Набивший оскомину, но с каждым годом собирающий все большую ТВ-аудиторию конкурс “Евровидение 2013” стартовал в шведском Мальме. И в очередной раз удивил своей непредсказуемостью! С облегчением воздохнули россияне, украинцы, белорусы, молдаване, чьи голосистые девушки прошли в финал. Специально для “Росбалта” об итогах первого “Евро”-вечера размышляет музыкальный критик Михаил Садчиков.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
За день-два до “Евровидения” меня замучили вопросами не только представители московских агентств, но и друзья, соседи: “Что это за штука такая, “Евровидение” – музыкальный конкурс или геополитический?” А я старался честно отвечать: “Да кто ж его знает!” Непредсказуемость сего ТВ-феномена давно уже стала притчей во языцех, попытки прогнозировать результаты выглядят смешными, и о тенденциях конкурса с глубокомысленным видом можно размышлять лишь после его окончания.
В зависимости от расклада мест, вдруг “выясняется”, что в этом году модны фрики, в следующем случился “сговор” стран восточного блока, затем рванули вперед представители ЛГБТ-сообщества, и так до бесконечности. В день победы и еще недельку спустя чемпиона носят на руках, затем благополучно забывают, и через год другой уже никто не вспомнит имя евро-победителя.
Формула “гора родила мышь” стала штампом в отношении этого конкурса. Он обладает поразительным умением не зажигать звезды, а гасить их! За полувековую историю с трудом наберется пять-семь имен, оставшихся на слуху (“АББА”, Селин Дион, Клифф Ричард, “Чингисхан”, Хулио Иглесиас, и то это было все в далеком прошлом). В 90-е и нулевые конкурс перестал рождать имена и, самое главное, хиты – какой последний еврохит вы вспомните? Разве что “Diva” Даны Интернешэнэл, сделавшей операцию по коррекции пола, и то потому, что эту песню впоследствии подхватил и растиражировал Филипп Киркоров.
Российской эстраде этот конкурс при всей его помпезности и огромной телеаудитории за 15 лет участия наших представителей не дал практически ничего. Даже триумфатор Дима Билан после “Евровидения” нынче как-то выдохся и популярен, скорей, по инерции, чем за новые хиты и эксперименты.
Какая истерия была поднята вокруг “Бурановских бабушек” всего год назад, а где они сейчас? Если и мелькнут на ТВ, то в качестве подпевок у певицы Варвары… Конкурс затормозил, если не сломал, развитие немалого числа неокрепших талантов: Юлия Савичева, Наталья Подольская, Анастасия Приходько, Алексей Воробьев – сегодня они отнюдь не на главных ролях на российской поп-сцене.
Поэтому каждый год диву даешься той шумихе, которая поднимает очередного посланца, понимая, что звездного продолжения, скорее всего, не будет. Настоящими звездами становятся не на таких внеформатных конкурсах, да и не на конкурсах вообще.
И все равно каждую весну в душе веришь, ждешь, надеешься, что очередному счастливчику удастся разорвать роковой круг. В 2013 наши надежды и симпатии подарены золушке из Зеленодольска, 22-летней Дине Гариповой, еще недавно ничем не примечательной журналистке, а после триумфа на проекте “Голос” — вокальной надежде эстрадной России.
Дине уже удалось совершить одно чудо: девочка, не имеющая музыкального образования, “слухачка”, ни разу не бывавшая на оперном спектакле и мюзикле, обыграла в проекте “Голос”, по крайней мере, дюжину студентов консерватории и профессиональных вокалистов из оперы, мюзиклов, рока, джаза и фолка.
Даже критичный, порой циничный Александр Градский подтвердил, что результаты “Голоса” не были подтасованы или скорректированы, а значит, Дина победила в абсолютно честной борьбе. Похоже, действительно, есть в этой провинциальной милашке что-то трогающее, настоящее. Да и поет она чисто и вдохновенно – хоть кроссовер, хоть романсы, и Адель, и Пугачеву…
В конце марта Дина впервые приезжала в Петербург с получасовым отделением в программе “Молодые голоса России”, и за кулисами ДК Горького я общался с ней в течение долгого вечера. За это время произошла масса самых разных событий, но юная девушка оставалась спокойной и ровной даже за несколько минут до своего выхода на сцену в финале длинного-предлинного концерта.
Когда я сделал ей комплимент: “Надо же, первый раз вижу артиста, который не волнуется!”, она также ровно и спокойно ответила: “Я просто вида не показываю”, а затем шагнула на сцену и “отчеканила” семь совершенно разных по характеру и настроению композиций без единой вокальной помарки.
Точно также она звучала и в полуфинале “Евровидения” — чисто и вдохновенно.
Долгие годы “Евровидение” официально считался конкурсом песни. И лишь в последнее время стал конкурсом исполнительских имен. Баллада Дины “What if…” написана молодыми шведскими авторами с участием российского музыканта, бывшего басиста группы “Автограф” Леонида Гуткина и исполнена в полном соответствии с нынешним евро-поп-стандартом.
Красивая песня, ничего не скажешь, не слишком хитовая, зато не “липкая”… Ни капли российского, уж не говоря о татарском, вы в ней не обнаружите! Ни в мелодике, ни в аранжировке, ни в вокальной версии. Исполняется, понятно дело, на великом и могучем английском…
Внешность Дины и ее концертный наряд в пастельных тонах также не способен выдать национальную и геопринадлежность. Можно сколь угодно спорить хорошо это или плохо, но Дина сегодня в тренде.
В свое время стандарт “Евровидения” пытались нарушить фолк-мотивами многие, например, молдоване Zdob si Zdub, те же “Бурановские бабушки”, Руслана. В первый вечер в Мальме таких рисковых голов не обнаружилось. Резко сократилось и число поющих на своем языке – почти все сегодня поют на английском, почти все придерживаются модных, но не экстремальных музыкальных тенденций, а лежащих на поверхности.
Пожалуй, впервые за последние годы “Евровидение 2013”, по крайней мере, его первый полуфинал, с точки зрения музыки можно назвать форматным конкурсом. Вся Европа дудит в одну модную дуду.
На этом фоне приятно выделялась гарна дивчина Злата Огневич (в ее биографии обнаружился и небольшой петербургский период!), которая не побоялась немного “соригинальничать”. Стилистически ее песня выросла из конца 90-х и напоминала арию из современного мультфильма а-ля “Рапунцель”. Это было заявлено в самом начале номера режиссерским ходом, когда самый высокий человек Украины Игорь Вовковинский (уроженец Винницкой области, ныне самый высокий американец, его рост 2.43) вынес солистку государственного ансамбля песни и танца вооруженных сил Украины на сцену на руках… Итог столь яркого выступления оказался… тревожным: Украина еле втиснулась в финал, куда проскочило немало безликих конкурсанток (первый день получился “девичником”” — мужчин и групп было крайне мало).
Оправдала надежды букмекеров, выводящих ее на первое место, и датчанка (наполовину шведка) Эммили де Форест с песней “Only Teardrops” (“Только слезы”). В ее номер вплетены на контрасте барабанное мужское шоу и ненавязчивая свирель, при этом припевный шлягерный рефрен выглядел более простым, чем у нашей конкурсантки. Да и сама девушка “поживей”, чем остальные красотки. Не только музыка, но и режиссура номера (не забудем, конкурс называется “ЕвроВИДЕНИЕ”!) удались. Ожил и заиграл разными цветами задник сцены, режиссер трансляции постарался взять конкурсантку в разных ракурсах, тогда как за другими камера не всегда успевала, “прозевав”, например, “подъем” молдаванки над сценой… В общем, праправнучка королевы Виктории, кем на полном серьезе называет себя эта энергичная блондинка, на всех порах мчится к своей виктории!
Вряд ли ей сумеет ей помешать 61-летнняя Бонни Тайлер, легенда мировой музыки еще в 80-е годы собиравшая петербургский СКК. Англия второй год подряд преподносит сюрприз – вслед за суперзвездным Энгельбертом Хампердинком на конкурс делегирована рок-дива 80-х.
Отвечая на недоуменные вопросы журналистов, зачем ей эта морока, Бонни Тайлер лишь улыбнулась: “Они выполнили мое условие – мне дали возможность спеть песню “Believe in Me”из моего нового альбома “Rocks and honey”. А это отличная возможность представить свой новый альбом перед 20 млн европейскихТВ-зрителей”.
Однако Бонни Тайлер ошиблась: нынче еврофинал 18 мая будет смотреть уже 100 млн зрителей, так что промоушен ей обеспечен, особенно в странах Восточной Европы, где ее не спешат забывать. А какое место она займет в итоге – такой вопрос серьезной артистке кажется нелепым и смешным.
После прошлогоднего конкурса я поинтересовался у “Бурановских бабушек” удалось ли им в Баку познакомиться и подружиться с лондонским дедушкой, 76-летним Энгельбертом Хампердинком? И они ответили: “Да что вы, он такой крутой, надменный, мы даже побоялись к нему подойти и взять автограф!” Между тем, наши “бабушки” взяли второе место, а дедушка с туманного Альбона тоже стал вторым, но с конца.
В этот раз Первый канал и Дину Гарипову мудро настраивал на то, что главное не высокое место занять, а выступить достойно, запомниться людям. Танцевать наша Дина, увы, не мастер, драматическими актерскими талантами пока не блещет. Да и выбранная песня не предполагает всего этого – там все в вокале…
До последнего момента оставалось загадкой, будет ли найдено режиссерское решение, или Дина так всю песню и простоит, держась за микрофонную стойку. В итоге, в отличие от клипа на эту песню, в Мальме появилось четверо бэк-вокалистов-актеров, которые помогли не столько подпевками, сколько актерски.
Сначала двое молодых людей бросили в толпу большие светящиеся белые шары, тем самым, предложив залу поднять свои светящиеся белые браслеты и устроить подобие модного ныне флэш-моба.
Артисты взялись за руки и выстроились в линию… Лирическая песня неожиданно приобрела интонации гимна, объединяющего зал, а вместе с тем, и старушку Европу. Что ж, с таким “гимном” можно претендовать и на место выше, чем пятое и третье, которое отводили зеленодольскому чуду европейские букмекеры.
Но, видите, я опять сбиваюсь на места, “голы, очки, секунды”, забывая, что конкурс “Евровидение” не терпит логики, он еще тот обманщик! Но телемассы, как известно, обманываться рады…
Так что с выводами лучше не спешить, дождавшись второго полуфинала 16 мая, а затем и финала – 18 мая, в ночь с субботы не воскресенье.
Михаил Садчиков
rosbalt.ru
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.