«Чудесная миссис Мейзел»: каково еврейское наследие этого сериала

После пяти сезонов, 20 премий «Эмми» и множества еврейских шуток 2 июня выходит финальная серия «Чудесная миссис Мейзел», сообщает журналист JTA Шира Ли Бартов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Кадр из сериала «Чудесная миссис Мейзел»Nicole Rivelli/Amazon Studios

Знаменитый сериал Amazon Prime от Эми Шерман-Палладино окутал зрителей атмосферой Нью-Йорка конца 1950-х – начала 1960-х годов — тем миром, в котором «юмор» означал еврейский юмор, а «культура» — еврейскую культуру.

Но теперь, когда сериал подходит к концу, его еврейское наследие вызывает споры: показал ли он по-новому евреев на современном мейнстримном телевидении? Или это принесло больше вреда, чем пользы, усилив десятилетиями бытовавшие комедийные стереотипы?

Напомним, комедийно-драматический сериал рассказывает о жизнерадостной Мидж Мейзел (Рэйчел Броснахан), прошедшей путь от чопорной домохозяйки из Верхнего Вест-Сайда, оказавшейся в бедственном положении после того, как ее муж завел роман со своей секретаршей, до амбициозной, сквернословящей женщины-комика, пробивающей себе дорогу в индустрии стендап-комедий, где доминируют мужчины. Ее нью-йоркское еврейство окрашивало ее шутки, акцент,  манеры и большую часть ее повседневной жизни. Весь ландшафт сериала еврейский – от состоятельной, аккультурированной интеллигенции (такой, как родители Мидж) до владельцев швейных фабрик  (таких, как ее родственники). Даже радикальный комик-еврей Ленни Брюс, контркультурная икона середины 20 века, появляется как проходной персонаж, который способствует успеху Мидж.

Профессор Университета Канзаса Генри Биал, специализирующийся на теории перформанса и еврейской популярной культуре, рассказывает, что появление «Чудесной миссис Мейзел» в 2017 году стало примером перехода к более откровенному изображению евреев на телевидении, особенно в потоковых сервисах. Хотя персонажи-евреи фигурировали в телесериалах на протяжении всего 20 века – «Голдберги» в 1950-х годах, «Рода» в 1970-х и «Сайнфелд» в 1990-х, – их еврейство часто было скорее закодированным, чем явным. Сетевое телевидение, стремясь привлечь большинство желанных рекламодателям американцев, опасалось оттолкнуть аудиторию, которая не могла принять этнические и расовые меньшинства.

«Если есть только три вещи, которые вы можете показать по телевидению в 8 часов вечера во вторник, то у сетей и рекламодателей будет гораздо больше стимулов оставаться ближе к толпе, потому что вы соревнуетесь за одни и те же результаты, — заявляет Биал. — Но когда люди могут смотреть все, что захотят и когда захотят, тогда открывается гораздо более широкий спектр».

Такие сериалы, как «Прозрачный», «Брод-Сити» и «Сумасшедшая бывшая девушка», дебютировавшие в 2014 и 2015 годах, часто упоминаются наряду с «Миссис Мейзел» в контексте новой волны сериалов о евреях.

Почетный профессор Университета Миннесоты Рив-Эллен Прелл утверждает, что Мидж разрушает стереотип о «еврейской американской принцессе». В начале сериала кажется, что она соответствует этому образу: финансово зависит от отца и мужа и одержима своей внешностью, каждый день измеряя свой вес, чтобы убедиться, что не набрала лишнего. Несмотря на то, что она много лет живет со своим мужем, она укладывает волосы, делает макияж и душится перед тем, как он просыпается.

«Она выглядит для всего мира как фантазия американской еврейской принцессы, — заявляет Прелл. — И все же она более амбициозна, чем можно себе представить, она блестящий комик, создает сюжеты на основе собственной жизни. Эми Шерман-Палладино придумывает антиеврейскую принцессу».

Биал замечает, что отношения Мидж со своим еврейством бросают вызов стереотипу: эта идентичность не является здесь источником невроза или ненависти к себе, как это часто представляется в мужских архетипах Вуди Аллена и Ларри Дэвида или в «Сумасшедшей бывшей девушке» Рэйчел Блум. Благодаря оживленному подшучиванию, язвительным восклицаниям «ой» или восхищению раввином еврейство Мидж выглядит источником утешительного ритуала, радости и праздника.

«У нее есть тревоги и проблемы, но ни одна из них не из-за того, что она еврейка», — заявляет Биал.

Некоторые критики утверждают, что изображение еврейской культуры в сериале основано на поверхностных клише. В рецензии 2019 года телевизионный критик Пол Браунфилд сказал, что «Чудесная миссис Мейзел» изменила стереотипы, придав им оттенок «ретро-шика». Он указал на постоянный контраст между Вайсманами (ассимилированными культурными евреями Верхнего Вест-Сайда) и Мейзелами (грубыми, ориентированными на деньги евреями Гармента), утверждая, что эти поверхностные типы заменяют исследование того, каким на самом деле был тот исторический период для американских евреев.

«Каким бы “еврейским” ни хотела видеть сериал Шерман-Палладино, “Мейзел” не в состоянии отразить реалии того момента в еврейской американской истории, который он демонстрирует, — писал Браунфилд. — И это, в конечном счете, то, что вызывает у меня отвращение к его тону: фишка, стереотипы, успокаивающая самопародия».

Энди Сэмберг раскритиковал сериал, будучи соведущим «Золотого глобуса» в 2019 году. «Это сериал, который заставляет зрителей сесть и спросить: “Подождите, но это же антисемитизм?”» — шутил он.

Другие критиковали кастинг сериала: главную героиню, ее родителей Эйба и Роуз Вайсман (Тони Шалхуб и Марин Хинкл) и Ленни Брюса (Люк Кирби) играют неевреи. Дебаты о подборе актеров-неевреев на роли евреев разгорелись в последние годы, выбирая в качестве мишеней не только Броснахан в роли Мидж Мейзел, но и Фелисити Джонс в роли Рут Бадер Гинзберг в фильме «На почве секса», Хелен Миррен в роли Голды Меир в «Голде» и Габи Хоффман и Джея Дюпласса в роли брата и сестры Пфефферман в «Прозрачном». Комик Сара Сильверман популяризировала метафору «еврейское лицо» с целью раскритиковать эту тенденцию.

«Наблюдать за актером-неевреем, изображающим, например, еврея-ябедника, просто… ах… как-то неловко и смущающе», — заявляла Сильверман в своем подкасте в 2021 году.

Расцвет Мидж как комика связан с ее вымышленным сотрудничеством с Ленни Брюсом. В сериале его персонаж выглядит несколько мягче, а в жизни Брюса клеймили «больным комиком» за едкую сатиру, выступления против консерватизма, расизма и морального лицемерия. В период с 1961 по 1964 год ему было предъявлено обвинение в нарушении законов о непристойности в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго и Нью-Йорке, также он был депортирован из Англии. На суде в Лос-Анджелесе в 1963 году Брюса обвинили в использовании идишского слова «шмок», которое воспринимается как непристойность и означает «член». Он объяснял, что в разговорном еврейском слово «шмок» означает «дурак».

Доведенный до нищеты безжалостным судебным преследованием, полицейскими оскорблениями и занесением в черные списки большинства клубов по всей стране, он умер от передозировки морфина в 1966 году в возрасте 40 лет. Трагедия реального Ленни Брюса отбрасывает тень на триумфы вымышленной Мидж Мейзел.

Соединенные Штаты, с которыми он боролся до самой своей смерти, также выглядят сравнительно безоблачно сквозь призму «Чудесной миссис Мейзел»: главная героиня борется с женоненавистничеством, но мало интересуется другими социальными пороками, включая безудержный антисемитизм.

«Действие ”Миссис Мейзел” происходит в перенасыщенном фобиями Нью-Йорке 1958 года, где об антисемитизме, расизме, гомофобии и даже сексизме едва слышно», — писала Рохл Кафриссен в 2018 году.

Размышляя о той критике, которая скопилась к 2020 году, Шерман-Палладино и ее муж Даниэль Палладино, исполнительный продюсер и ведущий сценарист сериала, заявляли, что попытки успокоить каждого зрителя-еврея – бесполезное  занятие.

«Мы знали, что если покажем еврейскую семью в храме и расскажем о Йом-Кипуре и тому подобных вещах, всегда найдутся люди, которые будут придираться к деталям: возможно, мы действительно не совсем правильно что-то поняли, — замечает Палладино, не являющийся евреем. — Но большая часть отзывов, которые мы получали, такова: ” Спасибо вам за то, что вы показали евреев как евреев”».

Шерман-Палладино добавляла: «Здесь много разных видов евреев! Люди говорят: “О, еврейские стереотипы”. Ну о чем они говорят? У нас есть образованный еврей, у нас есть женщина, которая счастлива стать матерью, есть еще одна женщина, выступающая в качестве стендап-комика… У нас широкий круг евреев».

Как бы ни оценивали «Чудесную миссис Мейзел» в будущем, сериал останется очень значимым в смысле внедрения нового типа еврейской героини в сознание масс, считает Биал.

«Из-за популярности, долговечности и качества он станет примером, — замечает он. — В истории евреев и истории телевидения это будет глава конца 2010-х – начала 2020-х годов: вы обязательно должны будете упомянуть “Миссис Мейзел”. Совершенно очевидно, что это веха в репрезентации евреев, и особенно еврейских женщин».

Источник

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.