Прочитал я недавно (с некоторым опозданием) статью Бориса Гулько «Драма неразделенной любви» и вслед за Егором Лигачевым захотелось воскликнуть: «Борис, ты не прав!».
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Начну с того, что уважаемый гроссмейстер возложил вину на всех евреев, в том числе и на себя, и на меня, за то, что евреи, будучи «очарованы идеями социализма», сподвигли еврея Карла Маркса на создание «законченной теории неизбежности социализма – философскую, историческую, экономическую, политическую» ее составляющие. Ну, а поскольку социализм и антисемитизм, по мнению Гулько, тождественны, возникла «тяжелая драма отношений евреев и возлюбленного ими социализма, испытывающего ныне жгучее отвращение к назойливой былой любовнице. В романе евреев с социализмом присутствует и элемент инцеста. Евреи когда-то родили, вскормили своей и чужой кровью и долго пестовали неверного сердцем изменщика». Красиво закручено. Попробуем разобраться.
Разговор о еврействе Маркса – особый. Он был внуком раввинов и потомком нескольких поколений ученых-талмудистов. Но его отец выкрестился, и Карл Маркс рос уже в отрыве от обычаев и традиций иудаизма, он был совершенно чужд еврейской культуре и традициями и его отношение к евреям и иудаизму было крайне отрицательным. Его нападки на евреев и иудаизм – омерзительны. В одном из своих трудов Маркс утверждал, что современная коммерция является триумфом иудаизма – псевдорелигии, богом которой служат деньги, а сами евреи представляют собой меру зла в мире. В статье «К еврейскому вопросу» Маркс не только называет еврейство химерической национальностью, но и пишет, что «деньги – это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другоамерика история, го бога». По Марксу, мирамерика история, ской культ еврея – торгашество; в еврейской религии содержится презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как самоцели. Итак, антисемитизм Маркса не нуждается в комментариях. Логично ли, утверждая, что развитие, благодаря ему, социалистических идей привело к росту антисемитизма, делать акцент на его еврействе (по крови)?Обвинив, в лице Маркса, евреев за социализм (что, повторю, тождественно, по Гулько, антисемитизму), он как бы забыл, что антисемитизм имеет многовековую историю, и проявления антисемитизма были уже в античном мире. Но особое развитие антисемитизма связано с появлением христианства. А поскольку Иисус рожден был еврейкой, его ученики-апостолы все сплошь были евреями, вот был бы и повод возложить на евреев вину за появление христианства, а следовательно, и за последующий антисемитизм. В задачу Гулько это не входило. Он должен был связать антисемитизм со столь нелюбимым им (как и мною, кстати) социализмом.
Продолжая свою линию по обвинению евреев в продвижении идей социализма, Гулько пишет: «На базе Бунда – еврейского рабочего союза, возникли два крыла российских социал-демократов: последовательные марксисты – большевики… и меньшевики… (Вот так – на базе Бунда. Это большая новость в историографии российской социал-демократии. Сказал бы просто: «на базе лиц еврейской национальности». На самом деле, Бунд участвовал в подготовке и проведении I съезда РСДРП и вошёл в РСДРП как организация, автономная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. –З.К.). И теми, и другими руководили, в большой степени, евреи. Октябрьский переворот организовал Троцкий».
Ну что же, Гулько не первый еврей, который возлагает на евреев вину и ответственность за октябрьский переворот, а следовательно, и за все, что произошло после этого. Еще более радикальную мысль высказал писатель Михаил Веллер – он предложил евреям покаяться: «Любой честный человек и любой благородный народ начинает выяснение отношений с другим народом с того, что кается в своих винах… И, по чести и совести говоря, евреям есть в чем покаяться… Если уж вы такие страдающие и обижаемые другими – сначала повинитесь в обидах, причиненных вами. Да, я имею в виду революционеров, большевичков. Но не только. А меньшевики кто были? …Только очистив собственную совесть признанием, очистив душу покаянием и замолив грехи, хотя не все грехи замолить можно, но было бы хоть понимание и желание – можно вести разговор дальше…» Кстати, очень похожую мысль высказал и Солженицын: «…еврейскому народу следует отвечать и за своих революционных головорезов, и за готовные шеренги, пошедшие к ним на службу. Не перед другими народами отвечать, а перед собой и перед своим сознанием, перед Богом».
И Солженицын, и Веллер, а теперь и Гулько, озвучивают имеющую хождение среди части людей и усиленно раздуваемую антисемитами мысль о безусловной вине евреев (всех евреев!) и их ответственности за преступления, совершенные большевиками во время и после октябрьского переворота. Несчастный русский народ. Горстка еврейских социалистов и большевиков, малое еврейское меньшинство ввергли страну с почти двухсотмиллионным населением вначале в пучину гражданской войны, затем в красный террор, затем в сталинский террор и т.д. Семен Резник сказал по этому поводу: «У меня нет ни малейшего намерения оправдывать евреев, которые лично участвовали в преступлениях коммунистического режима, как нет и потребности каяться за их грехи. И, тем более, у меня нет стремления умалять причастность евреев к тем потрясениям, которые переживала Россия до революции, во время революции и после революции. Евреи жили в одной стране с русским и другими народами царской, а затем советской империи; значит, содействовали всему хорошему и плохому, что происходило». Полностью с ним согласен. И правильно записала Анна Франк в своем дневнике: «За все, что делает христианин, он отвечает лично. За все, что делает еврей, отвечают все евреи».В статье Гулько прослеживается четкая линия. Он описывает творимое евреями «зло», возлагая на них (т.е. на нас!) ответственность за рост социалистических идей в Европе. Еврей Маркс вкупе с другими евреями взрастили социализм. Опять-таки евреи, очарованные идеями социализма, организовывали в разных странах революции – где-то неудачные, в Баварии и Венгрии, а где-то, например, в России, вполне удачные. Но при этом, пишет Гулько, «историю СССР можно рассматривать как историю крушения еврейских иллюзий». «Но почему же только еврейских?», задаю я вопрос Гулько. А затем началось победное шествие социалистических (в большинстве случаях отнюдь не марксистских) идей в Европе. В последующие несколько десятилетий во многих странах Европы приходили во власть и сейчас остаются правительства, руководимые социал-демократами, конечно, не последователями Маркса. Но, «… во всех они враждебны сегодняшнему коллективному еврею – Израилю». Самым страшным был приход к власти в Германии якобы социалистической, а на самом деле национал-социалистической рабочей партии Германии, а попросту нацистской, фашистской партии. Это конечно была антимарксисткая партия, и она повинна в Холокосте, в уничтожении 6 миллионов европейских евреев. Не понятно, для чего Гулько упомянул эту нацистскую партию? Может быть, чтобы и на ее примере еще раз подчеркнуть вину евреев за социализм, за все плохое, что происходит в мире? «За что боролись, на то и напоролись», как бы говорит Гулько.
Особый раздел в статье Гулько отводится ситуации в Америке. Действительно, и здесь можно согласиться с автором, Демократическая партия представляет почти полный аналог социал-демократических партий Западной Европы, а нынешний всплеск социалистического движения в США может быть отнесен на счет сенатора социалиста Берни Сандерса. «Этот политик наиболее полно олицетворяет либеральное американское еврейство», пишет Гулько. И далее: «Подавляющая часть американского еврейства – 70% – идентифицирует себя демократами». Все правильно. Только можно ли считать либеральных американских евреев последователями Маркса, или польского еврея Фердинанда Лассаля, создавшего немецкую федерацию профсоюзов, а затем основавшего немецкую социал-демократию, или создателя правой социал-демократии, основанной на ревизии марксизма – Эдуарда Бернштейна, о которых пишет Гулько? Не правильнее было бы признать, что сами по себе либеральные идеи о всеобщем равенстве, толерантности, политкорректности, социальной справедливости (вплоть до того, что у богатых лишнее забрать и раздать бедным), а еще и сострадание к угнетаемым или к якобы угнетаемым отдельным особям или к целым народам и т.п. могут быть привлекательны для части людей. Отсюда и эксплуатируемая либеральными демократами якобы забота о черном населении Америки, о правах национальных меньшинств и нелегалов, о правах гомосексуалов и бисексуалов и т.п. Американским евреям, которые, в отличие от русских евреев, не испытали «радости» жизни в «социалистическом раю» оказались близки эти леволиберальные идеи. И вряд ли это влияние трех евреев, включая отрекшегося от еврейства Маркса, идеологов трех ветвей социализма, которые творили в 19 веке. О какой драме и о какой неразделенной любви у значительной части еврейства, американского еврейства, пишет автор?
Неоправданно плохое отношение американских евреев к Израилю – следствие их леволиберальной ориентации, которая включает в себя заботу обо всех «угнетаемых и обиженных». Они критикуют политику Израиля в отношении палестинских арабов и занимают их сторону в конфликте с израильтянами. Негативная политика американских евреев в их отношении к Израилю совпадает с политикой либеральной Демократической партии Америки и большинства социал-демократических партий Европы. Антисемитизм ли это? В связи с появлением государства евреев начался новый этап в долгой истории антисемитизма – «новый антисемитизм». Натан Щаранский дал точное определение нового антисемитизма, который направлен не только против еврейского индивидуума и еврейской общины, как в прошлом, но и против еврейского государства: «Новый антисемитизм носит маску легитимной критики государства Израиль, но при этом критики раздувают вне всяких пропорций действия государства Израиль и изображают его в качестве символа зла, включая сравнение израильтян с нацистами».
Антисемитизм значительно усилился в мире в последние десятилетия. Мусульманское нашествие на Европу, спровоцированное либеральной политикой правительств Европы, не желающих вести борьбу с нелегальной исламской эмиграцией, принесло в Европу волну антисемитизма. Немалое влияние на рост антисемитизма оказывает и то, что Щиранский назвал «новым антисемитизмом». Непомерная, несправедливая критика государства Израиль не только открытыми «жидоненавистниками», но и либеральными защитниками якобы ущемленных прав палестинских арабов, также способствует антисемитизму уже на бытовом уровне. Но и, наконец, разговоры о вине евреев за социальные катаклизмы, которые произошли в прошлом и происходят в мире в настоящее время, тоже в немалой степени находят отклик у тех, кто легко найдет причину для антисемитизма. Самое странное, что евреи оказываются в числе тех, кто призывает евреев же покаяться за якобы совершенное ими «зло». Недаром говорят, что евреи являются несомненными чемпионами мира по самобичеванию.
Я уважаю гроссмейстера Бориса Гулько, я уважаю его публицистику в защиту Израиля, в поддержку президента Трампа и его справедливую критику леволиберальных демократов Америки. Но я не могу согласиться с ним о якобы любви евреев к социализму, заложенной, что следует из его статьи, в их (в наш!) генетический код. Я сожалею, что рассматриваемая статья, в которой говорится о бедах, которые принес и приносит социализм и в которых обвиняются евреи, может быть принята на вооружение антисемитами. Вот почему я повторю то, что стоит в названии этих заметок: «Борис, ты не прав».
Зиновий Крастошевский
Борис Гулько, родился в Германии в 1947 году, жил в Москве.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.