К нынешним выборам в партии Авода хочу рассказать о забавном моменте, который связан с самыми ранними годами ее истории. Как известно, первую инкарнацию политической организации социалистов-сионистов в Эрец-Исраэль звали «Поалей Цион» (потом она, расщепляясь и сливаясь с другими фракциями, переименовывалась в Ахдут ха-Авода, МАПАЙ, МААРАХ, Авода… пока, наконец, не пришел ей нынешний, простите за выражение, Махнац).
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Понятно, что, съехавшись в ЭИ из разных мест, бравые поалей-ционники из Второй алии смотрели друг на друга, мягко говоря, с непониманием. Прибывшие из Минска решительно отвергали программу выходцев из Полтавы, Кременчуг презирал мнение Одессы, Вильна морщилась при взгляде на Житомир, а уж Чернигов с Варшавой и вовсе отличались друг от друга не меньше, чем восток от запада. Задача устаканить столь пестрое и бурное разнообразие осложнялась еще и тем, что на учредительном съезде в Яффо, созванном в октябре 1906 года, присутствовали не выборные особо ответственные товарищи, а просто все поалей-ционники, которые смогли добраться туда своим ходом (то есть пешком, поскольку денег на дилижанс почти ни у кого не было). 50-60 евреев – это, как известно, примерно 50-60 абсолютно независимых мнений. Короче говоря, полнейший балаган.
Читайте также Начало мирного перехода к капитализму в Израиле
Конечно, в этой ситуации земляки стремились объединиться, но это не приносило желанного результата по причине малочисленности каждого из землячеств. Два-три минчанина равнялись примерно одному одесситу, трое бердичевских уравновешивали парочку бобруйских… и так далее, и тому подобное. Но тут на авансцену вышла единственная действительно большая компактная группа, незадолго до того прибывшая в Эрец-Исраэль из Ростова. Их было не два, не три, и даже не пять. Их было 30 (прописью: тридцать!). Тридцать из семидесяти (или даже 50-60)! Понятно, что «ростовы» – так их тогда и называли – немедленно овладели положением. Образ, программу и идеологию партии предшественников нынешнего Махнаца определили именно они. Иными словами, мамой здешних «Поалей Цион» была, конечно, Эрец-Исраэль, но папой – вне всякого сомнения – Ростов.
«Ростовы» были заклятыми марксистами с легким налетом сионизма. Иврита они не знали вовсе и даже на идише говорили с грехом пополам. Русский был для них языком общения; они одевались по-русски, танцевали русские танцы, пели русские песни и мечтали о русской революции, плавно переходящей в мировую. Остается загадкой, почему они прибыли именно в Эрец-Исраэль…Потом-то всё, конечно, еще двадцать раз поменялось. Чересчур занятые происходящим на своей духовной марксистской родине, «ростовы» не обратили достаточного внимания на подкожно-нарывного малорослого функционера, который тихой сапой утащил попавшую к ним в собственность партию прямо у них из-под носа. Но трудно не усмотреть весьма показательной символики того, самого первого момента.
У израильских – и не только израильских – леваков всегда имеется такой вот принципиально чужой и принципиально безразличный к местным реалиям «Ростов-папа»: марксизм, коммунизм, социализм, пролетарский интернационализм, «универсальные ценности» или какая-нибудь другая дежурная холера. И добро бы они только сами говорили на чужом языке, одевались по чужому обычаю, пели чужие песни и танцевали под чужую дудку – тогда это было бы сугубо их личным делом. Но нет – им непременно требуется, чтобы под ту же дудку приплясывали и все остальные.
Алекс Тарн
Алекс Тарн (Алексей Владимирович Тарновицкий), израильский русский писатель, публицист, драматург и переводчик.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.