Чего не хватает памятнику Ивану Грозному в Орле

Поставили памятник Иоанну iV в Орле. Царь! из песни, то бишь истории, не выкинешь! всем царям памятники стоят, почему Ивану Грозному не должно быть? это наша история!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Хорошо, пусть стоит. Только ведь как обычно царям-императорам ставят памятники? Вспомним памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге: постамент памятника – это великие люди, которые окружали ее, это, по сути, деяния ее царствования, много поспешествовавшие славе России. Так почему нет того же у памятника Ивану Грозному? Кого славного и выдающегося можно изобразить в его подножии? Курбского, бежавшего от возможной казни в Литву? Казненного князя Александра Борисовича Горбатого-Шуйского, обвиненного в связях с Курбским? Задушенного в ссылке руками Малюты Скуратова игумена Филиппа, не дававшего опричникам благословения на их дела? Или же самого Малюту, вращающего ворот дыбы?

И что, забыть, как лютовал Грозный на Новгородчине, дав ход облыжному доносу некоего волынца Петра, обиженному этими новгородцами и состряпавшему фальшивую грамоту, где они будто бы просились под власть польского короля? Вел там царь русской земли себя как оккупант, усмирявший огнем и мечом чужестранный непокорный народ. Вот некоторые цитаты из «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьева, написанной в высшей степени информационно-объективно и с неменьшей любовью к отечеству, чем у нынешних его радетелей:

«…6 числа приехал сам царь с сыном Иваном, со всем двором и с 1500 стрельцами… царь… после обедни пошел к архиепископу в Столовую палату обедать, сел за стол, начал есть и вдруг дал знак своим князьям и боярам, по обычаю, страшным криком; по этому знаку начали грабить казну архиепископа и весь его двор, бояр и слуг его перехватали, самого владыку, ограбив, отдали под стражу… Иоанн с сыном отправился… на Городище, где начался суд: к нему приводили новгородцев, содержавшихся под стражею, и пытали, жгли их какою-то «составною мудростию огненною»… обвиненных привязывали к саням, волокли к Волховскому мосту и оттуда бросали в реку; жен и детей их бросали туда же с высокого моста, связавши им руки и ноги, младенцев, привязавши к матерям; чтоб никто не мог спастись, дети боярские и стрельцы ездили на маленьких лодках по Волхову с рогатинами, копьями, баграми, кололи рогатинами и копьями и погружали в глубину; так делалось каждый день в продолжение пяти недель».

«Какое впечатление произвел на новгородцев погром, всего лучше видно из следующего известия: 25 мая 1571 года в церкви св. Параскевы на торговой стороне у обедни было много народа; когда после службы стали звонить в колокола, вдруг на всех напал таинственный ужас, все побежали в разные стороны… не зная, куда бегут, купцы пометали лавки, отдавали товары собственными руками первому попавшемуся. Точно такое же известие о переполохе встречаем в летописях под 1239 годом, после Батыева погрома».

«Из Новгорода Иоанн направил путь ко Пскову… Но дело не кончилось Новгородом и Псковом: по возвращении царя в Москву началось следствие о сношениях новгородского архиепископа Пимена и новгородских приказных людей с боярами… сношения происходили о том, чтоб сдать Новгород и Псков литовскому королю, царя Иоанна извести… Это сыскное дело до нас не дошло, а потому историк не имеет права произнести свое суждение о событии. Известны следствия: казнены были князь Петр Оболенский-Серебряный, Висковатый, Фуников, Очин-Плещеев, Иван Воронцов… и многие другие, 180 человек прощено… Вяземский умер от пыток, Алексей Басманов, как говорят, был убит сыном Федором по приказанию Иоанна. Владыка Пимен Новгородский сослан был в Венев».

И все это Сергей Соловьев написал в своей «Истории России…», основываясь не на иностранных источниках, как сейчас нас пытаются уверить радетели Грозного-царя, а на наших, отечественных. И если где, как видно из последней цитаты, не может опереться на источник со всею достоверностью, то избегает какого-либо суждения.

Да, последние годы правления Иоанна IV казней не было, утихомирился первый русский царь. Но мало он помордовал русский народ до этого, недостаточно набезумствовал?

И не простил ему русский народ его зверств. Вот едва не полтысячелетия прошло, а помнит. Знаете, в чем это выражается, чем поверяется? Анекдотами! Нет про Ивана Грозного анекдотов. Вот и про того царя есть, и про другого (а уж про Пушкина, царя и солнце нашей поэзии – не счесть), про Ленина-Сталина их полно, а про Грозного – ни одного не знаю. Забыть бы хотел русский человек об этом царе как о страшном сне. Забыть и не помнить. Так не напоминайте же ему о нем. Вы не за русский народ радеете своими напоминаниями, а восстаете против него, уподобляетесь тем самым боярским детям и стрельцам, что с копьями и баграми ездили на лодках и топили русских людей, не давая им спастись.

Анатолий Курчаткин
FB

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.