Каждый год несколько недель миллионы евреев, собравшихся в синагогах по всему миру, читают об Исходе из Египта, одном из основополагающих моментов еврейской истории и идентичности на протяжении тысячелетий, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Росселла Теркатин.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Однако библеисты и, особенно, археологи, в большинстве своем скептически относятся к тому, что повествование с точностью отражает исторические события. Они указывают на отсутствие археологических свидетельств в Египте или в других местах, упомянутых в истории, а также на отсутствие сведений об этом вне самой Библии. Однако по словам профессора Иошуа Бермана с библейского факультета Залмана Шамира Университета Бар-Илан, некоторые из его коллег совершают фундаментальную ошибку: они ищут доказательства Исхода в Египте, вместо того, чтобы искать следы египетской культуры в Торе, Пятикнижие Моисеевом. «Тора пропитана египетской культурой и ее реакцией на нее», — заявил Берман. «Что я нахожу невероятно захватывающим, так это то, насколько Тора знакома с египетской культурой, предполагая, что евреи действительно были в Египте, и они были там долгое время. Но также и то, как Тора взаимодействует с этим материалом, называют культурной апроприацией — когда люди используют пропаганду своих угнетателей и делают ее своей», — подчеркну он.
«Г-сподь вывел нас из Египта рукою крепкою, мышцею простертою и силою устрашающею, и знамениями и предзнаменованиями», — говорится в стихе из книги «Дварим», описывающем Исход. Выражение «крепкая рука и простертая мышца» встречается в Библии несколько раз, но только в контексте Исхода. Берман заметил, что это не случайно, так как подобные восхваления использовались и в Египте. «Когда мы смотрим на надписи периода Нового царства, между 1500 и 1200 годами до н.э., примерно в период порабощения, эти выражения обычно используются для описания фараонов и их побед в битвах, например: «Фараон победил ливийцев могучей рукой»», — рассказал он. Этот образ использовался для обозначения фараона именно в это конкретное время. Это делает маловероятным, что евреи или более поздние библейские авторы знали об этом столетия спустя, сказал Берман.
Другой элемент, подтверждающий теорию Бермана, — это барельеф, изображающий то, что считалось величайшим достижением Рамзеса II, битву при Кадеше, где он одержал победу над хеттами в том, что эксперты называют величайшим сражением колесниц в истории. Считается, что Рамзес II, правивший в 13 веке до н. э., был тем самым фараоном, о котором говорится в повествовании об Исходе. Барельеф был высечен в храме, посвященном фараону в Абу-Симбеле, недалеко от границы с Суданом. «После его победы изображения его военного лагеря появились по всему Египту», — рассказал Берман. «В центре этого был его походный тронный зал, состоящий из двух помещений, включая меньшее, где сидел сам Рамзес». «Ученые отметили, что левая комната имеет размеры два к одному, а правая — один к одному», — сказал он. «Это в точности размеры Скинии в Торе». Скиния — переносное святилище, построенное евреями во время их скитаний по пустыне. «Утверждается, что она была создана по образцу тронного зала Рамзеса», — заявил Берман.Еще одна связь между битвой с хеттами и историей Исхода заключалась в том, что хетты изображены убегающими в реку. Кроме того, после победы войска Рамзеса поют посвященную ему хвалебную песнь. «В книге «Шмот» евреи также поют хвалебную песнь Б-гу, и слова очень похожи», — рассказал Берман. «Например, Рамзес описывается как испепеляющий своих врагов, как мякину, как солому, и израильтяне также говорят, что Б-г испепелил их врагов, как солому. Других текстов с подобным образом на древнем Ближнем Востоке нет».
По его словам, использование в Торе имен явно египетского происхождения также предполагает тесную связь с египетской культурой. «Мириам, например, означает «возлюбленная Амона», — добавил он. Что касается отсутствия доказательств порабощения и побега израильтян в Египте, Берман заметил, что египтяне никогда не фиксировали поражений и негативных моментов, «точно так же сегодня никто не пишет в резюме, что они были уволены». Это правда, что многие исследователи не верят в то, что Исход был. Но многие другие полностью поддерживают мнение, что он был, заявил он. Добавив, что очень часто эти две школы также отражают разные политические взгляды.Сам Берман исследовал эту тему в течение последних 10 лет. В прошлом году он, наконец, смог осуществить свою мечту и посетить Египет и различные места, связанные с этой темой. 17 января он снова отправился в Египет в специальную 10-дневную кошерную поездку, чтобы посетить те же места. «Я подумал, что было бы здорово привезти религиозных евреев посмотреть, где были порабощены их предки», — заявил он перед поездкой.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.