Часть вторая. Часть первая: Александр МЕЛАМЕД | Брак на секунды, любовь на века – 1 (kontinentusa.com)
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В Буэнос-Айресе сегодня 250 тысяч еврейских жителей, чья речь на идиш, языке иудейских выходцев из Европы, вплетается в испанскую. Но в толпе евреи сразу выделяются пейсами и кипой. Они, как и все жители страны, обожают танго. Обычно идут слушать и смотреть исполнение танца в кафе «Тортони».
– Евреи прекрасно осведомлены об истории танго, – поясняет Джессика Цимерман, экскурсовод по Буэнос-Айресу, внучка иммигрантов польско-еврейского происхождения. – Он сыграл важную роль в процессе их врастания в местные реалии. А они были необычны.
Действительно, век-полтора назад в портовом районе Каминито господствовали свои нравы. Они были просты и незатейливы. После двух-трех стаканов спиртного мужчинам – а их в Буэнос-Айресе той поры было впятеро больше женщин – хотелось, понятно, «клубнички». Спор разрешался стычкой. Иногда дело ограничивалось договоренностью, иногда зуботычиной, а то и ударом ножа.
Но оказалось, что вопрос о предпочтениях можно уладить иначе. Исполнением танго двумя (а то и тремя) мужчинами. Как это представлено в кинофильме «Валентино» (1977) сыгравшими две главные роли Рудольфом Нуриевым и Антони Доуэллом.Дама отдавала предпочтение самому, как ей казалось, изобретательному танцору. Так начиналось танго – оно было видом исключительно мужского состязания.
Напоминанием об этой первой строке биографии танго служит выступление мужских пар в любом современном танго-шоу, – продолжает Джессика. – Вклад мужчин в развитие танго выглядит внушительным. В том числе евреев. Наряду с Карлосом Гарделем это еще и Йевел Кац. И иммигрант из Вильнюса, которого называют литовским Гарделем. Это тоже был музыкальный гений, создатель так называемого еврейского танго.
Если воскресным деньком пойти наугад по рыночным улицам, отходящим от Plaza Dorrego, можно услышать мелодии на уже упомянутом бандонеоне. Чу! Значит где-то рядом, может, прямо на пешеходной дорожке могут демонстрировать танго. Музыка узнаваема евреями. В ней немало сочинений Йевела Каца, композитора, который несмотря на внезапную смерть далеко не в пожилом возрасте, успел немало сделать для развития танго.
Немало материалов об этом хранится в Еврейском музее, расположенном рядом с синагогой Ла-Либертад.
– Не исключено, что вы надолго погрузитесь в созерцание экспонатов музея, забыв о времени, – улыбается Джессика. – Но не волнуйтесь, при музее есть ресторан с кошерной кухней HaMakom, где под музыку танго вы можете полакомиться горячим шоколадом и исключительно аргентинским изделием – Churros (пончики).
Вообще-то Churros, чудо простоты из заварного теста, как его называют, – испанский кулинарный изыск. Но если аргентинцы желают считают его своим, не проблема. В конце концов, и танго – произведение на стыке различных культур, хотя и называется аргентинским. Не исключено, что в ресторане HaMakom «Кумпарсита» звучит как-то особенно, с таким надрывом, который заставляет трепетать еврейскую душу, и только «чуррос», утопленный в шоколадном озерце, способен хоть как-то утешить неизбывную иудейскую печаль.
Закрытые объятья, открытые объятья…
Впрочем, танго – это символ многонациональной грусти. Реквием по утраченным грезам, несбывшимся мечтам, необретенной судьбе. Особенно это ощущают обделенные. Ну а как такое нынешнее бедственное положение воспринимается на фоне былой славы страны, легко представить. Напомню: к 1913 году Аргентина входила в десятку самых богатых государств мира в аспекте ВВП на душу населения. Не то, что век спустя. В списке стран по ВВП на душу населения по версии МВФ (2021) Аргентина аж на 65-м месте в окружении не самых успешных соседей – Уругвая и Бразилии. Казалось бы, до танцев и карнавалов ли, как говорится. Да нет, народы этих государств по-прежнему жизнерадостны.
Потомки тех, кто годами пребывал на общественном дне, чувствуют себя в родстве с танцем, который с этого самого дна поднялся.
Кому известно, как бы тот же Остап Бендер затрепетал, попадись ему такая партнерша, как нынешняя звезда аргентинского танго 89-летняя Мария Ньевес. Опытная учительница по прозвищу Diosа (Богиня) смогла бы втолковать идейному борцу за денежные знаки принцип исполнения сложных па, в том числе в стилях милонгеро (с закрытыми объятиями) и салон (с односторонним открытием объятий). «Танго – это язык, которым мы можем говорить без слов. Это общий опыт, который объединяет нас с другими людьми и позволяет нам выразить наши чувства и эмоции», говорит Diosа. Она обязана известностью не столько своим официально признанным лучшим ногам Аргентины, сколько своему партнеру по жизни Хуану Карлосу Копесу, научившему ее танцевать. Считается, что пара выучила танцу четыре поколения соотечественников, породив постановочные танго-шоу, многочисленные школы и клубы «аргентинского танго». А затем и принятый в 1996 году в Аргентине Ley Nacional del Tango – закон, который объявил танго частью национального культурного наследия Аргентины. В 2009 году оно вошло в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио де ла Плата.
Для Аргентины, измученной жаждой славы, это просто живительный глоток. Шутка ли! Нематериальное танго заняло в Латинской Америке особую ступеньку почета – вполне под стать материальному наследию соседей, к примеру, мексиканским пирамидам из эпохи расцвета ацтеков.И страсть, и нега, и печаль
Аргентинское танго представляет собой набор противоречий. Поэтому историки называют его искусством парадоксов.
О национальной принадлежности – Аргентина или Уругвай – мы уже сказали. О германских создателях мелодиона и бандонеона тоже. Самый известный исполнитель танго и, по сути, его родитель Карлос Гардель родился в Тулузе. При этом самое популярное танго «Кумпарсита» прибыло из Уругвая.
Лучшие современные ритмические танго приходят на рынок из Испании, в стиле «Милонга» из Кубы, а танго на CD – из разных стран, в том числе из Японии. Дальневосточное тяготение к танцу, возможно, объясняется просто: наименование «Танго» носит историческая провинция Страны Восходящего Солнца. Во всяком случае, многие жители страны воспринимают вполне логичной постановку в 1989 году первого японское шоу «Tango Libertad». Что и дало толчок активному преподаванию и распространению танго в Японии.
Вы себе представляете танго в кимоно?! Правда, без вееров, как в японской классике. Пока.
Танго и японские классические танцы. Вроде бы ничего общего. Мелодион и бандонеон против ансамбля из двух барабанов, флейты и струнных. Черно-красные тона, подчеркивающие страсть, против разноцветных масок для воплощения различных персонажей. Динамика порывистых движений против минимальных, величественных и плавных. В Японии в основе танца – национальные мифы, легенды, исторические события. В Аргентине – хроника невыдуманной любви, которая разворачивается на твоих глазах.
И в то же время есть немало созвучных элементов в танго и японской классике. И в том и в другом случае важен сплав танца и музыки (а зачастую в сочетании с пением) и, конечно же, актерского мастерства. Простота и элегантность. Сложная техника исполнения.
Танго является чистой иллюзией, которая длится считанные секунды. За это время партнеры должны показать, как глаза и движения способны вспыхнуть при встрече, негодовать, вызывать нежность и бурную страсть. Они не танцоры – авторы собственной неповторимой любовной саги. Творя ее, являют чудо: движения отточены и чувственны.
И зрителю остается лишь восхититься правдой образа.
В действе есть свои законы. Различные па, к примеру, которые считаются основными элементами. Básica, когда партнеры тесно прижимаются друг к другу. Abierta – расположение немного дальше друг от друга, чем при Básica, что усиливает напряжение. Open – еще дальше друг от друга, чтобы иметь больше свободы для движений и выразительности. Volcadas – один из партнеров наклоняется вперед, а другой поддерживает его (или её), создавая впечатление динамики. Colgadas – один из партнеров выполняет движение, напоминающее подвешивание, обычно с использованием центральной оси своего тела и поддержки другого партнера. Посмотрел? Ну а дальше сам думай, расшифровывая сюжет.
Танго – вовсе не один и тот же танец. Он, как ковид, имеет уйму штаммов. И каждый при этом успешно заражает.
Своей неповторимостью – простотой или сложностью. Хочешь стать настоящим аргентинцем – придерживайся Milonguero (кстати, отсюда и термин «милонги» – фанаты танго). Считаешь пока недостижимыми для себя оригинальные па – держись Liso, стиля попроще, каждому доступного. А коли возомнил себя буржуа – к твоим услугам Tango de Salón, для которого характерны элегантные изысканные движения на более ограниченной площадке, чем, например, у танго для исполнения на сцене. Есть потребность показать себя на соревнованиях – осваивай Fantasía, для которого характерен экспериментальный подход. Это сплав собственных находок и различных элементов и техник из других стилей. Если одним словом – неожиданность.
Ну а вы как думали?! Танго – это зрелище. Театр есть театр.
Танго – движения в стиле импровизации, поэтому умение пары чувствовать друг друга здесь достигает апогея. Если учесть, что ты не знаешь, какого па ждать от партнера в следующую секунду, но в любом случае достойно отреагировать на это, танец можно считать произведением двух артистов экстра-класса. Они живут в своей реальности, при этом каждый танцор ведет собственную партию, которая может быть изменена согласно внезапному замыслу партнера.
Ни в одном танце люди не сближаются и не разлучаются так быстро, не соприкасаются всем телом так основательно, как в танго. При этой, казалось бы, полной согласованности в танце немало странных движений. К примеру, есть поза, когда партнеры смотрят в прямо противоположную сторону, будто ищут кого-то на стороне, вызывая у партнера приступ ревности. Но это обманчивое впечатление. Они уже поняли, что неразлучны.
Вместо неизбежного, казалось бы, поцелуя при том, что двое замерли в объятиях друг друга. Они словно обуздали хаотичность чувств и прекращают спор, признаваясь, что не могут друг без друга. Поэтому самый выразительный момент танца – это… Бьюсь об заклад, не угадаете. Пауза!Танго является наиболее чувственным из всех танцев. Тем не менее это совсем не говорит о сексуальной стороне дела, хотя партнеры изображают картину именно в таком ракурсе.
Для посторонних танго должна выглядеть так, будто пара танцует в течение многих лет. Между тем, это совсем необязательно. Они могут оказаться во власти только что освоенного ими ритма впервые в жизни.
Если это язык движений, поскольку есть исполнение танго с элементами акробатики, то это спорт. Если это неотрывно от музыки и песни, то можно говорить о виде искусства. Если это ностальгия по родине, мечтам, ожиданиям, то это еще и образ жизни.
– Все это верно, но только – в каждом отдельном случае, – говорит Мартина Герлах, 70-летняя учительница танцев из Берлина. – Однако, рассуждая практически, танго – еще и вид терапии. Ведь те же чувства меняются с годами. Меланхолия владеет человеком не всегда, иначе он просто не доживал бы до преклонных лет. Между тем, в нашем зале вы видите немало пожилых. И, мягко говоря, не вполне здоровых. Открою секрет: многие из них поражены болезнью Альцгеймера.
Как, учителю танцев удалось то, что оказывается зачастую неподвластным врачу? Каким образом? Об этом чуть ниже.
А пока зайдем в зеркальный зал бара на Вайсензее в одном из парков Берлине. Раз в неделю тут зажигаются все огни, и в помещение, которое наполнено светом и людьми, входит Мартина Херлах. Это – профессионал высочайшего уровня. В 11 лет пришла в танцевальную школу, в 16 стала чемпионкой Берлина в соревнованиях «латиноамериканцев», среди которых было и танго, а в 18 – лучшей в Германии исполнительницей танго.
Чем оно привлекло Мартину?
Аргентинское танго предполагает партнерство двух лиц, прямое общение друг с другом. Любой из них может стать ведущим и ведомым. Все зависит от рисунка танца, замысла, готовности к экспромту. Это взаимодействие порой на невероятно тонком уровне, интуитивное. Но если это случается, все происходит как в сказке – синхронно и логично – и вызывает ощущение абсолютной гармонии.
Танго устраняет в нас внутренние шлагбаумы, обостряет реакцию, концентрирует внимание, обогащает личные впечатления, – уточняет Мартина. – Это брак на три минуты. (От автора. Вставлю свой пятак: классические аргентинские образцы – на 4–5 минут).
Соединяются не только тела. Трепещет душа. Уходят нынешние страхи и детские комплексы. С таким же успехом может на благодатном эмоциональном поле уйти любая хворь, в том числе и считающаяся некоторыми экспертами неизлечимой болезнь Альцгеймера. Танец учит понимать партнера, ценить его. Такой способ переключения – с собственных проблем на внимание к партнеру – тоже оказывает целительный эффект.Поясняя, на чем основано чудо танго, Барбара Шульц, известный в Германии физиотерапевт, отмечает: на умении координировать движения своего тела и синхронизации партнеров. Вместе с музыкой это дает прекрасное сочетание и стимулирует работу определенных участков мозга. Кстати сказать, Барбара и сама – не зритель в танцзале. Она вместе с мужем Альбертом уже много лет активно занимается в классе танго. Однажды с Альбертом случилась неприятность – оказалось нарушено равновесие, участились головокружения.
– И что же вы предприняли, фрау Шульц?
– Поступила как врач. Увеличила дозировку. Мы с Альбертом стали заниматься танго не раз в неделю, а через день. Болезнь ушла, будто ее вовсе не было.
Специалисты «по Паркинсону», побывавшие в танцевальном классе, где занимались супруги Шульц, подтвердили: эротизм и чувственность, свойственные танго, активизируются, и это способно победить не только паркинсонизм, но и рассеянный склероз, депрессию, последствия инсульта.
Танго демократично. Не имеют никакого значения пол, возраст, привычки, менталитет, вес, телосложение. Поэтому опытные учителя танго формируют смешанные группы. Абсолютный новичок вдруг оказывается в паре с опытным «милонгеро». Если тебя ведет уверенная рука, поначалу страшновато, но потом неказистость отступает, перестаешь думать о том, правильно ли выполнено па. Начинают все более отчетливо проявляться поведенческие черты, а первый успех вызывает чувство радости.
Вспомните преображение девушки, не умевшей танцевать танго в кинофильме «Запах женщины», которую за несколько минут преобразил слепой отставной полковник разведки Фрэнк Слэйд, которого гениально сыграл Аль Пачино. Перед этим высказавшись неожиданно-ободряюще: «В танго не бывает ошибок. Не то, что в жизни. Это очень просто. Поэтому танго такой замечательный танец. Ошибаешься – сделай вид, что так и надо. И танцуй дальше». О чем говорит практика любого самодеятельного коллектива.
По существу, каждый новичок в какой-то степени повторяет историю танго.
Оно родилось на исходе XIX века, когда пришельцы в Аргентину ощущали одиночество, но, поддержанный миллионами не иммигрантов, танец стал духовным знаменем уже, как минимум, для шести поколений. А это уже солидная часть современной истории.
Фото автора и из авторского архива.
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.