В мире сотни мест, где строения, памятники и скульптуры становятся подобием ветхозаветного золотого тельца – им поклоняются, их боготворят, о них рассказывают потомкам. Что стоит за этим священнодействием: вера в чудо или стадный инстинкт? А, может быть, неверие в собственные силах?
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Каждое утро обслуга дома Богородицы в древнем турецком Эфесе освобождает решётку возле целебного источника, расположенного возле строения, от многочисленных ленточек, тряпочек и прочих знаков пребывания. Включая записки с мольбами и просьбами. За год их набирается столько, что и решетки не видать. Считается, что они за этот срок отвисели свое, чтобы быть прочитанными Святой Марией, и их сжигают.
Здание монастыря (по другим версиям – византийской церкви или часовни) считается последней обителью на земле Матери Иисуса. Однако, по преданию, апостолы погребли Пресвятую Богородицу в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы в Восточном Иерусалиме. Где именно, легко определить: над гробницей – церковь Успения Богородицы.
Пока идут споры, неутомимые паломники спешат к дому Богоматери с заготовленными заранее записками. По существу, они заняты тем же, что и служащие у Стены Плача в Иерусалиме, извлекающие из расщелин меж камнями записки Всевышнему, и у веронского дома Джульетты, к которой обращены просьбы романтично заточенных особ даровать им неземную любовь.
Хотя Ватикан официально не признал здание домом Богородицы, его посетили папы Павел VI (1967), Иоанн Павел II (1979) и Бенедикт XVI (2006). Ватикан все еще не решается озвучить окончательную версию. Поэтому у католиков в ходу обе версии о месте смерти Марии: «традиция Иерусалима» и «традиция Эфеса». В пользу эфесской версии – мнение о том, что Мария вместе с апостолом Иоанном бежала от гонений на христиан в Иерусалиме. А век назад немецкий поэт Брентано записал и обнародовал видения вестфальской монахини Анны Катарины Эммерих, никогда в Эфесе не бывавшей. Она рассказала о построенном из квадратных блоков круглом доме на холме Ала Даг к югу от Эфеса, откуда Пресвятая Богородица любовалась Эгейским морем.
Что это означает для турецких властей? То, что назрела необходимость прокладывать к этому святому месту комфортную дорогу, чтобы поток паломников умножился. Для Турции это весьма важно на фоне вечно неспокойной ситуации в святых местах в Израиле и других соседних регионах, особенно после 7 октября. Традиционный поток паломников, которые из года в год стремились к Земле Обетованной, нынче уже не столь многолюден. И Турция может извлечь из этой ситуации финансовую и политическую выгоду. Ведь пилигримы несут к Дому Марии не только записки, но и твердую валюту, ну и возможность для Турции громче заявить о себе, как о важном игроке на христианском поле.
Так что у каждого, кто чтит Эфес, свое желание и интерес. Включая, кстати, и мусульман, считающих это место домом матери весьма почитаемого пророка по имени Иса ибн Марьям.
Тяготение к Стене Плача тоже имеет давние причины. Вкладывать записки в расщелины Стены начали ещё три века назад. Считается, что добро на это дал марокканский каббалист рабби Хаим бен-Моисей ибн-Аттар, который таким образом откликнулся на просьбу о помощи главы обнищавшей семьи, написав на пергаменте записку к Господу: подсоби, дескать, людям совсем есть нечего.
Словом, святые места традиционно считаются местом, где сбываются в том числе гастрономические желания.
Дотянуться до мечты и не поскользнуться – главное намерение тех, кто оказывается у фонтана Леопольда в Инсбруке. Видимо, не столь уж часто осушают его, чтобы вычистить дно чаши, или чересчур уж ветвисто рядом расположенное дерево, листья которого устилают гладь воды и затем оседают на дно. Трудно сказать, отчего дно представляет собой настоящий каток.
– Ну что ж, к мечте без препятствий не добраться, – философски оценивают ситуацию местные экскурсоводы. Они побуждают туристов потереть ногу бронзового Посейдона под памятником Леопольду V, герцогу Австрии. Коли добрался до владыки вод благополучно, то есть шанс загадать подножное желание. Для тех, кто не желает рисковать, гид вполголоса посоветует ограничиться бросанием монетки. Мол, хватит и этого, не обидится Посейдон. К тому же, как игриво добавляют гиды, любая просьба, как известно, стоит денег.
Для иных мечта – добиться цели без особых усилий. И этого можно достичь, к примеру, в ирландском замке Бларни. Там в стену вмурована половина Скунского камня, на котором в старину короновали королей Шотландии и Англии. Как гласит легенда, тот, кто поцелует Камень Судьбы, обретёт дар красноречия. Кстати сказать, поцелуй совершается особым способом: надо, лёжа на спине, свеситься с металлической решётки и умудриться впечатать губы в камень. Так что и здесь, как и в Инсбруке, есть определённый риск свернуть себе шею.
Но ничего, смог же, как гласит плакат у Камня Судьбы, сам Уинстон Черчилль в своё время изогнуться – и стал самым известным оратором Великобритании Нового времени.
Впрочем, замок предусмотрел наличие в туристской группе и более отчаянных охотников впрыснуть в кровь солидную порцайку адреналина. Тем, кто хочет исполнения желаний более материальных, чем обретение дара красноречия, предлагается преодолеть Ведьмину лестницу. По ней надо спускаться с закрытыми глазами и думать только о своем желании, и по выходу из туннеля, оно, как уверяют рекламные проспекты, непременно исполнится. Правда, добавляет напутствующий вас, ведьма обещала выполнять любые желания гостей замка при одном условии – в обмен на огонь из их очага. Что это значит, не расшифровывается.
Бывает, что туристы из Узбекистана вздрагивают. Пару лет назад разразилась жесточайшая зима в Ташкенте, не выдержали нагрузки электрические и отопительные системы, 60 лет бессменно служившие в многоэтажках. Огонь в очаге могли худо-бедно поддерживать лишь владельцы личных домохозяйств в махаллях. Теперь понятно, отчего восточных гостей берет оторопь. Не до красноречия им, коим обладал премьер-министр Великобритании. Мечта мечтой остается – поменяли бы наконец проводку и трубы.
В Бад-Зассендорфе, коммуне в Германии, надежды особого рода. Поясню: дело происходит на популярном в земле Северный Рейн – Вестфалия курорте, где проходят реабилитацию после сложного лечения. Мечта о собственном здоровье – в руках первоклассных врачей. Но не только. Она в определенной степени перекладывается на хрупкие плечи слегка поголубевшей, словно с полотна Дега, балерины.
Хотя в считанных метрах от балерины – композиция, напоминающая сюжет известной сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Вот так, просто, безо всяких посредников, что называется, с глазу на глаз можно договориться.
А в центре Стокгольма уже более полувека прикасаются к миниатюрной головке мальчугана Jarnpojke, а чтобы он помнил о том, что от него ожидают удачи, особенно в отношениях с детьми, рядышком оставляют мелочь.
Обыкновенный кабанчик с необыкновенным прозвищем Порчеллино стал такой же достопримечательностью Флоренции, как Давид. До Давида не дотянуться – пьедестал слишком высок. То ли дело живность при пятачке. Хотя его рисовать, как Давида, никто не торопится. А его нахождение в центре Флоренции обозначает всего лишь прежнее место обитания – мясной рынок. Но – вот оно, свинское счастье! – редко кто проходит мимо равнодушно: всяк норовит потрогать бронзовый пятачок Порчеллино а то и вложить ему в пасть в рот монету.
Считается, что предоплата за будущую услугу сулит большие деньги. Между тем флорентийская традиция благополучно перекочевала через Альпы, и теперь к кабанчику, видимо, за время перехода из Италии по перевалам заметно подросшему, в Мюнхене стоит очередь желающих с ним сфотографироваться. Пасть мюнхенского свина такая же ненасытно распахнутая, как и флорентийского.
Но, похоже, никто, кто оказался в Баварии, не желает расставаться с монетой: возможно, она была уже оставлена на мясном рынке, а пожертвование в двойном формате расценивается туристом как явный перебор.
Приманить удачу можно и иным способом. В ванной комнате выложить на полочке стадо свинок, как я увидел в квартире своих приятелей. Насколько это срабатывает, я не интересовался. Да это, собственно, и неважно. Хочется людям верить в чудо и ладно.
Порой для обретения удачи надо прикоснуться не руками, а ногами.
Например, плита, впечатанная в брусчатку старой части Цюриха, напоминает о том, что на этом месте уже упоминавшийся Уинстон Черчилль, выступая в университете города и обращаясь к «академической молодёжи мира», сказал фразу, ставшую легендарной: «Посему говорю вам: пусть возникнет Европа!».
Призыв к созданию объединённой Европы раздался через считанные месяцы после того, как завершилась Вторая мировая война. Эту идею государственный деятель Великобритании высказал, опасаясь рецидива нацизма в Старом Свете. Сэр Черчилль оказался прозорлив, в чем убеждает актуальная ситуация в Европе, включая ту же Германию, где набирают силу ультраправые. Один из них, партийный лидер «Альтернативы для Германии» Максимилиан Ура, недавно договорился до того, что не всех эсэсовцев можно считать преступниками.
Желания у людей разные: от личного счастья до глобальных перемен. Но их суть не меняется: и люди, и регионы, и целые государства хотят процветания. А здесь нам помогает вера в чудо. И наверное, правы те, кто утверждает: без мифотворчества все любознательное человечество обречено на неудачу.
Фото автора.
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.