Купец сидел, ожидая появления хозяина. Он сидел уже довольно долго, слишком долго… Услужливая память сразу подсказывала адреса, которые могли пригодиться ему в этом городе, а простая логика поясняла, что за это время он мог бы уже посетить не одного нужного для его дела человека. А вот — видите ли — приходится сидеть и терпеливо ждать, выказывая окружающим все признаки смирения.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Разумеется, будь гость в доме обычного раввина или даже главы городской общины, он вел бы себя совсем по-другому, но хозяином тут был Яаков бен Меир, внук самого Раши, чье имя еще при жизни стало незыблемым авторитетом для еврейского мира… Да и его внук,
которого ожидал купец, благодаря толкованиям к комментариям Талмуда своего великого деда и заботами о защите евреев Европы, получил имя “раббену Там”, означавшее “наш совершенный учитель”.
Будем откровенны, купцу не нужна была мудрость учителя, он не жаждал найти у него ответа на один из сокровенных вопросов и вовсе не пытался вложить свою лепту в развитие общинной жизни. Ему хотелось иного. Уже сам факт нахождения в доме Учителя, предстоящая беседа с ним накладывали определенную печать на его будущее.
Основываясь на нем, можно было, в разговоре с влиятельными собеседниками, небрежно заметить: “А вот в прошлом году, слушая “нашего совершенного учителя”, я понял…” И этого было бы вполне достаточно, чтобы кто-то из его возможных партнеров снизил цену, пошел бы на уступки или согласился принять у себя на время его товары. А что еще надо для процветающего молодого человека, чья дальнейшая жизнь сулит массу наслаждений?!..
И тут в комнату вошел пожилой мужчина, которого приветствовали все ожидавшие.
“Значит, это и есть хозяин! — смекнул купец. — А одет Учитель довольно скудно. Неужто евреи не подумали о такой мелочи?! Хотя… с другой стороны, когда многие нищенствуют и голодают… Правильный выбор!”
Купец хмыкнул, невольно обратив на себя внимание сидящих рядом.
Между тем, хозяин дома, знакомясь с гостями-посетителями, внимательно их выслушивал, что-то советовал, с чем-то соглашался и в чем-то убеждал. Рядом стояли его ученики, прислушивающиеся к каждому слову своего учителя.
Спустя какое-то время он подошел и к купцу.
— Я — Моше бен Авраам из Геслиба, занимаюсь торговлей, — представился он. — Много слышал о твоей мудрости и не мог не зайти, дабы не увидеть столь почтенного человека…
— Каждому достаточно того, что он получил, но не всякий знает, что получает, — заметил хозяин. — Ты приехал к нам в город с севера? Довелось ли тебе побывать в Майнце? Как там живут сейчас наши братья?
Купец вздохнул.
— Как и везде, уважаемый, — ответил он. — Несладко ныне живется еврейским общинам по обеим сторонам Рейна… Хлопоты, заботы, придирки сиятельных господ, да и рыцари никак не унимаются…
— Нам нельзя мирится с подобным положением… — прошептал Яаков бен Меир, — но что можем мы противопоставить враждебности окружающих, кроме взаимовыручки, взаимопомощи и веры в силу Всевышнего…
Моше понимал, что слова, произнесенные учителем, относятся скорее к его ученикам, чем к приезжему купцу, одежда и обувь которого выгодно отличались. Вот-вот, и хозяин перейдет к другому гостю, и он не успеет сделать того, что решил буквально в последнюю минуту.
— Почтенный наш учитель, — склонил голову купец, — возможно я проявлю некоторую дерзость по отношению к тебе и к заведенным в твоем доме правилам, но много наслышан о посещавших тебя бедах… об утраченном имуществе во время крестового похода, о страданиях, которые ты вынужден был перенести… Будет правильно, если я поделюсь с тобой небольшой частичкой своей удачи… Прими от меня вот этот мешочек, здесь немного золотых монет…
И будто сам испугавшись своего намерения, Моше судорожно полез рукой в сумку и, покопавшись там, вынул кошель с деньгами.
— Мне по душе твой поступок, — улыбнувшись, сказал Учитель, — мы как раз собираем деньги для нуждающихся евреев, вынужденных кормить большие семьи…
— Ты не понял, уважаемый, — рука с мешочком, протянутая хозяину, чуть замедлила движение. — Что мне до людей, живущих в твоей общине?! Я не знаю — кто они и чем живут, грешники они или праведники? С какой стати я буду отдавать им свои, кровно заработанные деньги?! Я хочу чтобы эти монеты ты потратил на самого себя и на свой дом! Оглянись, разве может столь уважаемый человек жить в подобных условиях?! У конюха, продающего мне лошадей, и то жилище получше…
— Мы все евреи, — спокойно заметил хозяин. — И должны помогать друг другу. Как я смогу спать спокойно, зная, что кто-то рядом страдает от голода? А ты бы смог?
Купец скорчил недовольную физиономию.
— Люди ведь разные, Учитель, — сказал он, — хотя и рождаются одинаковыми. Но одни, получив образование, становятся уважаемыми и богатыми, а другие не только не способны сами заработать на жизнь, но и спускают в никуда имущество отцов и дедов… Почему я должен помогать таким людям?! Только потому, что они мои братья?! А они бы помогли мне?!.. Потому я и хочу отдать эти монеты только тебе. Такой великий человек, как ты, должен нормально жить и работать, не задумываясь о каких-то суетных мелочах.
— Наша жизнь состоит из мелочей, — сказал хозяин и опустил руку. — Кому знать — какая мелочь важнее?!
Моше растерялся. И осознал, что происходит: он стоит, протягивая Яакову бен Меиру кошель с золотом, а тот не берет его. Что скажут люди? Нужна ли ему такая слава?! Господи?!..
— Прости, почтеннейший, — опомнился купец. — Во мне взыграло гнусное честолюбие… Пусть эти деньги, как ты и хочешь, достанутся беднякам…
— Они достанутся самому бедному еврею, — улыбнулся Учитель. — Не волнуйся — это будет правильно.
— Да-да, конечно, — Моше отступил в сторону, а хозяин направился приветствовать следующего гостя.
Через несколько минут купец уже был на улице и, обернувшись, покачал головой.
— Ну я и сглупил! — прошептал он сам себе. — Отдать столько золота на похлебки каким-то нищим, которые меня и добрым словом не припомнят…
Моше было так горько и досадно, словно некий прохиндей исхитрился всучить ему партию испорченного товара.
Через два года на полутемной улочке всякий норовил обойти мерзкого нищего. Он появился в городе ранним утром: жалкий, босой, в грязных лохмотьях… От него дурно пахло, и женщины, едва почувствовав вонь, предпочитали обойти это место стороной.
Нищий просил милостыню, но горожане не проявляли к нему должного сочувствия. Вскоре он прекратил взывать к их сердцам и молча сидел спиной к стене, беспомощно опустив голову. И тут несколько человек остановились возле него. — Ты — Моше бен Авраам? — раздался тихий голос, и нищий узнал Учителя. — Что с тобой произошло?
— Долго рассказывать, — вздохнул бывший купец. — Проклятый герцог положил глаз на моих коней… Меня разорили, избили, изгнали… И теперь я никто в этом мире… Последнее, никому не нужное, ничтожество…
— Не стоит так говорить о себе, — сказал Учитель. — Каждый из нас вправе рассчитывать на помощь ближнего…
— А чем ты можешь мне помочь?! — глухо рассмеялся Моше. — Накормить тухлой бурдой или отвести место для сна в своей прихожей?!
— Богатому и влиятельному купцу — ничем, — ответил Яаков бен Меир. — Но для одного бедного еврея у меня кое-что найдется…
Он кивнул ученику и тот протянул Моше знакомый кошель с золотыми монетами.
Михаил Кагарлицкий
.
.
.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.