Наши войны.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Существует мнение, его высказывал, например старый английский писатель пастор Лоуренс Стерн, что судьба человека закладывается во время зачатья или, по крайней мере, в период беременности матери. Похоже, это относится и к судьбе еврейского народа.
Рождением нашего главного праотца Яакова и его близнеца Эйсава (Эдома) мы обязаны молодой праматери Ривке и шестидесятилетнему праотцу Ицхаку. «И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так, то зачем же я? И пошла вопросить Господа. И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и два народа из утробы твоей разойдутся; и народ народа сильнее будет, и больший будет служить младшему… отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков – человеком кротким, живущим в шатрах. И Ицхак любил Эйсава, потому что дичь его была ему по вкусу; а Ривка любила Яакова» (Брейшит 25:22-28).
Пути братьев разошлись: «…взял (Эйсав) в жены Игудит, дочь Биэйра Хетийца, и Басымат, дочь Эйлона Хетийца. И они были душевным огорчением для Ицхака и Ривки» (26:4-35) Яаков же отправился в единственный дом, в котором в то время водились еврейские невесты – в дом дяди своего Лавана.
С того первого внутрисемейного расхождения у евреев сложилась практика: одна часть наша ориентирована национально, чтит еврейскую традицию как Яаков, другая – «люди поля», обращена лицом к внешнему миру, интернациональна. И это чревато серьёзными семейными конфликтами.Первая гражданская война случилась у евреев в конце Периода судей между коленом Беньямина и объединившимися против него остальными коленами. Причиной было сексуальное непотребство беньяминян. В этих сражениях евреи едва не лишились целого колена.
После этого, чтобы упорядочить свою жизнь, евреи установили царство. В результате правления первых царей евреев Шаула, Давида и Шломо их государство достигло небывалого могущества. Но после ранней смерти Шломо оно распалось на два – северное – Израиль, «людей поля», не соблюдавших строго еврейский закон, и южное – Иудея, хранителей Храма. Царства эти враждовали между собой, иногда объединялись против другого с врагом.
В 722 году до н.э. Ассирия покорила Израиль и рассеяла его евреев по неведомым странам. В 586 году до н.э. Вавилон захватил Иудею, разрушил Первый храм и переселил евреев в Вавилон. Через 70 лет евреи начали возвращаться в Иудею, отстроили Второй Храм и восстановили свою национальную жизнь.
Новая гражданская война вспыхнула в Иудее в 167 г. до н.э. между эллинизированными евреями, сторонниками греческой культуры, включая распространение педерастии, и защитниками традиций иудаизма под руководством Хасмонеев. Победили последние и установили свою династию царей.
Второй из них Гиркан I Иоханан в конце 2-го века до н.э. завоевал идумеев, потомков Эдома, брата Яакова, с которыми евреи вели постоянные войны со времён царя Давида, и обратил их в иудаизм. Так потомки праотца Ицхака, после более полутора тысячелетий врозь, вновь соединились.
Вскоре случилась новая гражданская война, из-за конфликта между сектами ультраортодоксов прушим и просто ортодоксов цдуким. Расхождение заключалось в различии понимания Галахи: в Суккот во время моления о дожде можно вылить воду непосредственно на землю, как сделал принадлежавший к цдуким царь Александр Янай, или необходимо использовать для этого специальное отверстие в жертвеннике, на чём настаивали прушим. Прушим пригласили сирийского царя Деметрия III с огромной армией. Сирия в те времена была греческим государством. Совместными усилиями в битве при Шхеме они разбили армию еврейского царя. В ходе войны погибло более 50 000 евреев.
Тут бы история еврейской Иудеи и закончилась, но в Сирии вовремя вспыхнуло восстание. Деметрий III вернулся домой и был убит. А Александр Янай после этого, помирившись с прушим, завоевал для евреев территории от Нила до горы Хермон, на которых в 1948 году был основан современный Израиль, и ещё немало оставалось.
Следующей стала гражданская война за царский пост между сыновьями Александра Яная Гирканом II и Аристобулом II. Эти призвали разрешить их конфликт воевавшего поблизости великого римского завоевателя Помпея, и тот в 63 году до н.э. пожаловал в Иудею и превратил её в протекторат Рима. Тоже не уникальная ситуация: призыв иноверцев разрешить наш внутренний спор – в духе Эйсава.
Новая гражданская война евреев вспыхнула во время осады Иерусалима римлянами в период иудейской войны 66–70 годов н.э. Осаждённые поделились на три фракции, две – за войну, и одна – за мир. Сами сожгли склады с продовольствием, которого хватило бы на 60 лет, пишет Иосиф Флавий, и умерли от голода.После этой катастрофы между евреями на века наступил относительный мир. Можно припомнить при желании отлучение Спинозы от еврейства в 1656 году, антагонизм между хасидами и митнагдим во второй половине 18 века, ещё между сионистами и антисионистами в европейских странах в первую треть 20 века.
Современные гражданские войны между евреями вспыхивают и гаснут в стране Израиля. Роль Эйсава, «человека поля», обращённого к миру, играют в сионистском движении социалисты. Для многих из них маяком был сталинский Советский Союз. Первая рабочая коммуна в Эрец-Исраэль, «рабочий батальон имени Иосефа Трумпельдора», была создана осенью 1920 года. Часть её в 1926 году, в поисках «настоящего социализма» уехала в СССР, где в Крыму создала коммуну. В начале 30-х коммунаров отправили в ГУЛАГ, а лидер их, член Коминтерна Элькинд, был расстрелян в феврале 1938 года.
Национально ориентированным, представлявшим тенденцию Яакова, было движение «ревизионистов», созданное Жаботинским. Его конфликты с социалистами касались многих вопросов: отношений с англичанами, имевшими мандат на управление Землёй Израиля, с арабами, тактики и стратегии войны за независимость, экономическое устройство ишува. Непосредственным вооружённым конфликтом двух частей еврейства стал известный расстрел социалистами Альталены. Жертвы в разных ситуациях приносили и другие раздоры сионистов.
Поначалу в молодом Израиле доминировали социалисты. Голда Меир, министр иностранных дел Израиля в 1956–1966 годы, провела их, мотаясь по африканским странам. Её правительство считало, пишет она в мемуарах, важнейшей национальной задачей Израиля развитие этих стран. В конце африканцы разорвали отношения с еврейским государством. «Суета сует», как писал царь Шломо.
Но в ключевые дни вокруг Шестидневной войны обе части израильского еврейства, Яаков и Эйсав, объединились. И произошло чудо небывалой победы. Потом опять разъединились.
Едва избегнутая катастрофа войны Судного дня произошла из-за стремления премьер-министра Голды Меир удовлетворить пожелания американской администрации не наносить упреждающего удара по врагу. Госсекретарь Киссинджер (видно, из потомков Эйсава) отрицал такое требование США, но Марк Солонин в фильме об этой войне продемонстрировал послание госсекретаря с таким требованием и его подписью.
Близость поражения в той войне и огромное количество жертв показали израильтянам, что полагаться на интернационалистов в управлении страной нельзя, они обратились к традиции Яакова и, как правило, стали избирать с той поры национально ориентированных лидеров.
Завершением тенденции Эйсава – доминирования социалистов в управлении Израиля, стала их победа на выборах 1992 года и «ословская» капитуляция перед арабскими террористами и поддерживавшим их прогрессивным миром. Подтвердила эту поддержку «Нобелевская премия мира», вручённая создателю организованного убийства евреев Арафату и капитулянтам-евреям Рабину и Пересу.
Победа национально ориентированной части израильтян на выборах 1996 года могла создать впечатление, что интернационалистские тенденции Эйсава в обществе иссякают, и в Израиле отныне будут торжествовать национальные идеалы сионизма. Однако два фактора нейтрализовали в значительной степени эту победу. Первый – это юридическая революция середины 90-х годов, проведённая главой БАГАЦа Аароном Бараком, постановившим: «Всё подсудно». Самоназначаемая клика юристов присвоила себе право решать все вопросы в стране. Последние недели демонстрируют, что невзрачная чиновница «юридический советник правительства» более влиятельна, чем всё правительство вместе. Она может запретить, например, премьер-министру Израиля заниматься важной для страны темой под тем предлогом, что через несколько лет это поможет тому на очередных выборах.
Другой фактор – податливость Эйсава давлению мира, в целом враждебного Израилю. В декабре 2007 года газета The Sun сообщила: главный редактор израильской газеты «Гаарец» Давид Ландау подтвердил, что умолял госсекретаря США Кондолизу Райс «изнасиловать» Израиль. Ландау мечтал тогда о территориальных уступках арабам. Сейчас просьбы о такой сексуальной услуге летят заграницу от последователей тенденции Эйсава с просьбой остановить юридическую реформу. И «заграница» принимает просьбу. Германия, США, сами имеющие вполне вменяемые системы судебной власти, призывают правительство Израиля оставить функционировать у нас существующую здесь невменяемую.
Речь не ограничивается уговорами. За секс без любви, даже политический, нужно платить. «Протесты» против реформы, бушующие в Израиле, уже обошлись организаторам, по оценке прессы, в четверть млрд шекелей. Плата, достающаяся организаторам «протестов» от врагов Израиля, в эту сумму не входит и наверняка высока.Тенденция развития израильского общества, рост доли в нём религиозных евреев, провалы прогрессивных политиков, когда они дорываются до власти, как случилось с «правительством перемен» 2021–2022 годов, позволяют ожидать в будущем торжества тенденции Яакова в жизни Израиля.
По крайней мере, хочется на это надеяться.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.