ЕВГЕНИКА. НАУКА ИЛИ…

И Мириам и Аарон говорили против Моисея,
потому что взял себе в жены египтянку;
ибо он взял в жены женщину из Египта.

Ветхий Завет. Книга Чисел. 12:1 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

«…Детей же низшего сорта, а также любых, рожденных с дефектами, они, как и следует, удалят в потаенное, неизвестное место…» — писал Платон в своём знаменитом труде «Государство».

Так что же такое евгеника? В общем — это раздел социальной философии, учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств, что настоящее время решается в рамках генетики человека.

Однако почему евгенику многие до сих пор считают наукой фашиствующей, вспоминая доктора Менгеле, «решение еврейского вопроса» и план «Ост» фашистской  Германии?

Фрэнсис Гальтон — ученый или расист?

Основателем евгеники (от греческого «ευγενες» — «породистый») считается двоюродный брат самого Чарльза Дарвина, английский психолог Фрэнсис Гальтон.

В 1865 году в статье «Наследственный талант и характер», а затем в книге «Наследование таланта» в 1869 году, и окончательно в конце 1883 года, в капитальном труде «Исследование человеческих способностей и их развития» им были сформулированы основные принципы евгеники — он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений — одаренность, умственные способности, здоровье. А в 1904 году Ф. Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Однако в дальнейшем Ф. Гальтона окрестили расистом, так как он считал, что некоторые расы являются неполноценными и «…слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества…». Ему вторил и Герберт Спенсер,  известный философ и социолог, основоположник позитивизма. «…Вскармливание ни на что не годных, за счет годных есть крайняя степень жестокости. Это — намеренное накопление несчастий для будущих поколений. Нет большего проклятья потомкам, чем оставить им в наследство растущую популяцию имбецилов…» — писал он в своём труде «Принципы социологии» в 1881 году.

Евгеника Платона

Однако ни Ф. Гальтон, ни Г. Спенсер не были первыми в вопросах евгеники.  Ещё Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей, жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. А с другой стороны, идеальное общество, объяснял Платон, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм, принятых в Спарте, бросали в пропасть.

Кстати, и у народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых как неспособных выжить в суровых условиях тундры; индейцы Америки оставляли стариков умирать в одиночестве как не способных к дальним переходам. Папуасы некоторых племен Новой Гвинеи также убивали стариков, в основном, правда, мужчин, т.е. воинов, уже не способных сражаться. Это ли не «практическая», «негативная» евгеника?

«Улучшение рода человеческого»?

Таким образом, евгенику можно определить как некоторое научное направление, науку изучающую улучшение генного материала вида Homo sapiens человеческого вида — «позитивная евгеника» или устранения так называемого «генного мусора» — «негативная евгеника». В начале ХХ столетия евгеника представлялась как моральный императив, некая селекция человека, улучшение «человеческого рода».

Однако теории и даже практика евгеники нашли последователей и даже «практиков» во многих странах.

В Нью-Йорке в 1932 году, на Международном Конгрессе по вопросам евгеники, было заявлено, что «…если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90% преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации…».

Программы по «улучшению человеческого вида» через обязательную стерилизацию преступников и лиц с асоциальным поведением — насильников, «половых извращенцев», бродяг, алкоголиков осуществлялись в 1920-1930 годах во многих штатах США (Вашингтон, Калифорния, Невада, Айова, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Северная Дакота, Канзас, Мичиган, Северная Каролина, Алабама, Монтана,  Юта, Миннесота, Мэн и др.), в 1930-1970 годах в Швеции, кроме того закон о стерилизации преступников, кроме США и Швеции одобрили также и правительства Норвегии, Дании, Финляндии, Эстонии, Швейцарии, Англии, Канады, Мексики, Японии и конечно, Германии.

Евгеника «в действии». Фашистская Германия. 1933-1945

Однако, после прихода к власти фашистов в 1933 году и осуществления «программ» по стерилизации, а затем и полному уничтожению«неполноценных лиц и лиц низших рас»: психически больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных («Программа эвтаназии Т-4»), уничтожение евреев, цыган,  славян, а также гомосексуалистов, в большинстве стран эти программы были свернуты. А план «Лебенсборн» предполагал создание «сверхчеловека» арийской расы, зачатие, а затем воспитание в детских домах детей от тех немцев, которые прошли строгий расовый отбор, «не содержали примесей» еврейской и вообще любой не арийской крови у их предков. По непроверенным данным, «евгенических детей» к концу войны в Германии насчитывалось более 10 тысяч и об их дальнейшей судьбе достоверные сведения отсутствуют. Есть мнение, что многие из них были переправлены в Южную Америку.

А знаменитый биолог и этнолог Конрад Лоренц, сторонник «практической» евгеники, после Второй мировой войны стал «персоной нон грата» во многих странах.

«Свободная» Швеция — страна «негативной генетики»

Тем не менее, в Швеции, закон о стерилизации «неполноценных» действовал до… 1970 года! А последняя операция по стерилизации умственно отсталой шведки прошла в 1976 году, и, как и все предыдущие 60 тысяч стерилизаций, она не привлекла никакого внимания шведской общественности. Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Однако через всего через 10 лет, когда умственно отсталые и больные стали считаться полноправными членами общества и шведские власти, и сами шведы постарались об этом законе благополучно забыть.

Итак, ещё в 1934 году в Швеции был принят закон, согласно которому стерилизация «неполноценных» жителей была желательной, но исключительно «добровольной» процедурой, и так как добровольцев не нашлось, через год под давлением социал-демократов, и, в частности, Альвы Мюрдаль, ведущего идеолога партии, был опубликован манифест, в котором эта дама призвала и требовала коренным образом изменить подход к стерилизации «неполноценных» жителей страны: «Общество заинтересовано в том, чтобы свобода размножения неполноценных была ограничена… Даже если оставить в стороне долгосрочные преимущества — улучшение генофонда нации — общество уже вздохнет спокойнее, когда такие особи перестанут появляться на свет…». Отметим, что 1982 году за «гуманитарные заслуги перед человечеством» Альва Мюрдаль стала …лауреатом Нобелевской премии мира!

Евгеника в СССР

В СССР евгенику «благословил» сам Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), призывая своих коллег-биологов к проведению евгенических экспериментов (не будучи, правда, уверенным в их моральных последствиях). Но главным организатором евгеники в СССР стал Николай Константинович Кольцов (1872-1940) — выдающийся советский биолог и организатор науки, основоположник отечественной экспериментальной биологии. В 1920 г. он организовал в Москве «Русское евгеническое общество», труды общества выходили в «Русском евгеническом журнале».

Н.К. Кольцов занялся изучением генеалогии таких выдающихся людей, как А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.А.Есенин и сделал общий вывод о богатстве «русского генофонда» и огромном разнообразии русских генотипов. Он писал: «Величайшей и наиболее ценной особенностью любой человеческой расы является именно огромное разнообразие её генотипов, обеспечивающее прогрессивную эволюцию человека… Но недостаточно, родиться от здоровых и одарённых родителей, требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе…».  А в 1927 году он писал, что: «…в начале ХХ века возникает мысль о возможности научно влиять на размножение человека с целью предохранить человеческий род от возможности вырождения и путём отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую породу так же, как улучшаются путём искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений…».

Однако вскоре евгеника была признана несовместимой с «нормами социалистической морали», хотя в 1929 г. известный генетик А.С. Серебровский и уверял, что «…евгеника могла бы в относительно быстрые сроки дать поколение людей, которые смогли бы выполнять пятилетний план социалистического строительства за 2,5 года…». В том же году деятельность «Русского евгенического общества» в СССР была прекращена.

Противником евгеники был ученик Н.К. Кольцова, Николай Петрович Дубинин, позднее возглавлявший Институт общей генетики. «…Практика по переделке генов для современного человечества была бы губительной…», писал он, «…в случае же попыток такого рода без преувеличения можно сказать, что на человечество обрушились бы демонические силы невежественной науки. Потребовалось бы разрушение семьи, высоких чувств любви, поэтическая сущность бытия человека была бы уничтожена. Человечество превратилось бы в экспериментальное стадо…». Отметим, тем не менее, что и без евгеники СССР, а затем и Россия превратилось в «экспериментальное стадо» по формированию «новой общности — советского человека», а затем, после 1991 года — в «экспериментальный материал» для различного рода политиков и экономистов.

Евгеника сегодня

Тем не менее, развитие генетики выдвинуло евгенику на передний план возможности если не «улучшения человека», то, по крайней мере, предупреждения ряда генетических заболеваний и получения здорового потомства. Именно принципы евгеники реализуются в рекомендациях по желательной или нежелательной беременности, а в ряде стран уже доступна дородовая диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток всего около 10!). При этом определяется около 6000 (!) наследственных заболеваний, после чего и решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Именно этот позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных генетических заболеваний.

В настоящее время развиваются методы лечения большинства генных, наследственных болезней, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. И когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, позитивная евгеника полностью потеряет смысл.

«…Сейчас евгеника — это прошлое, притом сильно запятнанное», отмечает доктор медицинских наук, профессор Т.И. Бужиевская, «…А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед…».

А.А. Каздым
Кандидат геолого-минералогических наук
Академик Международной Академии наук

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.