Бессмертная «Падшая женщина» (La Traviata) или почему «Травиата» так любима

Эта музыка проникает в сердце с первых же звуков увертюры и становится любовью на всю жизнь. Каждая нота этой оперы пронизана искренними чувствами и вдохновением создателя. Специалисты замечают, что в этой опере, в отличие от других, «… ни одной «проходной мелодии», ни одного лишнего слова». Страсть и самопожертвование несчастной куртизанки обрели вечную жизнь в гениальном произведении искусства итальянского композитора, Джузеппе Верди «Травиата». 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Куртизанка на сцене гранд-опера. Сюжет. 

Сюжет оперы разворачивается в Париже в середине XIX века. Куртизанка Виолетта в честь своего выздоровления устраивает пышный прием. Гостиная Виолетты полна друзей, звучит смех, танцевальная музыка, повсюду веселье… Среди гостей – прибывший в столицу некий Альфред Жермон. С первого взгляда он влюбляется в Виолетту и не скрывает стремительного возникшего влечения. Она же приятно удивлена таким проявлением чувств и обращает на него внимание, несмотря на недовольство барона, своего покровителя. Искренние признания молодого человека трогают ее сердце, и она, несмотря на множество сомнений, назначает ему скорое свидание. 

Виолетта и Альфред покидают Париж и предпочитают жизнь вдвоём в небольшом загородном доме. Они невероятно влюблены друг в друга, но полностью счастливой их жизнь не становится: У Альфреда нет никакого дохода, и Виолетта втайне от него продает свое имущество. Молодой человек узнаёт об этом, и, обуреваемый стыдом, уезжает в Париж урегулировать финансовые вопросы. В его отсутствие к Виолетте наносит визит отец Альфреда, Жорж Жермон. Он просит её прекратить позорящую сына связь – ведь она бросает тень на всю семью и ставит под угрозу свадьбу сестры Альфреда. Напомнив о краткосрочности юношеской страсти, Жермон ломает волю несчастной, которая дает ему слово, что покинет Альфреда навсегда…

На балу у Флоры Альфреду везет в игре. К моменту, когда приезжают барон и Виолетта, он уже достаточно выиграл и достаточно пьян. Безуспешно попытавшись поговорить с возлюбленной, разгоряченный Альфредо при всех бросает ей в лицо деньги в качестве платы за время, которое она с ним провела. После пережитого Виолетта уже не встает с постели. Доктор не оставляет никаких надежд. Вдруг является Альфред, узнавший от отца о причинах, заставивших девушку с ним расстаться. Приезжает и Жермон, умоляющий о прощении. Бедняжке кажется, что ей становится лучше, но через мгновение со словами радости на устах она умирает.

Что же вдохновило Верди на либретто о куртизанке, что подвигнуло знаменитого уже композитора к написанию оперы, которая стала самой исполняемой в истории?

Дю Плесси, Дюма и Верди. 

В 1852 году Верди приезжает в Париж на спектакль, поставленный по пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Дюма-сын, желая не отстать от своего именитого отца, автора «Трёх мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и других известнейших романов, пишет роман, основанный на истории роковой красавицы, куртизанки Мари Дю Плесси (настоящее имя Анфольсина Роз Плесси), в которую Александр был влюблен и с которой провёл лето 1846 года. Мари жила в первой половине XIX века, и совсем молодой умерла от туберкулеза. Она, кстати, покорила сердце не только Дюма-сына, но многих других влиятельных господ, включая величайшего пианиста столетия Ференца Листа. Ференц настолько был без ума от Мари, что неоднократно предлагал ей, кроме кошелька и сердца, и свою пианистическую руку. Что же такого пленительного было в Мари? История утверждает, что она, уроженка небольшого городка, была невероятно хороша собой. В Париж Мари приехала 15 лет от роду, поступила служить в небольшую модную лавку, и через год обнаружила, что окружающие её мужчины готовы платить немалые деньги за её общество. Мари не только выучилась читать и писать, но и научилась поддерживать беседу на различные темы, включая политические, а вскоре уже стала хозяйкой популярного литературного салона… 

Итак, «Дама с камелиями»… Роман получил хороший приём у читателей, да настолько, что был переделан в пьесу, имевшую шумный успех, и вот история трагической любви Маргариты Готье и Армана Дюваля тронула великого Верди до слёз и полностью завладела воображением композитора. Впечатлённый столь эмоционально преподнесённой концепцией вечной женственности и вечной жертвы на алтаре любви, он решается на весьма рискованный шаг – написать оперу, главной героиней которой является падшая женщина. Само название «Травиата» в переводе с итальянского означает «падшая» или «заблудшая». 

Либретто Джузеппе заказал своему давнему коллеге и другу, Франческо Марии Пьяве, с которым они уже создали на тот момент пять опер, включая «Риголетто». Вдохновение настолько овладевает композитором, что он пишет партитуру с беспрецедентной скоростью – с момента создания первых нот в декабре 1852 года до полного завершения партитуры, проходит всего чуть больше сорока дней. И это при том, что параллельно, в январе 1853, в Риме шла подготовка к премьере «Трубадура», в которой Верди принимал непосредственное участие! Есть подтверждения того, что Джузеппе писал либретто «Травиаты» в поезде из Рима (где готовился «Трубадур») в Венецию.  

(Справедливым будет отметить, что история скандальной связи очень глубоко тронула композитора еще и потому, что перекликалась с его собственной жизнью. Связав свою судьбу с певицей Джузеппиной Стреппони, имевшей небезупречную репутацию и троих детей от разных мужчин, ни один из которых не был её мужем, Верди в течение 11 лет жил в атмосфере общественного порицания. Джузеппина и Джузеппе поженились лишь в 1859 году. Своих детей у них не было, но в 1867 году пара усыновила племянницу).

Итак, 6 марта 1853 года в венецианском театре «Ла Фениче» состоялась премьера «Травиаты», которая обернулась совершенным фиаско. Зрители оказались не готовы к такому сюжету. Одной из причин как раз и стал центрального персонаж – куртизанка. Кроме того, на сцене публика обнаружила свою современницу, чей внешний вид и костюм совершенно не отличался от дам из приличного общества, присутствующих в зале. В то время это было неприкасаемая зона, и такое обращение к современнице не могло сойти с рук даже знаменитому Верди. В довершение всего зрители были разочарованы качеством исполнения оперы – одной из проблем, с которой столкнулись постановщики оперы, был выбор певицы на главную партию. Все сопрано театра имели очень пышные формы, что никоим образом не соответствовало образу больной чахоткой Виолетты. Но других вокалисток не было: Виолетта «блистала» на сцене своими объемами и изредка покашливала, что вызвало хохот в зале. Кто же был первой исполнительницей роли Виолетты? Ею стала сопрано Фанни Сальвини-Донателли, чей жизненный путь, на самом деле, весьма незауряден – несмотря на то, что Фанни родилась в состоятельной семье, смерть отца и финансовые трудности вынудили её зарабатывать актёрским мастерством. Кстати, Фанни была прекрасно образованным человеком, её перу принадлежат переводы на французский язык нескольких оперных либретто не только Верди, но и Доницетти. 

Кроме Фанни, в мировой премьере под управлением маэстро Гаэтано Мареза пели представитель известной певческой семьи тенор Лодовико Грациани и знаменитый баритон Феличе Варези, первый исполнитель партий Макбета, Риголетто и ряда других.

Итак, несмотря на все шутки и колкости в адрес Фанни, и зрители, и критики всё же высоко оценили её пение, но вот с куртизанкой-современницей согласится не могли. Ведь большинство оперных сюжетов на то время составляли события исторические, либо мифологические сюжеты. Авторам «Травиаты» пришлось перенести действие оперы на сто лет назад. И произошло чудо. Теперь-то публика с большим ажиотажем шла на скандальную постановку, и скоро уже каждый вечер «Травиата» приносила в два раза больше денег, нежели две другие идущие в «Ла Фениче» оперы Верди: «Корсар» и «Эрнани». А вернуться в своё время герои «Травиаты» смогли через тридцать лет.

Почему же взыскательная публика утончённой Европы, в конце концов, не только приняла «Травиату», но и, безусловно, полюбила историю о несчастной куртизанке? Ответ можно найти и в прекрасной музыке, и в необыкновенной жизненности сюжета, и всё в той же поразительной и спокойной жертвенности главной героини. Ведь Джузеппе преподнес столь неоднозначную героиню с исключительным состраданием и любовью. Он показал её благородство, несмотря на то, кем она являлась в глазах общества. Можно так же смело сказать, что Верди показал образное превосходство женщины Виолетты над высшим светом, который символизирует Жермон, отец Альфредо. Интерес представляет и факт того, что Александр Дюма-сын после разрыва с Мари отправился в длительное путешествие, по, как утверждала молва, настоянию своего отца Дюма. Вернувшись из путешествия, Александр младший узнал, что Мари ушла из жизни. Потрясённый гибелью возлюбленной и тем, что у него не было возможности с ней увидеться, он пишет «Даму». Примечательно и то, что пьеса Александра четыре года не ставилась как раз по тем же соображениям – цензура не пропускала в театр скандальную историю. И всё же, «Дама» увидела свет и обрела бессмертие, благодаря вдохновению Верди.

Что касается содержания оперы, великий композитор отнесся к нему крайе требовательно. В спектакле всего лишь несколько «повествовательных» сцен, а большинство арий, дуэтов, и сцен, в которых принимает участие хор, работают на развитие сюжета. 

Первая психологическая опера?

Пожалуй, впервые в оперном театре персонажи получили настолько достоверные психологические портреты – их действия и слова абсолютно реальны, а потому стали залогом настоящего творческого бессмертия. В отличие от «Дамы», сюжет о прекрасной куртизанке не замер: «Травиата» дала рождение трём балетам, двум десяткам фильмов (в 1967 оперу снял режиссёр Марио Ланфранки, а в 1982 вышел одноимённый фильм Франко Дзеффирелли), сотням театральных постановок и даже комиксам, – словом, сюжету было суждено бессмертие. Партия Виолетты должна обязательно входить в репертуар любой уважающей себя сопрано – ведь до сегодняшнего дня «Травиата» занимает первое место среди всех исполняемых в мире опер.

Триумф «Травиаты» в России начался в 1856 году в Петербурге и связан с именами итальянских исполнителей – сопрано Анджолины Бозио в роли Виолетты и лирического тенора Энрико Кальцолари (Альфредо). Спектакль имел огромный успех. Первая постановка «Травиаты» в Большом театре на итальянском языке состоялась 14 ноября 1858 года. В спектакле участвовали сопрано Элеонора Бушек (Виолетта), тенор Михаил Владиславлев (Альфред) и баритон Константин Божановский (Жермон). В переводе на русский язык опера впервые была исполнена в 1868 году в Мариинском театре. Роль Виолетты исполнила сопрано Аделаидоа Будель-Адами, а Альфредо и Жермон, соответственно, лирический тенор Николай Андреев и баритон Иван Мельников.

А что же сам Александр Дюма-сын? Какова была его реакция на создание «Падшей женщины»? Писатель неоднократно отмечал, что, если бы не «Травиата», о его «Даме» все забыли бы лет через, максимум, пятьдесят… Хотя его предсказание тоже не сбылось. «Даму» ставили и ставят на многих сценах мира, и самые известные актрисы включали в своё амплуа роль печально известной куртизанки. В XIX веке Маргариту Готье играли Элеонора Дузе, а в ХХ-м – Сара Бернар, Грета Гарбо, Алла Назимова, Сара Монтьель, Норма Толмедж, Франческа Нери и Изабель Юппер.

И ещё один примечательный момент: волею судьбы и Анфольсина Плесси (таково настоящее имя Мари Дюплесси), и Александр Дюма-сын похоронены недалеко друг от друга на кладбище Монмартр.

А знаете ли Вы, что: Популярный кинофильм «Красотка» 1990 года с Ричардом Гиром и Джулией Робертс тесно переплетается с «Травиатой». Содержание обоих произведений рассказывает о куртизанке, влюбившейся в богатого мужчину. В фильме встречаются сцены, связанные с оперой Верди. Так, присутствует сцена, где персонаж Ричарда Гира (Эдвард) берёт Джулию Робертс (Вивиан) в оперный театр на «Травиату», а в конце фильма Эдвард исполняет для Вивиан любовную серенаду под фонограмму из «Травиаты». Ария была аранжирована специально для фильма.

Бессмертной «Травиатой» заканчивается весенний сезон постановок «Оперы Каролайна» в Шарлотте (режиссер Сэм Мунго). В этой постановке все актеры, кроме одного солиста (Huyng Yun поет партию Жермона), наши, местные. Роль Виолетты исполняет солистка Оперы Каролины Мелинда Уиттингтон, которая начала свою карьеру в хоровой труппе 11 лет назад, в первой постановке оперы Каролины «Евгений Онегин». Сегодня красивый и насыщенный голос Мелинды представляет опытную певицу, очень хорошо подготовленную к этой замечательной роли.

Спектакли под управлением Эмили Джаррел Урбанек (это дебют Эмили как дирижера!), пройдут в театре Белк. Спектакли состоятся 20, 22 и 23 апреля.

Татьяна Тулина

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.