Александр МЕЛАМЕД | Чудесные были и правдивые легенды Моцартштадта

Часть вторая

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Любопытно, что Зальцбург, зарабатывающий на Моцарте миллионы, многие десятилетия не находил возможности отреставрировать дом Моцарта. Нет, не в уже упомянутом Зерновом переулке, а на местности, которая при жизни Моцарта называлась площадью Ганнибала, а ныне Макартплатц – в честь художника из Зальцбурга Ганса Макарта, профессора живописи в Академии изящных искусств в Вене. Он прославился тем, что воплощал в жизнь грандиозные проекты императорской четы.

Сюда, на площадь Ганнибала, в 1773 году переселилась семья Моцарта, в дом 8, заняв весь этаж. Этот строение задолго до приезда Моцартов был наполнен музыкой: один из первых владельцев давал уроки танцев для состоятельных особ, из-за чего просторное здание было известно горожанам как Танцмейстерхаус.

Как появилась идея переезда? Квартира в Зерновом переулке не устраивала семью. Сложновато было в небольшом пространстве (кухня, спальня, кабинет, гостиная) отыскать укромный уголок, чтобы творить и репетировать музыкальные произведения. Леопольд, кстати, тоже сочинял музыку. Новая обитель оказалась весьма кстати. Здесь Вольферль создал десятки шедевров: симфонии, дивертиcменты, серенады, фортепианные и скрипичные концерты, арии, мессы.

Вы полагаете, что и поныне стены Танцмейстерхауса, а ныне музея Моцарта, хранят волшебные звуки Мастера? Не обольщайтесь. То, что вы видите, – созданное по гравюрам из краеведческого музея здание Танцмейстерхауса, а вовсе не оригинал.

Точно такой же эффект подмены, как в Лувре, где оригинал Моны Лизы пребывает в запасниках, а для обозрения выставлена копия. О чем посетители, разумеется, не подозревают.

Многие помещения на Макартплатц не восстановлены, а созданы заново. Причина известна: 16 октября 1944 года две трети этого дома было разрушено прямым попаданием американской 500-килограммовой бомбы. Таковы последствия приказа бригадного генерал-майора Гарри Коллинза, командовавшего 42-й дивизией. Приказ был иной: уничтожить пути, ведущие к зданию городского вокзала, чтобы нарушить подвоз боеприпасов для обороны города.  Но по вокзалу не попали. Зато разнесли дом Моцарта. Заодно старинное кладбище.  По этой причине зальцбуржцы назвали 16 октября 1944 года днем восставших мертвецов.

Независимо от того, случайно или намеренно были произведены удары по истории города, этот эпизод войны на несколько поколений австрийцев обеспечил резко негативное отношение к США, что по сию пору аукается на кошельке американского туриста. В диапазоне аспектов: от абсолютно произвольного курса доллара к евро до запредельных цен на и без того (до 8–10 тыс. евро на руках) фестивальные билеты, попросту грабительских. Ну вот так, для почитателей Моцарта Вторая мировая, похоже, продолжается.

Но и Зальцбург хорош. Его поразила амнезия. Воссозданием дома 8 на Макартплац отчего-то более всего оказались озабочены иностранцы. По одной версии, это были японцы, которые в середине 90-х годов реконструировали строение, которым оно принадлежало, начиная с 1998 года, 20 лет. По другой версии, своим новым рождением Танцмейстерхаус был обязан россиянам благодаря пожертвованиям: Юрий Башмет и Олег Каган осуществили свою давнюю мечту – вместе с оркестром Моцарта исполнили на родине композитора Концертную симфонию для скрипки и альта. То была пора, когда еще были рукопожатны европейцами из тогда еще юной РФ, впервые ставшей государством, российские исполнители.

Причем, по разным источникам, или Башмет и Каган получили возможность музицировать на подлинном инструменте Моцарта – то ли на альте, то ли на скрипке, то ли на том и другом, то ли порознь, то ли вдвоем удостоившись высокой чести играть на инструментах Моцарта, которые до того никогда и никому не давали в руки. Ни одному музыканту мира. Он (или они) стал (стали) вторыми после Моцарта. Так в наши дни появилась еще одна легенда или быль, связанные с гением.

Видимо, право краткосрочного обладания инструментами Моцарта побудило сейчас Юрия Башмета считать остальных музыкантов мира, которые были лишены такого права, третьесортными.  К такому мнению он пришел, объявив коллективному Западу, который пытается вновь заполучить российских звезд, молчание в ответ на приглашения – своего рода «тихие санкции». Дело в том, что на фоне войны Кремля против Украины устроители зарубежных гастролей потребовали от россиян высказать четкую политическую позицию. Башмет, как и многие другие деятели культуры (Гергиев, Нетребко, Мацуев и другие) настроены пропутински. Более того, каждый из них «уверен, что когда-нибудь мы вспомним это время с гордостью, потому что мы ведем себя честно и не ведем себя как дураки и как предатели», подчеркивает Башмет. Более того, по его мнению, сегодня артисты просто обязаны поддержать своим искусством боевой дух воюющих в Украине российских солдат. А что с зарубежными гастролями? «Мы уже и так наигрались для них», за всех тихосанкционщиков ответствовал мастер. Дескать, для коллективного Запада, в том числе и Зальцбурга, хватит и того, что мы сделали для него. Теперь пусть довольствуется исполнителями третьего сорта, которых здесь никогда не бывало.

По этой причине в Зальцбурге считают, что российский альтист вряд ли в ближайшем будущем окажется в числе приглашенных в Моцартштадт. Сложная эта материя, гордость россиянина. Есть одна гордость – артиста. Есть другая – патриота. Первая – причастность к высоким проявлениям духа. Вторая – к преступлениям. Поддерживать убийцу Путина с альтом Моцарта в руках, как оказалось, делом токсичным.

Дом на Макартплац стал для Моцарта родным на десять лет. Именно в его стенах глава семьи дал добрый совет сыну – поскорее убираться из города. Если хочешь мировой известности, не угасай в этой глуши, где верхом достижений станет музицирование для услады ушей высоких церковных особ и коммерсантов. Вольфганг был безумно благодарен отцу: ему самому надоели зальцбургские «наручники» в образе придворной свиты вместе с тогдашним князем-архиепископом. Тот ретиво сопротивлялся зарубежным гастролям Моцарта, считая, что гений – его личная собственность подобно кольцу с бриллиантом на монаршей руке. Вольфганг последовал совету, перебрался в Вену и довольно скоро, через три года, провинциальный музыкант был признан тем, кем на деле являлся, – звездой европейской величины.

Моцарт – слишком привлекательная тема, чтобы не использовать ее в коммерческих интересах. Монетизация происходит постоянно. То вдруг откуда ни возьмись возникает череп Моцарта, хотя точно известно, что он был похоронен в безымянной могиле.  То появляется очередной ну совершенно оригинальный прижизненный портрет Моцарта, каковых сейчас насчитывается больше двадцати, на каждом из которых он абсолютно непохож на остальные изображения.

Одно из них (разумеется, каноническое, запечатлённое на открытке), широко распространено в сочетании с нависающим над Моцартом замком и первыми нотами «Волшебной флейты» – так выглядит открытка, которую можно оставить в ближайшем почтовом отделении, и она достигнет любого уголка планеты. Чтобы друзья и родные знали: да, отправитель и в самом деле побывал на родине Моцарта.

Гиды демонстрируют кровать, на которой якобы появился на свет композитор, с таким с жаром, будто сами наблюдали процесс зачатия.  Насколько полосатый матрас в бело-голубую полоску действительно столь древен, не может поручиться никто. Но главное – не историческая достоверность, а коммерческая ценность. Зальцбург, город торговый, давно понял, что на Моцарте можно и нужно зарабатывать.

Его именем называют йогурты, сосиски, духи, спиртное.

Брeнд раскручен как никакой иной.

Околомоцартовские темы тоже в ходу. Скажем, о прозрачности изумрудного течения Зальцаха, вдохновлявшего композитора. Вот-вот на его берегах появится скамейка, где якобы сиживал композитор, выуживая музыкальные шедевры, предполагают те, кто привык к монетизации популярного имени. Хотя любой школьник, интересующийся охраной окружающей среды, скажет вам, что своеобразный цвет река приобрела от водорослей и от микроорганизмов, обитающих на них.

Уже более двадцати лет на плаву реактивный катер «Amadeus Salzburg», который рассекает речную гладь со скоростью до 50 километров в час. Ну это объясняется двигателем мощностью в тысячу лошадиных сил и рассекание здесь в принципе ни к чему ни одному из 80 пассажиров, которые прибыли в город полюбоваться, а не соревноваться в скорости с байдарочниками. Катер для экскурсантов, получающих то, за чем приехали в Моцартштадт. Впрочем, есть судна и поуютнее, вполне себе романтические. И время можно выбрать предвечернее.

Нередко они нагуливают на таких прогулках аппетит, утолить который помогает другое судно. Точнее, «Amadeus Salzach Insel Bar», профессия которого прямо указано в этом протяженном имени. Еще точнее, это не судно, а корпус корабля, расположенный на левом берегу реки и имеющий универсальное назначение: быть или гостевым рестораном, или конференц-залом для размещения сотни-полторы участников конференций, вечеринок и прочих удовольствий., или и тем или другим вместе.

Зальцбург не одинок в своих коммерческих притязаниях. Небольшой курортный городок Санкт-Гильген – в получасе езды от Зальцбурга, в озерном крае Зальцкаммергут. И он не отстает от Моцартштадта. Главные достопримечательности его – дом, где родилась мать Моцарта и где старшая сестра Вольфганга Наннерл (ее полное имя Maria Anna Walburga Ignatia Mozart), пианистка, аккомпанировавшая брату в совместных концертах, прожила 17 лет,

а также церковь, где венчались бабушка и дедушка Моцарта.

Этого достаточно, чтобы на сайте городка, бывшего три века назад заурядной рыбацкой деревней, черным по белому было начертано: «Ни одна деревня в мире так не связана с семьей Моцарта, как Санкт-Гильген».

Чтобы ни на день не забывать имя великого композитора, ему был поставлен памятник, прозванный здешним людом «Моцарт с птичками». Металлические птахи и сегодня подпевают его скрипке у здания городской мэрии.

Использованы данные и иллюстрации из личного архива автора, скриншоты из видеофильмов и сайтов о Зальцбурге: habsburger.net; wolferl-und nannerl-bei-hof; schlosskonzerte-salzburg.at; original-mozartkugel; goldundco.at; emigrants.life; orange-traveler; isrageo.com

Александр Меламед
Автор статьи Александр Меламед Журналист, писатель

После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.