Достойный собрат великих композиторов

22 августа 1862 года родился Клод-Ашиль Дебюсси

«Музыка – самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех видов искусств»
Гектор Берлиоз

22 августа 1862 года родился Клод-Ашиль Дебюсси Не прошло и двух лет с момента празднования 150-летия со дня рождения французского композитора Клода-Ашиля Дебюсси. Приближающаяся 152-я годовщина – ещё один повод для того, чтобы вновь вспомнить об этой выдающейся личности, занявшей достойное место среди тех, кто был причастен к созданию величайших музыкальных произведений на протяжении всей истории человечества. Стиль, выработанный им, оказался, в конце концов, настолько самобытен, что его причисляют к основным представителям импрессионизма, отцом музыки ХХ столетия, создателем переходной формы от поздней романтической музыки к модернизму. Ему принадлежат оркестровые, камерные, вокальные сочинения, произведения для хора, фортепиано, балеты, опера «Пеллеас и Мелизанда» (среди незавершённых работ числятся оперы: «Родриго и Химена», «Падение дома Ашеров», «Чёрт на колокольне»…).

Сен-Жермен-ан-Лэ (небольшой городок близ Парижа) – родина будущего композитора. Здесь, в семье владельца небольшой китайской лавочки, он родился 22 августа 1862 года. Клод был первенцем в семье. То, что ребёнок родился с необычной формой лба, у родителей вызывало тревогу, поскольку эти анатомические изменения они связывали с возможной гидроцефалией. Беспокоясь о состоянии его здоровья, они окружили сына беспрецедентными заботой, вниманием и любовью. К счастью. Клод рос здоровым во всех отношениях нормальным ребёнком. Тем не менее, мать, боясь отдать сына в школу, сумела обеспечить ему прекрасное домашнее обучение. В атмосфере тепла и любви, царивших в их доме, у мальчика формировался интерес ко всему изысканному и утончённому. Особое отношение к нему со стороны родителей проявлялось и в том, что он единственный из пятерых детей был оставлен под их покровительством. Воспитание же остальных четверых: его сестры и трёх братьев было доверено мадам Ростан – тёте по материнской линии. Ему не исполнилось ещё 6-ти лет, когда она привезла его на летние каникулы в особняк Ашиля Арозы, своего любовника, проживающего на юге Франции, человека не только увлекающегося живописью, но и коллекционирующего картины, оказывающего материальную поддержку молодым художникам, особенно антагонистам установившихся традиций –импрессионистам. Ребёнок был настолько впечатлён техникой и красками, художественными приёмами, которыми они пользовались, что первым из его желаний было стать художником. Как показало время, впоследствии импрессионизм оказал определяющее значение в формировании его музыкального стиля. Но это случится много позже. А пока, мальчику, в возрасте 6-7 лет невозможно было окончательно определиться в выборе будущей профессии. О том, что у него возникло желание стать художником, уже говорилось. Вдобавок, его отец всерьёз рассматривал своего сына в качестве военного моряка, а его тетя искушала своего племянника музыкальной карьерой, возя его в Канны на уроки музыки к итальянскому музыканту Черутти. И, если утверждают, что он стал заниматься игрой на фортепиано в 9-летнем возрасте, то на самом деле это произошло на два года раньше. Пол Холмс в написанной им биографии «Дебюсси», имея в виду семилетний возраст ребёнка, подчёркивал, что «Дебюсси ещё два года в Париже и Каннах продолжал бренчать на фортепиано и малевать разноцветные картинки». А отец был уверен, что сыну пришлась по вкусу матросская шапочка». Однако Дебюсси-старший, рассказав своему другу, композитору Шарлю де Сиври об интересе, проявляемом Клодом к фортепиано, сам того не ведая, исключил возможность видеть своего сына военным моряком. Его друг представил 9-летнего Клода своей матери, известной пианистке, учившейся у Шопена. После прослушивания игры мальчика, её вердикт был однозначен: он «должен стать музыкантом». Мало того, она сама взялась за трёхгодичную подготовку его к вступительным экзаменам в консерваторию. Госпожа Моте де Фервиль продолжала давать уроки своему ученику, несмотря на то, что у Поля Верлена, мужа её дочери, возникли серьёзные проблемы, связанные с его сексуальными взаимоотношениями с Артуром Рембо. Это тем более удивительно, поскольку семейная трагедия, несомненно, удручала её. Что же касается Дебюсси, то после того как он положил на музыку стихи Верлена, стало очевидным насколько сильным оказалось влияние на него этого поэта-символиста, а возможно и Рембо. Во всяком случае, при поступлении в Парижскую консерваторию (1873 год) в его багаже были рукописи со стихами Теодора де Банвиля, учителя Рембо.

Годы учёбы в консерватории, с одной стороны, подтвердили музыкальные способности Дебюсси, выявили его многогранный талант. Он стал первым учеником в классе своего учителя по сольфеджио, А.Лавиньяка. Однако, взаимоотношения с другим его учителем, преподавателем игры на фортепиано, А.Мармонтелем, были напряжёнными, ввиду разногласий, возникших между ними. В то время как юноша тяготел к причудливым аккордам и запрещённым тональностям, к игре Ф.Шопена, В.Моцарта…, преподаватель акцентировал его внимание на классических упражнениях по отработке техники игры, придерживаясь основных канонов дидактического метода преподавания. В результате, он получал ежегодные первые премии по сольфеджио, но значительно реже, и то вторые, по классу игры на фортепиано. Ему на самом деле не хватало темперамента, чтобы стать пианистом-виртуозом. Тем не менее, его сопровождал громкий успех у публики, когда он выступил в качестве пианиста в одном из провинциальных городов. Критики подчёркивали, что его игра отличалась глубоким внутренним содержанием, эмоциональностью, богатством звуковой палитры. Но уход Клода от Мармонтеля был предрешен ещё и потому, что его намного больше интересовала композиция. Усилению этого интереса косвенно способствовал Ш.Гуно, преподававший этот предмет в консерватории. Он не принадлежал к большинству педагогов и студентов, не воспринимавших «странную» игру Дебюсси. Наоборот, Гуно был одним из тех, кто поддерживал своего ученика в его устремлениях. Ещё в 1875 году, будучи студентом, Клод предпринял первые попытки сочинения музыки на стихи Т. Банвиля. В эти же годы, для любившего и тонко воспринимавшего искусство юноши, источником вдохновения были живопись импрессионистов и музыкальные произведения Берлиоза, Массне, Оффенбаха, Сен-Санса… Он восторгался Моцартом, Шопеном, Шубертом. Дебюсси мечтал стать французским композитором. Середина 70-х и начало 80-х гг. 19-го века отмечена появлением его первых вокальных произведений «Мандолина» и «Чудный вечер». Тем временем Дебюсси продолжал учиться гармонии в классе Дюрана, а также совершенствовал технику игры на фортепиано у того же Мармонтеля. 1880-й год был особенным в жизни Дебюсси. Во-первых, получив 1-ю премию за чтение партитур, он этим завоевал право заниматься в классе композиции. Во-вторых, не без участия Мармонтеля, он познакомился с Надеждой фон Мекк, пожелавшей пригласить его в свой дом на летний период в качестве домашнего пианиста с тем, чтобы он давал уроки её детям, аккомпанировал пению её дочери Юлии и играл в четыре руки с нею самой. Вместе с семьей госпожи фон Мекк он путешествовал по югу Франции, побывал в Риме и Флоренции. Благодаря главе семейства, он познакомился с творчеством Чайковского и даже сделал переложения нескольких танцев из «Лебединого озера»; спустя некоторое время их опубликовали.

Класс композиции, ведомый Э.Гиро, полностью отвечал запросам Дебюсси. Здесь он нашёл не только руководителя, но и друга, оценившего его уникальный талант композитора. При помощи П.Видаля он получил место аккомпаниатора в хоровом обществе «Ла Конкордия», а при содействии Ш.Гуно устроился аккомпаниатором учительницы пения госпожи Маро-Санти. Этим Клод смог поддержать себя материально. Знакомство с госпожой Ванье, женой архитектора, одной из учениц Маро-Санти, переросло в более близкие отношения. Пользуясь гостеприимством четы Ванье, Дебюсси не только открыл для себя поэзию С.Малларме и П.Верлена, обогатил свои знания, прочитав множество книг в библиотеке хозяев, но и нашёл себе пристанище, где в течение последующих пяти лет создал много своих произведений.

Прошёл всего год с момента поступления в класс композиции. Клод, принявший решение стать композитором, задумал участвовать в конкурсе на Римскую премию. Победа на этом конкурсе давала ему возможность трёхлетнего обучения на Вилле Медичи, где лучшие студенты консерватории совершенствовались за счёт французского правительства. Однако немедленно взяться за задуманное ему не пришлось. В 1881 году Клод вновь оказался у Надежды фон Мекк, теперь уж в России. В этот приезд его знакомство с творчеством русских композиторов ограничилось лишь знакомством с множеством произведений П.И.Чайковского, несколькими вокальными работами А. Бородина и одной из ранних опер Н. Римского-Корсакова, на большее не хватило времени. Возвратившись домой, Дебюсси занялся, по совету Гиро, академическими композициями, которые, по замыслу, могли бы стать основой конкурсной работы для Римской премии. По ходу, он сочинил ряд работ, свидетельствующих о совершенствовании его музыкального мастерства. Так, например, в 1882 году был опубликован «Ноктюрн и Скерцо» для скрипки и фортепиано. В этом же году он в последний раз составил компанию семейству фон Мекк в их путешествии1, посетил Москву2, Вену3 и Венецию. Лишь в 1883 году Клод представил свою кантату «Гладиатор» на Римскую премию, но занял лишь второе место. Римскую премию он получил в следующем году. Кантата «Блудный сын» оказалась настолько достойным произведением, прозвучавшим на конкурсе, что Ш.Гуно назвал её автора гением.

Завоевав Римскую премию, Дебюсси прибыл в качестве стипендиата на Виллу Медичи (Рим) в начале 1885 года. Но, как выяснилось, он ощущал дискомфорт, находясь в «тюремном бараке» (так он называл своё обиталище). У него не складывались отношения ни со студентами, ни с директором. Его ежегодные музыкальные отчёты, новаторские устремления, не находили понимания со стороны руководства Академии. Чуть ли не единственным утешением для него оказалось знакомство с экспозициями художественных галерей и музеев Рима. К тому же, невероятно полезными были для него встречи с Бойто, Леонкавалло, Верди, Листом, Брамсом (при посещении Вены)…, изучение музыкальных произведений Палестрины и Лассо, использовавших оригинальный контрапункт, привлекавший пристальное внимание Дебюсси и признаваемый им как новаторство. К итогам его пребывания в Риме можно было бы добавить знакомство с итальянской музыкой 16-го века и более глубокое ознакомление с творчеством Вагнера4. Однако, в целом, пребывание в Риме принесло Клоду больше разочарований, чем удовлетворения. Выдержав два года, вместо положенных трёх, он вернулся в Париж. В конце 80-х годов, находясь под влиянием поэтов-символистов, он создал ряд вокальных произведений. Это, например, «Мандолина», «Забытые ариетты», «Акварели», «Бельгийские пейзажи» на слова П.Верлена, «Пять поэм» на слова Ш.Бодлера и др. В эти же годы им сочинены две пьесы для фортепиано «Арабески» и «Маленькая сюита», а также «Фантазия для фортепиано». Несмотря на это, Дебюсси оставался известным весьма узкому кругу лиц, преимущественно из числа знакомых, да ещё посетителей салонов. Несколько большей известности способствовали его новые произведения для фортепиано, а также вышедшее из печати роскошное издание «Пяти поэм». К этому периоду творчества относится и «Баргамасская сюита» для фортепиано, которая опубликована была лишь через 15 лет (3-я часть этой сюиты – «Лунный свет» впоследствии стала наиболее знаменитой)5.

Период расцвета творчества Дебюсси (1-й, по мнению большинства музыковедов и критиков) пришёлся на 90-е годы 19-го столетия. Среди произведений этих лет были: «Ноктюрны», камерно-инструментальный квартет…, и, что особенно важно подчеркнуть, прелюдия к «Послеполуденному отдыху Фавна», после исполнения которой в 1889 году он привлёк к себе внимание широкой музыкальной общественности Парижа. Однако, не только этим ограничивалась деятельность Дебюсси в это время. Благодаря дружеской поддержке издателя Ж.Гартмана публиковались, хотя и с солидными паузами, ранние работы композитора. Он же помогал Клоду находить учеников для уроков на фортепиано, обеспечивал его заказами на аранжировку и переложения произведений Вагнера и Раффа. Кроме того, Дебюсси участвовал в качестве пианиста, сопровождающего лекции К.Мендеса о Р.Вагнере. Но попытка сочинить оперу по написанному Мендесом либретто на сюжет «Сида» закончилась неудачей (на эту работу было затрачено 2 года безуспешного труда). В этом он, искренний вагнерианец, впервые усмотрел негативное влияние, которое оказывал на него Вагнер, «старый колдун из Байрейта»6. Забросив работу над оперой «Родрига и Химена», порвав с Вагнером, композитор, сочинив вышеупомянутые произведения, приступил к созданию оперы «Пеллеас и Мелизанда» по одноименному произведению М.Метерлинка, которой суждено было стать единственной и одной из самых весомых работ композитора. Правда, опера появилась в окончательном варианте значительно позже, после тщательной и длительной работы над ней и внесения множества переделок. В эти же годы состоялись концерты, правда не частые, в программу которых были включены и произведения Дебюсси. Итог последнего десятилетия 19-го века состоял в том, что, как писал Пол Холмс, « в возрасте тридцати трёх лет, Дебюсси приобрёл свой собственный голос, и его имя стало известным»7.

Высший этап творчества композитора пришелся на начало 20-го века. Опера «Пеллеас и Мелизанда» получив всеобщее признание, сделала его знаменитым. Французское правительство наградило его Почётным Крестом. Отойдя от эстетики символизма, он, взамен, приобрёл новые тенденции в своём творчестве. Его внимание переключилось на жанрово-бытовые сцены, всё больше места в его творчестве заняли музыкальные портреты и зарисовки природы. Всё это свидетельствовало о формировании нового стиля. «Вечер в Гренаде», «Сон под дождём», «Остров радости», «Море», «Образы»… – вот примеры наиболее ярких произведений Клода Дебюсси, созданных в этот период. Наряду с основной творческой деятельностью, в 1901 и 1903 годах, он работал в качестве музыкального критика в журналах «Ревю Бланш», а затем и «Жиль Блаз», хотя помимо этого писал критические статьи с 1904 по 1914 год. Его критические работы отличались меткостью суждений, остроумием. В них предельно ясно были выражены его эстетические взгляды и принципы.

Последнее десятилетие отличалось насыщенной творческой и исполнительской деятельностью. Так, в качестве дирижёра, он совершил концертные поездки в Австро-Венгрию, Бельгию, Голландию, Италию, Россию, где имел особенный успех. В это же время у него выявили рак желудка, и он невыносимо страдал от этой страшной болезни. Несмотря на перенесенные две операции и предпринятые иные методы лечения, Дебюсси не прекращал свою творческую деятельность. И хотя новые оперы ему не удались, у него появлялось множество работ в других музыкальных жанрах: «Детский уголок», балет «Ящик с игрушками», «24 прелюдии», «12 этюдов и др. В феврале 1914 года в Риме ему присвоили звание члена Академии святой Сессилии. У Дебюсси возникло особое отношение к Германии, после того как его родина была повержена и унижена Пруссией. Ему тогда было десять лет. Однако новая война с Германией послужила толчком к всплеску его патриотических чувств. Он считал своим долгом не только отстаивать приоритеты французской музыки, но и воспевать красоту в противовес ужасам войны.

Клод-Ашиль Дебюсси, знаменитый французский композитор, умер 25 марта 1918 года во время очередного налёта германской авиации. Траурная процессия включала немногочисленных участников. Среди провожавших его в последний путь были коллеги, часть из которых прибыла с фронта, министр образования, директора двух самых больших музыкальных обществ… Похоронили Дебюсси на кладбище Пер-Лашез в Париже (в 1919 году его прах был перенесен на кладбище Пасси). Об уходе из жизни великого композитора, основоположника импрессионизма в музыке, сообщили в весьма краткой форме: полосы газет были заняты сообщениями о положении на фронтах сражений. Предпринятые по инициативе друзей Клода мероприятия по увековечению его памяти, были впоследствии подхвачены представителями музыкальной общественности, поклонниками таланта композитора: надгробие над его могилою; многочисленные критико-аналитические статьи, биографии, наиболее интересной и увлекательной из которых, на наш взгляд, является «Лунный свет. Роман о Дебюсси», Пьера Ла Мюра; фильмы о нём, а также те, в которых звучат мелодии им сочинённые; Музей Дебюсси и памятник в городе, где он родился… Всё вышеперечисленное, конечно, является свидетельством того, что он не забыт. Но главным в поддержании вечной памяти о великом композиторе является его творческое наследие, исполнение, на постоянной основе, наиболее ярких сочинений в концертах, по радио и телевидению. А его единственную оперу «Пеллеас и Мелизанда» по-прежнему ставят на сценах различных театров мира.

Примечания:

118-летнему Клоду был дан от ворот поворот после того как он, влюблённый в дочку Надежды фон Мекк, Софью, предложил ей руку и сердце.

2 В результате более глубокого знакомства с русской музыкой у Дебюсси возник огромный интерес к ней. Впоследствии, одну из своих критических статей он посвятил М.Мусоргскому.

3 В Вене, возможно, впервые Клод слушал оперу Вагнера «Тристан и Изольда».

4 К этому времени относится его знакомство с вагнеровским «Кольцом Нибелунгов» в Ковент-Гарден (Лондон).

5 В конце 80-х Дебюсси познакомился с Габриэль Дюпон, ставшей его первой официальной любовницей.

6 В трансформации взглядов Дебюсси по отношению к Вагнеру существенную роль сыграл Эрик Сати (об особенностях взглядов Клода Дебюсси относительно творчества Р.Вагнера см. статью В.Ронина в газете «Обзор», №32 за 2012 год). Тот же Сати оказал решающее влияние на увлечение Дебюсси оккультизмом и мистицизмом.

7 В 1899 году Дебюсси, оставив Габриэль Дюпон, женился на её подруге Розали Текье, Лили, как называл её Клод. Однако этот брак продержался лишь несколько лет. Личная жизнь композитора претерпела изменения после того как он встретился с Эммой Бардак, матерью его ученика. Возникшие между ними дружеские отношения переросли затем в более близкие. С Лили он расстался, подав на развод. Также поступила и Эмма. Дебюсси испытывал, возможно, самые счастливые мгновения в своей жизни, когда Эмма родила ему дочку, которую назвали Клод-Эмма (в семье же дочь ласково называли Шушу). Он любил её беззаветно. Ей он посвятил, в частности, сюиту «Детский уголок». Шушу, волею судьбы, довелось прожить всего 13 лет.

Виталий Ронин, Чикаго