Александр Гиндин с сольным концертом в Чикаго

Когда итальянский мастер Бартоломео Кристофори создал в 1709 году свой  «gravicembalo col piano e forte» («клавесин с тихим и громким звуком»), то есть фортепиано, едва ли он понимал, насколько большие возможности он дал музыкантам, и какая прекрасная  музыка благодаря его изобретению возникнет. Триста лет спустя мы, счастливые потомки, идём в концертный зал, где «наполним музыкой сердца, устроив праздники из буден», как сказал поэт. И скоро нас ждёт такой праздник с музыкой ХIХ века, «золотого века фортепиано», потому что в Чикаго приезжает прекрасный российский пианист Александр Гиндин с сольным концертом, в программе которого мы услышим любимые многими романтические произведения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Классики писали музыку абсолютную, где образность определялась жанром и была чисто музыкальной. Романтики очень расширили горизонты музыки, обогатив её идеями времени и образами других искусств. Они изобрели программность, конкретизируя содержание инструментального произведения названием или эпиграфом. Это, в свою очередь, потребовало новых форм, средств выразительности и исполнительской техники. Так родился романтический пианизм – поистине блистательный!

Три пьесы Ф. Листа: «Гондольера», «Канцона», и «Тарантелла»  из большого цикла «Годы странствий» относятся к итальянскому подциклу второго года «Венеция и Неаполь». Они открывают программу концерта. В них в полной мере отразились особенности зрелого пианизма Листа: яркость тематизма, «оркестральность» фортепианной фактуры, новая пассажная мелизматика и виртуозность. «Гондольера» и «Тарантелла», по сути, две музыкальные картинки с легко воображаемым сюжетом. Обе очень оптимистичны. «Канцона» вносит драматический контраст в триптих. Разумеется, ритм и мелос баркаролы и роскошь неаполитанских напевов узнаваемы в его музыке.

Совершенство музыки «Симфонических этюдов» Роберта Шумана поражает, когда осознаёшь, что писал их человек совсем молодой, 24-летний. Он берёт печальную тему траурного марша и преображает её  то в лирический романс, то в чёткую токкату, то в порхающий танец, то в игрушечный маршик. Каждая вариация – законченная миниатюра, в каждой – образ создаётся новым виртуозно-пианистическим приемом. Отсюда название «этюды». Удивительно изысканный цикл вариаций! Ну, изящество даёт бог, и к Шуману он был щедр, а мастерство даётся трудом. Столько раз автор менял общую композицию цикла, что-то убирал, добавлял и опять менял в своей жажде совершенства, что сейчас, когда собрали всё, что он для этой вещи написал, пианисты вольны играть «Симфонические этюды» в любой редакции,  тем самым всё же меняя общую драматургию. Что они и делают. В концерте будет тема и 12 вариаций.

Но сказанное – ещё не всё. Самое неповторимое и никому, кроме Шумана, не присущее волшебство «Этюдов» в другом: в вариациях, где возникают образы-персонажи, чьё состояние и настроение вам почему-то совершенно понятно и чьё общение вам легко вообразить! Вы не понимаете, как, но, слушая, знаете, что вот сейчас звучит, например,  диалог кавалера и дамы в саду и даже уверены, что дама всерьёз поклонника не принимает.

Впрочем, этот дар вы найдёте у Шумана в любом его фортепианном произведении. Почему-то именно в фортепианном. Так бывает у художников, когда, например, графика и живопись у одного и того же художника совсем различны по тематике и стилю.

Во втором отделении концерта Гиндин играет «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Цикл создан под впечатлением от посмертной выставки рисунков и эскизов архитектора, дизайнера и художника Виктора Гартмана. Мусоргский не стремился повторять настроение рисунков Гартмана. Он скорее отразил в нём какие-то собственные идеи, возникшие под впечатлением от некоторых работ художника.  Например, эскиз часов в виде избушки на курьих ножках навеял композитору музыку шумного, но неуклюжего  полёта Бабы-Яги в ступе. Ожидаемая сюжетность, даже изобразительность музыки в цикле очевидна. Например, в «Балете невылупившихся птенцов», музыка имитирует птичий писк. B пьесе «Быдло» (так называли польскую воловью упряжку крестьяне, она и была на рисунке) звучит грустная мелодия в стиле народной песни под аккомпанемент, имитирующий мерное тяжёлое движение деревянных колёс. Образ тяжкой, горестной думы и усталости. Мусоргский был демократом, близким по убеждениям к критическому реализму. К теме социального неравенства можно отнести и «Два еврея». Это музыкальная зарисовка прихода бедного родственника к богачу за помощью или милостыней. Безжалостно изгнанному. Темы портретны. Но не стоит искать здесь шумановского изящества: иное место, иное время, иные песни.

Все 10 миниатюр цикла объединяются немного варьирующимся музыкальным рефреном: названным автором «Прогулка». Все «Картинки» были написаны на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Мусоргский писал Стасову:

«Гартман кипит, как кипел «Борис», – звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге… Хочу скорее и надёжнее сделать».

Вот такой будет концерт. Остается напомнить, что он состоится 21 ноября в 7 часов вечера по адресу PianoForte Studios, 1335 S. Michigan Avenue, Chicago 60605. Справки по телефону: 224-419-7449 или info@lazylionproductions.com.

До встречи на концерте!

Вера Левинская

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.