Продолжаем о Кроули (Croly) – см. предыдущий выпуск. Пересказ из книги Джона Сэмплса «Борьба за ограничение государства». 2010 г.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Книга Кроули есть как бы резюме «прогрессистской» мысли от 1880 г. и до 1909 (когда она вышла).
Первое возражение Кроули против идей Джефферсона:
Идеалы личной свободы приводят к «неправильному» распределению богатства. Богатые морально не заслуживают своего богатства. Прибыль создается обществом, и государство взимает с граждан налоги, чтобы «обеспечить всему обществу те элементы ценности, которые сделаны обществом».
Самым несправедливым остается до сих пор неравенство по наследству. Сын богача не заработал своего богатства. Такое не заработанное состояние дается «людям самого низкого интеллектуального и морального калибра», чей вклад в экономическую эффективность нации минимален. Также неравенство богатства ослабляет социальные скрепы – что уже само плохо для демократии.
Америка испорчена. Грехи богатых и бизнесменов проникают в политику, бизнес старается разлагать государство и подчас преуспевает в этом. Но бизнес есть симптом более общей проблемы. Американцы мотивированы само-интересом, а не заботой о других или благом государства. То же самое можно сказать о политиках и политических партиях. И народ тоже испорчен традициями и историей. Общественное мнение препятствует необходимым изменениям.Кроули, говорит Сэмплс, выступает сразу в двух масках: пророк, возвещающий моральный упадок, и интеллектуал, обещающий разумное обновление страны. Того и другого не слышат люди, остающиеся приверженными своим предрассудкам, полученным давным-давно от Джефферсона. Его изъяны стали изъянами американских институтов и политической культуры. Свой политический дом американцы выстроили на старом и морально нестабильном фундаменте. Все здание должно быть перестроено и стать «Новой Республикой» (название журнала Кроули).
«Американцы хотят быть богатейшей группой людей» (Кроули). Но подобное достижение не может случиться само собой. Нужно планировать моральное улучшение, а не результаты «хаотического индивидуализма политической и экономической организации». Государство должно стать ответственным за подчинение индивидуального – требованиям доминирующей и конструктивной национальной цели. Этот национализм, в свою очередь, зависит от переустройства… какого? Вот какого: «Человеческая природа должна быть поднята на высочайший уровень улучшением институтов и законов». Новый Американец должен стать человеком с «особой целью» в жизни. Такая цель станет «исключительной для индивида, который ее примет». У Кроули свое понимание, что такое демократия. Она требует, чтобы человек «думал прежде всего о государстве, а потом о себе». Это подчинение себя коллективу и есть «совершенство человеческой природы».
Но можно ли улучшить человеческую природу? Такого вопроса для Кроули, похоже, не существует: он призывает к расширению власти и активности центрального правительства. Государству следует «возвышать национальный дух», и его лидерам следует осознанно «продвигать национальное благосостояние и эти идеи и тенденции, откуда бы ни исходила для них угроза. Государство должно ограничивать эгоистическое стремление к богатству. Налогообложение наследства одновременно отнимает незаслуженные доходы, и улучшает характер наследников.
Переустройство разрешает «сохранение института частной собственности в определенной форме». Что за «форма», однако? Не совсем ясно, только Кроули тут же требует «радикальной трансформации существующей природы и влияния частной собственности». Вот. Государство должно принять на себя «многие функции, ныне исполняемые индивидами» и улучшить распределение богатства. Он предвидит время, когда «индустрия станет организованной под национальным контролем ради всеобщего блага». Забегая вперед, укажем, что это хотел сделать ФДР, и попытка провалилась с треском.
Затем приходит новая тема: война. Для Кроули укреплению национального духа очень помогает война с внешним врагом. Примеры: война с Британией 1812 г., Испано-Американская война. Они «сделали американцев более чувствительными к национальной идее и более осознающими свою национальную ответственность». А уж война, создавшая германскую нацию в 19-м веке – это вообще нечто! Она принесла «увеличение безопасности, счастья и возможность развития всему народу Германии».
Думаете, это все? Нет, самое интересное лишь начинается. Чтобы преодолеть свое прошлое, нации нужна элита. Политическая культура Америки воспитала «инстинктивное недоверие к человеку исключительно компетентному, ученому и независимому – государственному чиновнику».
Неожиданная концовка, верно? Может, шутка? Нет, Кроули серьезен, как никогда. Эти люди (конечно, включая самого Кроули, как же иначе)… эти люди особого призвания действуют из бескорыстных побуждений и, таким образом, воплощают «высший тип индивидуальности», каковой сам по себе «незаменим для полноты и интенсивности национальной жизни». И далее: «В национальном государстве именно человек исключительного статуса, власти, ответственности и подготовленности, скорее всего, будет образцовым и эффективным». Сама задача переустройства дает высочайший шанс для «всякого рода будоражащей и ответственной работы, которая требуется от личностей при предлагаемом плане политической и экономической реорганизации». Эти бескорыстные и эффективные люди будут управлять государством и экономикой в деле построения национальной демократии. Как он понимает слово «демократия», мы уже видели.
А что же общественное мнение с его приверженностью к индивидуализму? Да, тут проблема… Государство должно вмешиваться в образование людей. Образование должно содержать «главным образом воспитание в духе коллективного действия, направленного на реализацию коллективной цели».
И вот эти «бескорыстные и эффективные» трансформируют политические институты и культуру Соединенных Штатов. В Новой Республике государство не будет ограниченным. Оно будет иметь особую ответственность за «регуляцию коммерции, контроль над корпорациями и за еще более радикальные вопросы, связанные с распределением богатства и предотвращения бедности». То есть, за национальное благосостояние.Кроули убежден, что политика должна возвысить человеческую природу над нормальным ее состоянием – путем воспитания личности нового типа, которая служит коллективу из бескорыстных мотивов. Такого типа людей, которые проявляют себя в политической активности и государственной службе. Те же, кто живет своей свободной жизнью, оказываются посредственностями, погрязшими в материализме и себялюбии. Их тоже нужно усовершенствовать. Государство и политика должны заботиться не только о благосостоянии граждан, но также и об их душах.
Трудно не заметить религиозный пыл, вкрадывающийся в проповедь Кроули (Сэмплс). Национальная цель для него – дело священное, которое «следует пропагандировать Словом и его праведным оружием, Мечом. Что такое Меч? Это «официальное действие государства». Но Кроули отнюдь не проповедует подчинение государства христианству. Его забота – не новые небеса, а новая земля. Его религия государства служит замещением старой библейской религии, философы замещают духовенство, старую веру замещает новая.
Таким образом, заключает Сэмплс, прогрессистские реформы – это не устранение тех или иных злоупотреблений. Это радикальная трансформация общественно-политического режима, которая должна заменить нацию индивидуалистов с ограниченным государством – прогрессистским формообразованием, населенным бескорыстными гражданами, преданными нации.***
Без всякого кокетства скажу: тяжело давался мне перевод-пересказ этого тошнотворного материала. Ощутил, что такое – труд ассенизатора… Подчас приходилось прерывать работу, чтобы глотнуть свежего воздуха…
Продолжение следует.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.