Если нравится

Уже очень давно замечательная руководительница литературного кружка во Дворце пионеров на Ленинских (тогда) горах говорила, что оценка чего-либо – нравится – не оценка. И она была совершенно права.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Однако, именно так сейчас подходят к любой критике – кино, живописи, музыки.

Если кому-то не нравится концерт – то он явно не прав, поскольку у него нет консерваторского образования, он не имеет представления о лиге и пиццикато, если не нравится картина – то где ему, не искусствоведу, знать про лессировку и сфумато, а уж про кино и говорить нечего – без вгиковского образования разве можно иметь представление о монтаже и построении кадра.

Можно подумать, что пишут картины, играют классику снимают кино для искусствоведов, музыковедов, киноведов, а не для простых зрителей, которые составляют 99 процентов тех, кому адресовано искусство во всех его проявлениях.

Это к тому, что очевиден здесь элемент демагогии: не нравится произведение мастера – не имеешь права критиковать, будучи дилетантом. Нравится – молодец, за тобой большинство, попал в тренд.

Вот, например, недавно просто витийствовали о том, что в Москве были очереди за абонементами в филармонию. Не будучи в теме в полной мере, не могу судить об этом с полной отдачей. Могу только предположить, что, вероятно, впервые стали продавать абонементы на следующий сезон не в летние месяцы, как обычно, а в начале года. И, кроме того, совершенно очевидно, что абонементные концерты есть мировая практика. Но именно в России разница в ценах на них по абонементу и вне его отличается настолько, что, естественно, проще купить абонемент, который по нижнему порогу стоимости может на несколько концертов сразу стоить меньше чем один билет на один концерт данного цикла.

Но кто знает, что будет, к слову, 17 мая 2017 года, когда будет завершаться цикл, скажем, одного из абонементов.

Так что, в данном случае речь все же не о большой любви к музыке, а о том, что лучше меньше, но дешевле. Нравится она или нет, но лучше хоть что-то, чем ничего.

Или вот «Солнечный удар» в интерпретации Никиты Михалкова. Подвыпивший офицер напевает там женскую арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». А потом ее же поет дама за роялем. Правильно, по нотам, но без харизмы.

Не как Зара Долуханова, не как Мария Каллас, не как Элина Гаранча и даже не как Валерия (чистенько и для своих как бы).

Но мелодия ведь и на самом деле великолепная и трогает душа. А то, что вспомнилась по пьяному делу, что исполнена посредственно и без души – ерунда. Классика ведь не может не понравиться, вот и вставлена в фильм Михалкова профессионально и с подтекстом, будучи, как и весь фильм китчем, фальшью и банальностью, чтобы он сам и его команда с призами на прошлогоднем «Золотом орле», его же премии не говорили про данный шедевр отечественного кино.

Так что, все о том же – нравится не значит хорошо, не значит искусство и не значит то, что достойно внимания.

Потому, что правила должны быть одни – если полюбилось многим, значит массовый товар, ширпотреб, как бы хорошо он ни был исполнен.

Мне вот лично не нравится, как дирижирует Владимир Спиваков, потому что считаю, что он делает классику слишком популярной, опуская ее до зрителя, а не поднимая его до нее.

Ну, и кому это важно, если у человека есть авторитет, имя и консерваторское образование?

Понятно, что немногим. Но не для них же играют на музыкальных инструментах, пишут маслом, снимают фильмы. И все перечисленное им нравится, поскольку рассчитано на незамедлительный и полный успех.

А критики пусть читают свои умные книжки, если им так этого хочется и пишут умные статьи в своих малотиражных изданиях, если им это нравится. И сами их читают, не мешая широкой публике восторгаться искусством. И его создателями.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.