ЧУДЕСА ИОРДАНСКИЕ. Часть первая

Ярденит. Таинства Крещения

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

В часы, когда вы читаете эти строки, от реки Иордан то и дело продолжают отбывать автобусы, на которых приезжали группы паломников, чтобы успеть отметить Крещение Господня. А если успеть не удалось, то просто посетить сей райский уголок постфактум.

Если учесть, что ежегодно таковых насчитывается от 200 до 400 тысяч, то при любом числовом раскладе священное для христиан место осваивается в январе тысячами людей.

И теми, кто поклонился святыни, кто впервые или повторно принял здесь крещение, да и просто окунулся в иордановы воды и побродил в окрестностях, насладился изумительным уголком природы. Той же оливой, посаженной здесь, как сказано в указателе, больше двух веков назад.

Всякий здесь получает то, на что рассчитывал. Автор не исключение. Ему, заскорузлому атеисту, хотелось просто побывать в Ярдените, как именуется  место, где река выходит из озера, и посмотреть, как принимают  обряд крещения новички – семикратным погружением с головой. Хотя, между прочим, на всех полотнах, посвященных Крещению Иисуса, изображено не погружение или окунание, а поливание головы Спасителя из ладоней Иоанна.

Оговорюсь: я был здесь не зимой, а весной, аккурат в дни Пасхи по православному календарю.

Ярденит, комплекс в северной части Галилеи, находится возле берегов озера Тивериадского. Слово «комплекс» ключевое.

Речь идет о достаточно оборудованном месте (здесь комфортно благодаря каскадам ступеней), где воды незаилены и лишены песка, а течение вод умеренно стремительное. Что усиливает впечатление от эффекта «обратный поток», о котором еще будет сказано. Эти три обстоятельства и способствовали популярности Ярденита.

Ярденит представляет всевозможные удобства для посетителей: паркинг, лавки с сувенирами, рестораны. Желаешь совершить омовение – изволь: рядом магазинчики, где можно арендовать или приобрести необходимую для проведения обряда одежду. Здесь проложены дорожки, обустроены места для переодевания и совершения омовения, рядом находится центр для паломников.

Что касается воцерковленных – прихожан греческо-православной и католической церкви, считается: повезло тем, кто сделал это 19 января.

В этот день на Иордане патриархатом служится праздничный молебен. Все прибывшие желают насладиться повтором чуда, которое случилось при крещении Иисуса. Напомню, на Него снизошел Святой Дух, и воды обернулись вспять. Вот и сейчас, желая вновь удостовериться в феномене,  повторяющемся ежегодно, православные пускают вдоль реки в Мертвое море деревянные кресты, на которых горят свечи, 19 января приплывающие назад  обратным течением.

Иордан. Река и ее смыслы

Река, повернутая вспять, – часть Таинств Крещения. Сам Иордан, даже безотносительно к истории христианства, загадочное явление. Один из трех истоков Иордана красивым водопадом стекает с горы Хермон и бурлит в камнях и деревьях. Ручей пробегает, наращивая скорость с полкилометра, и впадает в озеро Кинерет, оно же Тивериадское, оно же Генисаретское или Море Галилейское.

Любопытная деталь: на физических картах Иордан помечен аккурат на воображаемой оси Кинерета, которая зрительно делит озеро вдоль и пополам. Словно сама река выбрала эту осевую линию по принципу «Не доставайся же ты никому». Хотя на самом деле воды Иордана соединяют Сирию, Ливан, Израиль и Иорданию. И по идее должно объединять народы, черпающие из нее живительную влагу.

По мере устремления на юг поток теряет свою пресность, набирается соли и протекает еще примерно такое же расстояние, как от истока до озера. Пока не пополняет Мертвое море.

Воды, еще считанные часы назад животворные, становятся солеными и безжизненными. Как то и дело усложняющиеся взаимоотношения названных государств, которые словно подтверждает название реки: Иордан переводится как ниспадающий, спускающийся.

Некоторые исследователи сравнивают Иордан с человеческой жизнью. Поначалу неугомонный, он словно малыш, беззаботно скачет по базальтовым камням; затем, словно юноша, прокладывает себе дорогу; мужественно продвигаясь все дальше на юг, он наслаждается своей силой и неторопливым плавным бегом; покидая Кинерет, петляет и теряет ориентиры, будто рассеянный старик; и, наконец, погружаясь в Мертвое море, завершает земной путь. Однако достаточно подняться на гору Хермон, чтобы убедиться: жизнь ежеминутно возрождается.

Это сочетание вечной жизни и вечной смерти отсылает к биографии и миссии Иисуса Христа.  Известное высказывание гласит, что река Иордан является местом Его крещения. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил изо воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк, 1, 9-11).

Стена, ведущая к входу на территорию Ярденита унизана этими строками из Нового Завета в переводе на различные языки. В том числе, разумеется, на иврит. И вовсе не случайно. Эта река была известна иудейским праотцам и вождям Аврааму и Иакову, Иосифу и Моисею.

Многоязычная стена у Ярденита – цитата из Назарета, где прошли детство и юность Спасителя. Из-за чего его называли «назаретянином» или «ха-ноцри», то есть «житель города Нацрат». Здесь напротив Базилики Благовещения тянется долгий ряд портретов Святой Марии. Каждый из них изображает Марию в национальном стиле.

При этом  Ярденит – вовсе не место крещения Иисуса Христа, а выбранная несколько десятков лет назад условная точка такового. Действительное же расположено ниже по течению Иордана. Священной точкой считают поселение Вифавара – сегодняшний Каср-Эль-Яхуд, где  также проходят обряды крещенья паломников. Считается, что упомянутое поселение и было местом, которое указывалось в священных текстах. Но как там нынче проводить крещение, если река за многие века утеряла русло?!

Еще одно вероятное место крещения – озеро Кинерет, у храма Двенадцати Апостолов.

Эта вероятность основана на том, что именно здесь, на берегах Кинерета, Иисус Христос вершил свои деяния. Здесь призвал он на служение Апостолов. Здесь проповедовал и совершал чудеса: исцеление расслабленного, тещи апостола Петра, слуги сотника.

Здесь и с самим храмом Двенадцати Апостолов, построенном век назад в пустынном, отдаленном от селений месте, произошло чудесное преображение. Он был действующим до образования государства Израиль в 1948 году. Затем, в связи с тем, что территория храма попала на нейтральную приграничную полосу, последовал 20-летний период упадка, который был прерван лишь в результате победы израильской армии в Шестидневной войне.

Так на земле Израиля происходит на каждом шагу. Любой событие в его как ветхозаветной, так и новейшей истории причудливым образом отзывается событиями сегодняшнего дня. Каждый квадратный метр Священной Земли – волнующий рассказ, пробуждающий память, которая льется и со страниц Книги и  из уст наших дедов (до ста двадцати!), а то и вовсе интуитивно, на генетическом уровне.

В таком контексте воспринимаешь Иордан. Понимаешь, почему принято считать, что воды именно этой реки  несут тот самый сокровенный духовный смысл, который питает идею Крещения.

Ярденит выглядит гораздо привлекательней, чем истинное место крещения у Вифавары. Во-первых, Ареал  Ярденита примечателен тем, что он – самая широкая и глубоководная часть Иордана. В нем даже поплавать можно. Вода здесь действительно чище, чаще бирюзовая, тогда как у Вифавары – мутно-желтая по причине преобладания глинистых почв. Конечно, белые рубашки после вифаварского погружения обретают именно желтый оттенок, а волосы оказываются набиты песком. Ну что ж, таковы издержки Таинства. Зато спасает осознание того, что ты трижды погрузившись в Иордан (по другой традиции  семижды) принял Крещение (первого или второго в твоей жизни) именно там,  где  Спаситель.

Великое откровение Спасителя у врат ада

Берега у истока Иордана обрамлены высокими деревьями и кустарниками. Этот зеленый массив в древности породил город Паниас, названный так в честь греческого бога лесов Пана, которого израильтяне называют Банияс. Говорят, некогда тут, в нише, высеченной в скале, названной «вратами ада», была статуя Пану, густо покрытому шерстью. Здесь проводились жертвоприношения и устраивались оргии.  Пан как божество стихийных сил природы, требующее кровопролития, наводил на людей такой ужас, что в языках многих народов он остался в виде устойчивого слова «паника». Пришедшие на смену язычникам христиане причислили Пана к  миру тьмы, именуя его бесом полуденным, а  Паниас еще долго именовали городом лешего.

Причудливо согласуются языческие и христианские предпочтения обитателей Прииорданья, образуя единую среду обитания светлых и темных сил.

За 200 лет до Рождества Христова город Паниас упоминался в летописях как место битвы между птолемеями и селевкидами, правившими в Сирии. Захватившие Иудею  римляне в лице императора подарили Паниас Ироду Великому, и тот выстроил святилище в честь Августа возле пещеры с каменными нишами. Так возникло культовое языческое место. Во времена правления сына Ирода Филиппа Паниас был столицей округа, Ирод переименовал его в Кесарию Филиппову. Вот именно под таким названием город упоминается и в Евангелии: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого  люди почитают Меня, Сына Человеческого?»… Симон же Петр отвечая сказал: Ты Христос – Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: … И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; И дам тебе ключи Царства Небесного;  и что свяжешь на земле, то  будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено  на небесах» (Мтф. 16, 13-19).

Диалог этот состоялся у «врат ада», и почему Спаситель сделал такой странный выбор места для оглашения ключевого завета о создании Церкви, не очень понятно. Однако факт остается фактом: это место для христиан очень важное. Здесь Иисус символически «вручил» Петру ключи от Царства Небесного и указал путь спасения человечества.

Иордан легко породнил языческое и конфессиональное преклонение. И в этом это еще один феномен.

Давнее и сегодняшнее – в едином потоке вод и времен

Примечательно, что именно в пределах Панаса иорданову воду, говорят, можно просто зачерпывать и пить – настолько чистой она по сию пору стекает с гор. Возможно, и поэтому еще с ветхозаветных времен воды Иордана считались святыми и чудотворными.

Одно из чудес произошло во времена Иисуса Навина, который вел иудеев народ в Землю Обетованную после смерти Моисея. А Иордан той поры был настолько полноводным, что неизвестно, чем закончилась бы переправа для евреев. Но когда евреи с Ковчегом Завета стали погружаться в Иордан, воды расступились, как в Чермном море, пока Иисус Навин с Ковчегом не перешли на другой берег.

Столь же охотно, согласно Библии, воды Иордана расступились, и по ним, как по суху, прошли Илия и Елисей. Здесь, перед вознесением на небо Илия передал свой пророческий дар ученику Елисею, а тот, будто тестируя реку, повелел топору всплыть на поверхность воды, что тот немедленно проделал. Спасаясь от преследований          сирийцев, Ионатан, один из братьев Маккавеев, переправился черед брод.

Возможно, и нам, потомкам великой славы от предков, достанет мудрости не делить Иордан на национальные отрезки и с уважением относиться ко всем конфессиям, не отдавая предпочтения ни одной. Но – в равной степени чтя знаковые дни, традиции, особенности. И, конечно, наслаждаться шумом прибоя Галилейского моря-озера отдыхать в тени роскошной зелени и вдыхать благоухание цветов у храма Двенадцати апостолов.

Близ места, где Иордан, благословивший миссию Спасителя, пополняет сияющую чашу. Только здесь осознаешь, как сказочно красива земля Израиля

и почему именно здесь возможна череда бесконечных чудес, восхищающих человечество.

Александр МЕЛАМЕД. Фото автора

Александр Меламед
Автор статьи Александр Меламед Журналист, писатель

После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.