Alex Grigoryev
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
О величии
Будучи еще совсем молодым человеком, Гней Помпей присоединил к своему имени титул “Великий” – никто и никогда такими титулами не разбрасывался, “великих” в мировой истории наберется не более трех десятков. Цицерон описывал Помпея в исключительно превосходных эпитетах: “Гней Помпей является единственным человеком, мужеством своим затмившим славу не только своих современников, но также и тех, о ком повествуют предания старины”, “Существовал ли когда-либо или мог ли существовать человек, который бы знал военное дело лучше, чем Помпей? Ведь он еще совсем юным, оставив школу и ученье, во время труднейшей войны со свирепым врагом отправился к войску своего отца для прохождения военной службы. (…) Он чаще сражался на поле брани с врагом, чем другие состязались перед судом со своими недругами; больше войн знает по личному участию в них, чем другие – по описаниям в книгах; выполнил больше государственных поручений, чем другие желали выполнить; в своей юности изучал военное искусство не по чужим наставлениям, а начальствуя сам, не на поражениях, а на победах, считая не годы службы, а триумфы. Была ли, наконец, какая-либо война, в которой судьбы государства не подвергли бы его испытанию? Войны (…) он не только вел сам, но и удачно закончил, а это доказывает, что в военном деле нет ни одной области, которая бы могла быть неизвестна этому мужу”. Плутарх отмечал: «никто из римлян не пользовался такой любовью народа». Однако, как говорили римляне, finis coronat opus. Под самый конец жизни Гней Помпей сошелся в борьбе за власть с Юлием Цезарем. Помпея поддерживали большинство сенаторов и всадников, его союзники контролировали богатейшие восточные провинции, и – что намного важнее – за него стояли большинство легионов и практически весь флот. Однако победил Цезарь – не потому что он был талантливей и агрессивней, а потому что Помпей был уже не тот. В разгар решающего сражения, Помпей понял, что проигрывает и отъехал в тыл, бросив своих воинов. Для любого полководца это страшный позор, для полководца римского – дело совершенно неслыханное. Помпей бежал в Египет, где его убили, а голову подарили Цезарю.
Сергей Чупринин
Литература, на протяжении веков бывшая у нас занятием сугубо индивидуальным, ручным промыслом, в условиях рынка не может, наверное, не превратиться в индустрию, в словесную промышленность. И любопытно приглядеться к тому, каких технологических высот сумели достичь сопредельные искусства.
Вот изобразительное, где, как рассказывают, и жизнь художника, и его известность, и его, наконец, доходы давно уже напрямую зависят от кураторов. Это они, переведем на русский язык – опекуны, определяют, кому в мире изо быть живым и хвалимым, а кому уйти в перегной. Это они отправляют (или не отправляют) арт-объекты на всякие там биеннале, размещают в престижных галереях, вообще решают, что почем и куда ж нам плыть – назад к Серову или вперед к Павленскому.
В литературе, конечно, пока еще не совсем так. Но посмотрите – и у нас в судьбе произведения, в судьбе автора так много значит, где они появились – в высокорейтинговом (и высокобюджетном) “Снобе” или в скромной “Новой Юности”, да хоть бы даже и в “Знамени”. Возразят, что и раньше так было. Было, – соглашусь я, но не в такой же степени. И потом, вот раньше не было, а теперь фишка последних сезонов – авторские издательские проекты или, если хотите, уже даже и бренды. Попал в «Редакцию Елены Шубиной» и считай, что жизнь налаживается: приоритетные выкладки в магазинах от Москвы до самых до окраин, гарантированное внимание критиков, вплоть до глянцевых, симпатизанство переводчиков, гастроли по всему миру, высокий шанс оказаться и в топ-листах, и в шорт-листах самых солидных литературных премий. Чем не куратор, и понятно, что менее года назад запущенный амбициозный проект «Редактор Юлия Качалкина» тоже на эту роль претендует. Можно даже уже и ставки делать – либо на бренд проверенный, либо на новенький, с иголочки.
Или вот кино, театр, вообще сценические искусства. Ну, как относятся там к писательским текстам, все знают. Как хотят, так и относятся. Ибо тоже ведь своего рода кураторы и тоже лучше, чем сам автор, понимают, как его представить. Иногда не обходится, конечно, без скандалов – Леонид Юзефович, например, только что снял свое имя с титров фильма, поставленного вроде бы и по его повести, но искаженной до неприличия. Чаще же сочинители… Ну да, упираются, упираются, а потом и утираются, так как против режиссерского лома нет у них приема. Не хочешь, чтобы тебя перелицевали, отнеслись к твоей книге как к «рыбе», сюжетному подмалевку, так и вообще в свет не выходи.
И про музыку. Касаемо роли кураторов в этом роде деятельности сказать ничего не могу. Промолчу и о тех, кто сочиняет симфонии, оратории, сонаты, адресуясь на деревню дедушке. Наверное, они есть. Но в большинстве своем профи пишут музыку все-таки либо по заказу, под тот или иной проект, либо ориентируясь на конкретных исполнителей – на певицу Ёлку, например, если речь идет о шоу-бизнесе, или на Лондонский симфонический оркестр, на Венскую оперу, мало ли на кого. И этот нормально, это в порядке вещей. А в литературе пока редкость, хотя… Ведь тот же «Сноб», в каждом литературном номере мобилизующий своего рода сборную первоклассных авторов, рассказы не просто так печатает, а заказывая их определенным писателям, в определенном формате и на строго определенную тему. Не вижу, ей-богу, не вижу, почему бы и издательским мейджорам так себя не вести?
Пусть не сейчас, но в близкой перспективе. И хотел бы ошибиться, но станет, станет-таки XXI век веком не произведений уже, а проектов, не промысла, но промышленности.
Впрочем, это, может быть, у страха глаза велики?
От редакции. Особенности орфографии, пунктуации и стилистики авторов сохранены.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.