЛЯНУВ В КАБИНЕТ.

– Травиата? Это женщина горизонтальной профессии, – тут же ответил мне папа, не поднимая глаз от листа бумаги (писал он легкой школьной авторучкой).

– Понял! – сказал я и прикрыл дверь.

Мне было одиннадцать лет, и я действительно всё понял!

Ведь профессии бывают разные, со сложными и непонятными названиями. Например, метранпаж или шпрехшталмейстер. Не говоря уже о юстировщике гироскопов. Так что ничего особенного.

Во всяком случае, никаких дополнительных вопросов я не задал.

.
.
.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.