БЕЗ ИСКУССТВА США ГОД КУЛЬТУРЫ В РОССИИ БУДЕТ НЕПОЛНЫМ!

Развитие капитализма США отражено во многих визуальных и музыкальных формах. И они всегда наиболее понятны массам «строителей капитализма» как во всем мире, так и в России. Меня поражают своим энтузиазмом участники флэш-мобов в Европе, Японии и Аргентине, например, где «вдруг» все начинают танцевать буги-вуги, свинг или рок-н-ролл. Уже и в КНР горожане начинают тому же учиться на улицах после рабочего дня. На Тайване, в Австралии, Новой Зеландии и Южной Корее местная поп-культура пронизана симпатией к американскому искусству времен модерна (1950-х).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Если изучать инвестиционные потоки из США во внешний мир, то заметно одно – доллар идет туда, где его не только любят, но и принимают те духовные и эстетические ценности, на которых доллар рос «вширь и вглубь».

Скандинавия, Швейцария и др. страны, где население лихо отплясывает рок-н-ролл, смотрит голливудские фильмы и т.п. – первые в списках стратегических инвесторов США и других стран НАТО. Это уже аксиома! Но не для российской власти и ее «элит».

Куда ведут Россию квоты на голливудские фильмы?

Весь 2013 год министр культуры РФ Владимир Мединский угрожал ввести квотирование на показ голливудских кинолент в России. Весь тот год шло бегство западного капитала из России, сокращался приток стратегических инвестиций. Все шло в противоход аксиоме, упомянутой выше, с отрицательным для России результатом.

В итоге на развитие науки, техники и образования страна уже недополучила от иностранных инвесторов сотни миллиардов долларов и евро. Резко падает интерес у молодежи к изучению иностранных языков, в частности, английского (США).

Возник «культурно-образовательный железный занавес»: ни молодежи, ни интеллигенции, ни предпринимательству на всех этажах экономики «ничего не надо» от мировой, западной, а тем более американской культуры.

Уже экономист Михаил Хазин, журналист Дмитрий Киселев и др. заявили об  «информационной войне» против подрывной-де «мягкой силы» Соединенных Штатов!

А та сторона и не собирается «воевать». Так, например, Американский центр во ВГБИЛе с его обилием книг, видеоматериалов и т.п. о жизни и нравах Америки – полупустой. «Корпус мира» США давно под запретом ФСБ, а на посла Майкла Макфола идут властные «накаты» даже за его «дипломатию хорошего вкуса». Ведь все эти средства «мягкой силы» вскрывают «крысиную сущность» путинского капитализма: потреблять нефтедоллары, ничего не производить для всего населения, а лишь для «своих».

Пока не крах, но мимикрия «культуры хапкового капитализма»

Безусловно, 2014 год знаменует начало новой эры в развитии России. Во-первых, в декабре завершается этап строительства олигархического капитализма: после 10 лет неволи снова на свободе Михаил Ходорковский. Именно он в феврале 2003 года объявил от имени «семибанкирщины» (и тем самым отрекся от нее) порочной саму модель российского капитализма «братков» в ее «семейной», «чекистской», «партийной», «православной» и т.п. модификациях. Во-вторых, все бизнес-планы Путина в связи со стройками «капитализма братков» при «распилах» госбюджета никого не вдохновляют. А критика проекта «Сочи-2014» – это уже «национальный вид спорта». И, в-третьих, модели развития других стран БРИКС с их высокими темпами развития – явно не по зубам замшелой в своем националистическом самодовольстве правящей верхушке.

Однако, вместо одной модели появляется другая: «свято место – пусто не бывает». А новой модели необходим свой «культурный пьедестал». И Кремль взялся за эту работу.

По указу президента Владимира Путина 2014 год объявлен Годом Культуры в России. На него отпущены государственные средства в еще меньшем размере, чем в 2013 году. В частности, доля расходов на культуру в федеральном бюджете сократится с 0,7% до 0,6%. Но и на эти средства нацелен «клюв» бюрократов-стервятников из «братков».

В частности, освоением этих денег займутся чиновники одного комитета Совета Федерации РФ. Хотя в нем одном хитро свалены в одну кучу пять (!) направлений: наука, культура, образование, здравоохранение (лечить зубы будут «культурно»!) и экология.

А дальше все идет по «литературной схеме»: «Ну, как не порадеть родному человечку?». И радеют чиновники «своим», поскольку они сами себе «контроль».

Не бодаться с дубом и не смотреть на него, как на новые ворота!

Но самое печальное, что по-прежнему отечественные чиновники продолжают «бодаться с дубом», а точнее – с культурой США: с ее открытостью, доступностью и эстетикой свободного рынка. Там нет распределения «сверху» средств на культуру, как это принято у нас со времен прихода к власти большевиков. Есть динамика развития.

В СССР и пост-коммунистической России существуют тонны книг, тысячи кинофильмов об искусстве США, но в самом неприглядном виде – в духе холодной войны. И все это делалось и, увы, делается, с целью возвеличить значимость государственного управления искусством! Не нужна людям искусства  помощь бюрократов «за откаты» и демонстрацию лояльности властям. Нужно не мешать и лишь ненавязчиво содействовать.

Но у наших бюрократов большое самомнение – они думают, что они свиньи, подрывающие корни дуба, а не телята и бараны, которые даже жёлуди не едят.

Учиться у американцев содействию культуре

В прекрасно иллюстрированной монографии Вячеслава Шестакова «История американского искусства» (2013 г., 455 стр.) впервые в нашей стране доброжелательно, без идеологических потуг и напрягов представлены этапы развития американской живописи в контексте общей культуры развития США как страны с национальной идеей.

Кратко, но емко в ней рассмотрены и проиллюстрированы как ранние – «генетические» факторы, – так и двухвековые перипетии этого развития.

Культура в США, как и в современной России, связана с массовой миграцией людских потоков со стороны, извне.

Людям извне правительство США никогда не препятствовало, создавая «плавильный котел» американской нации с ее изумительной культурой!

Художники США сами, без указаний бюрократии творили шедевры. И, порой, не зная этого, продавали их по-дешевке на свободном рынке. Именно там картины и поднимались в цене. Или падали, уходили в частные коллекции, позже обогащая владельцев. А те – создавали все новые и новые галереи и центры для тех же художников.

Именно свободные рынок помогал становлению одних школ и упадку других школ живописи. Они сменяли одна другую – наивное искусство и примитив уступали место республиканскому романтизму, бегство художников прочь от «грязной» политики в городах породило эстетизацию грандиозного в американском пейзаже.

На протяжении двух с половиной веков  США шло острое (но ведь не кровопролитное или криминальное, как у нас в России) соперничество между американизмом и европеизмом, минимализмом и поп-артом. Рождался модернизм. «Новый реализм» и символизм отдельных художников становился «иконами стиля». И все это – без «руководящей роли партии и правительства»! Чем меньше эта роль, тем меньше насилия и беззакония для культуры!

Да, капитализм шел по символическим «трупам-репутациям» одних художников, возвеличивая других: абстрактный экспрессионизм зародился именно в США и затем «инфицировал» весь мир, включая, кстати, и Россию.

В 1910-х гг. «Школа мусорных ведер» (Ashcan School) помогала американцам реально оценивать новые рыночные отношения. Та школа живописи стала «зеркалом индустриальной революции» и «настоящим воплощением американского духа с его непоседливостью, динамизмом, буйной веселостью и шутливостью», как емко подмечает Вячеслав Шестаков (стр. 196).

Вячеслав Шестаков прекрасно знает особенности американской живописи. Поэтому неожиданным и ободряющим предстает его вывод о тождестве многих процессов ее исторического развития с изобразительным искусством России. «Характерно, – пишет он, – что Америке, как, впрочем, и России, пришлось вести долгий диалог с европейской культурой, отвечая на вызов Европы» (стр.13).

Такой умозрительный вывод ученого о диалоге – своеобразный «осиновый кол» в коллективную грудь неугомонного «беса» от культуры в путинской России. Он раздувает пламя холодной войны с США, а заодно и всем Западом, но заодно и себе в карман!

Крохи бюрократов на диалог культур России и США 

Конечно, прежние сравнения американского свободного рынка с российским «капитализмом олигархов» были не в пользу последнего. Тот нагло загнал своими «законами» малый и средний бизнес России в «налоговое подполье». При этом президент Путин прежде и не думал о содействии культурному диалогу с США. В 2014 году придется об этом подумать! И без прежней ставки на «помощь» госчиновников.

Чиновники «разрешили» лишь 27 театральных контактов России в США (фестивали, стажировки театральных менеджеров и т.п.) в 2008-2014 гг. (по 9 марта). Хотя не обидели, видимо себя или «своих», с бюджетом 294,4 млн. долл. в 2012 году и 444,4 млн. долл. в 2013 году.

Но лишь два мероприятия «по линии минкультуры» пройдут в январе-марте 2014 года. Причем в январе в Анахайме Россия участвует в международной выставке музыкальных инструментов. И все! А где же не «работники культуры» с прицелом на продажу музыкальных инструментов, а подлинные творцы культуры в России?

Культуру в России хотят «оберечь» от «тлетворного влияния» США и Запада сокращением контактов под выкрики пушковых и киселевых из недр госаппарата.

Но все эти усилия противоречат новой модели развития России и ее культуры.

Можно ли сменить пластинку в Год Культуры?

В США серьезно размышляют о смене приоритетов в отношениях с Россией при «поднимании с колен» пост-коммунизма. Ведь после падения Берлинской Стены американцы истратили на все это, как минимум, 20 млрд. долл. за 25 лет. И вот недавно выяснили на ряде публичных форумов в столице США, что деньги-то чаще шли через бюрократов, а не творческих людей. Естественно, что если не последние, то первые стали «отвечать» за формирование той или иной национальной идеи в СССР и соцстранах.

Так, писатель-антикоммунист Гавел в Чехии, как творческий человек, сумел вывести свою страну в «люди». У него ясная национальная идея – Чехия должна стать культурной столицей капиталистической Европы. Но реформаторы Горбачев и Ельцин окружили себя такими же долдонами в искусстве, что и коммунистические лидеры СССР.

О лидерах современной России теперь открыто говорят, что они «крышуют», помогая госбюджетными деньгами, «своих» деятелей культуры из Питера, «окруженцев» Н.С. Михалкова и иных «хоругвеносцев самодержавия» из гламурных СМИ.

Вопрос о смене «национальным диск-жокеем» заезженной пластинки «олигархического капитализма» с его скрытым и явным антиамериканизмом назрел.

Что-то будет и после Сочи-2014. Черт не шутит? Ведь и у президента Путина в Год Культуры России возможно очередное «озарение» перед Саммитом «Восьмерки» там же в июне. Уж туда-то «должны» приехать нынешние «отказники» из США, Германии и Франции. На том сочинском саммите должна быть мощная культурная программа, чтобы как то соответствовать Году Культуры (деньги-то на это отпущены!).

Герой писателя Андрея Платонова говорил о себе как о личности: «Без меня – мир неполный!». Вот так и для Года Культуры в России – без плодотворной и массовой связи творческих людей, а не чинуш и их родственников с креативными людьми США и других стран «Восьмерки» отечественная культура не будет полной.

Новый этап развития народного предпринимательства в России нуждается в соответствующей культурно-образовательной базе с ее визуальным рядом в живописи, Интернете и офлайне. Пусть это дойдет до коллективно-бессознательного «беса» от культуры, а от него – к президенту Путину. Или, наоборот.

Владимир Луков,
Генеральный директор Общенационального неправительственного центра
по предотвращению терроризма (Центра Контртерроризма).

.
.
.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.