Великая София Лорен отмечает 90-летие.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Существует источник молодости – это ваш ум, ваш талант, творчество, которое вы вносите в свою жизнь и жизнь любимых людей. Когда вы научитесь пить из этого источника, вы действительно победите возраст».
С. Лорен
Ее имя хорошо известно миллионам любителей кино во всех уголках земного шара. «Национальная София» называют ее в Италии, и это никого не удивляет: в этих словах благодарность, восхищение и гордость за «свою» Лорен… При этом в ее жизни было немало близких ей евреев, а ее последняя на сегодняшний день и одна из лучших ролей – старой еврейской проститутки, пережившей Освенцим…
Одна из последних ныне живущих суперзвезд «золотого века кино» София Костанца Бриджида Виллани Шиколоне появилась на свет 20 сентября 1934 г. в Риме, в госпитале для неимущих. Ее родители – неудачливая актриса Ромильда Виллани, приехавшая в Рим в желании сделать здесь карьеру, красавица, выигравшая конкурс девушек, похожих на Грету Гарбо, и обаятельный повеса, выходец из аристократического семейства Риккардо Шиколоне Мурильо, пообещавший помочь девушке в кинокарьере. Ромильда родила ребенка от мужчины, который отказался не только жениться, но, хоть и признал дочь, никогда не помогал финансово и не занимался ею. Периодически Рикардо возвращался к Ромильде и окончательно бросил ее после рождения в 1938 г. второй дочери, Анны-Марии, которую он отказался признать своей. София отдала Риккардо Шиколоне солидную сумму из своих первых гонораров, чтобы он согласился признать Анну-Марию и разрешил ей носить свою фамилию – тогда статус «незаконнорожденной» в католической Италии был настоящим клеймом. (Любопытно: Анна-Мария вышла впоследствии замуж за Романо Муссолини, в то время музыканта, сына итальянского диктатора. Дочь Анны-Марии и внучка Бенито Муссолини, Алессандра Муссолини, известный итальянский политик крайне правых взглядов, приходится Софии Лорен племянницей. Как причудлива линия судьбы!).
Положение Ромильды с дочерями в Риме ухудшалось, и она уехала вместе с ними в родной прибрежный городок Поццуоли возле Неаполя, расположенный в самой бедной и заброшенной области Италии. Их приютили бабушка и дедушка. Жили они очень бедно, бабушка Луиза помогала как могла. «Я ведь росла в довольно бедной семье. Меня воспитывали бабушка с дедом. А мать периодически приезжала и навещала нас. У меня в школе была очень обидная кличка. Кто-то решил, что я (худая и высокая) похожа на зубочистку. И несколько лет меня дразнили не иначе как „Эй ты, зубочистка!“», – пишет Лорен. По ее словам, они «с сестрой и матерью спали на одном матрасе и лепили кукол из хлебного мякиша, а когда донимал голод, съедали их».
Во время войны в целях безопасности семья переехала в Неаполь – городок Поццуоли из-за своей близости к морю и наличия военной фабрики довольно часто подвергался нападениям. Назад семья вернулась лишь по окончании войны, после чего бабушка открыла в городке паб. Мама Ромильда играла там на фортепиано (она окончила в юности музыкальное училище), Анна-Мария пела, а будущая звезда итальянского и мирового кинематографа работала официанткой…
В 14 лет София хотела стать учительницей. «Мне очень нравился мой преподаватель в сельской школе, где я училась. Он считал меня способной и даже готов был заниматься со мной, чтобы подготовить к вступительным экзаменам в институт. Но когда я поделилась своими планами с матерью, она просто рассмеялась и сказала, что моя красота (а она считала меня очень красивой) дана мне для другого».
Первой ступенькой Софии к славе стала в 14 же лет ее победа на местном конкурсе красоты, куда записала ее мать. Под псевдонимом София Лаццаро она продолжала участвовать в таких конкурсах и завоевала титул «Принцесса моря». Судьбоносным стало ее участие в конкурсе «Мисс Италия» в 1950 г., где она победу не одержала, но получила титул «Мисс Элегантность», придуманный жюри специально для нее. На юную красавицу обратил внимание член жюри Карло Понти, кинопродюсер, восстанавливавший в тандеме с итало-американским продюсером Дино Де Лаурентисом (Ponti – De Laurentiis Сompany) кинопроизводство после войны. София заняла второе место, а синьор Понти, заметивший в ней искру таланта и почувствовавший симпатию к ней, пригласил ее на пробы. Ему тогда было 38, а ей всего 16, тогда не шла речь о чем-то большем, чем о просто расположении к ней. Зная о ее происхождении и материальном положении, Понти давал ей возможность заработать, приглашал сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях и в качестве статистки.
Изначально он эксплуатировал в первую очередь ее яркую внешность в малоизвестных, не запомнившихся никому картинах. В фильмографии Лорен первой числится роль «девушки в толпе на празднике „Madonna di Piedigrotta“» в фильме «Голос» («Il voto», 1950), сменившейся многими подобными ролями, немного заметными из которых стали роли в картине «Камо грядеши?» («Quo Vadis?», 1951) и в «Торговлe белыми рабынями» («La Tratta delle Bianche»,1953). Действие этих фильмов происходило часто в экзотической обстановке, давая возможность актрисе появляться перед зрителями в различных нарядах. В ряде картин ее можно было увидеть топлесс – будущая суперзвезда не стеснялась наготы (позже, уже в период мировой известности Софии, в начале 1960-х, Карло Понти во избежание скандала выкупил все фильмы юной Лорен, где она была снята обнаженной). Первоначально начинающая актриса снималась под своим «конкурсным» псевдонимом София Лаццаро, но по настоянию Понти сменила его на всем ныне известный София Лорен (по ассоциации с именем популярной тогда шведской актрисы Марты Торен). Под этим именем она впервые снялась в фильме «Фаворитка» («La Favorita», 1952).
Настал 1954 г. Уже более пяти лет, как юная София стала моделью, позировала в т. ч. для комиксов, называемых в Италии «Fumetti», снималась в фильмах, не принесших заметного успеха, – на первых порах она соглашалась на всё, что ей предлагалось в самых разных картинах. Но в 1954–1955 гг. произошел скачок, сделавший Софию Лорен звездой и определивший ее последующую жизнь и карьеру.
В 1954 г. на экраны вышел фильм режиссера Витторио Де Сики «Золото Неаполя» («L’oro di Napoli») с Лорен в главной роли. Это был прорыв! Сыграв, в общем, саму себя, молодую, задорную, жизнерадостную, энергичную неаполитанскую лавочницу, девушку из народа, кaких она хорошо знала в детстве и одной из которых могла бы стать сама, София Лорен, продемонстрировав различные грани своего таланта, впервые привлекла внимание серьезных кинокритиков.
В 1953 г. на экраны вышла комедия режиссера Луиджи Коменчини «Хлеб, любовь и фантазия» («Pane, Amore e Fantasia»), а в 1954 г. – ее продолжение «Хлеб, любовь и ревность» («Pane, amore e gelosia») с теми же персонажами и с теми же актерами. Это были одни из первых послевоенных «народных комедий», имевших большой успех в Италии и по всей Европе. В них снялась в главной роли молодая, но уже известная Джина Лоллобриджида и принял участие в качестве актера, также в главной роли, Витторио Де Сика. После успеха двух первых фильмов из этой серии Лоллобриджида закапризничала, отказалась далее сниматься, пожелав более серьезных и значимых ролей. Продюсер фильма уже хотел отказаться от третьей серии, когда Карло Понти предложил ему кандидатуру Лорен. И в 1955 г. по этому же сюжету уже режиссером Дино Ризи был снят фильм «Хлеб, любовь и…» («Pane, amore e…»), на сей раз с Софией Лорен, Витторио Де Сикой и Леа Падовани в главных ролях. Софии pоль принесла всемирную славу, закрепленную фильмами «Неаполитанская карусель» («Carosello napoletano», 1954), «Счастье быть женщиной» («Lucky to Be a Woman», 1956) и дальнейшими фильмами, которые открыли ей дорогу в Голливуд. Благодаря этому София «вплыла» в широкие воды успеха… Ее первым голливудским фильмом был «Мальчик на дельфине» («Boy on a Dolphin», 1957) режиссера Жана Негулеско, партнером Софии был известный «любовник» Алaн Лэдд. В 1958 г. на экраны вышел созданный на студии Paramount Pictures фильм режиссера Мартина Ритта «Черная орхидея» («The Black Orchid») с Софией Лорен и Энтони Куинном в главных ролях. За роль в этом фильме Лорен была награждена «Кубком Вольпи» – главной наградой Венецианского кинофестиваля (1958) и премией «Давид ди Донателло» (1959).
В процессе тесного сотрудничества в эти годы между Карло и Софией завязался роман. В 1956 г. ей было уже 22 года, а он был женат и старше ее на 22 года – «пазл» сложился… София настаивала на официальном оформлении отношений – пример матери был очень памятен. В то время развестись в Италии было практически невозможно. Карло Понти схитрил: развелся со своей первой женой Джулианой Фиастри, родившей ему дочь Гвендолину и сына Алекса, в Мексике, в городке Хуарес, в котором закон допускает разводы любого рода. И там же, в Мексике, Карло Понти и София Лорен в 1957 г. поженились.
Однако развод Понти не был признан церковными и светскими властями в Италии, Папа официально отменил супружество Карло и Софии, Карло был объявлен двоеженцем, а Лорен – сожительницей женатого мужчины. Согласно итальянским законам, они не могли вернуться на родину, где Карло должен был бы за двоеженство предстать перед судом. Пара уехала на несколько лет жить и работать во Францию. Только в 1965 г. Понти удалось оформить развод – к этому времени он сам, его первая супруга и Лорен получили гражданство Франции, благодаря чему французский суд официально расторг его первый брак, а 6 апреля 1966 г. в маленькой церкви во французском городке Севр произошло, наконец, «правильное» бракосочетание Софии и Карло.
Проведшая трудное детство без отца, София рассказывала о своих чувствах тогда: «Мне необходим был отец, муж и наставник. Карло стал для меня таким человеком. Он учит меня жизни так, что я этого не замечаю. И делает это естественно, всё происходит как бы само собой, как при рождении ребенка». Из юной, не очень образованной провинциальной девчонки Понти «изваял» леди, блестящую женщину и выдающуюся актрису. Он занимался ее образованием, прививал любовь к серьезным книгам, учил ее двигаться, одеваться, вести себя. Впрочем, и Лорен упорно училась и много работала над голосом и дикцией, много читала, изучала иностранные языки, постоянно занималась движением и всеми другими видами актерского тренажа. Газеты писали о любознательности, с которой она изучала историю и искусство тех стран, где ей доводилось работать.
Как уже упоминалось выше, успешные фильмы середины 1950-х и далее открыли Софии путь в Голливуд – с 1957 г. актрисе регулярно поступали предложения сниматься там. И она активно работала по контрактам с компаниями Metro-Goldwyn-Mayer и Paramount Pictures. В течение 15 лет (1957–1972) ей удалось поработать практически со всеми самыми популярными актерами и секс-символами Голливуда: Фрэнком Синатрой, Кэри Грантом, Энтони Перкинсом, Энтони Куинном, Кларком Гейблом, Питером Селлерсом, Чарлтоном Хестоном, Полом Ньюманом, Грегори Пеком, Марлоном Брандо, Питером О’Тулом и многими другими.
«Очень часто мои кинематографические отношения продолжались в реальной жизни, – говорила София, – и мне это нравилось. Я разрешала партнерам влюбляться в меня, но сама никогда не позволяла себе этого». София призналась, что она преднамеренно флиртовала со многими своими партнерами, чтобы «добавить перца» своим романтическим сценам. Oна перечисляла Кэри Гранта, Питера Селлерса, Фрэнка Синатру, Пола Ньюмена, Ричарда Бартона как своих явных поклонников, увлеченных ею, а Кларка Гейбла и Джона Уэйна – как «джентльменов, слишком робких, чтобы демонстрировать свои чувства». Но только Кэри Грант, говорила актриса, «мог завоевать ее сердце, если бы она уже не любила Карло Понти». «Самым очаровательным из мужчин» она назвала Омара Шарифа: «Мне нравилось то, как его глаза обвораживали меня, причем даже тогда, когда мы вместе играли в покер. Я бы не сказала, что он не пытался соблазнить меня, однако со всей откровенностью заявляю: он не пытался воспользоваться тем, что нравился мне как мужчина. Он уважал и меня, и Карло»…
Одним из первых голливудских фильмов Софии была картина «Гордость и страсть» («The Pride and the Passion») с Фрэнком Синатрой и Кэри Грантом (1957). Когда Лорен встретилась на съемках с Грантом, ей было 23 года, ему – 53. Сначала Грант, живая легенда Голливуда (в 1999 г. Американский институт киноискусства поместил его на вторую строку в рейтинге «величайших актеров Голливуда» после Хамфри Богарта; всю жизнь он жертвовал большие суммы денег на нужды евреев, а в 1948 г. пожертвовал большую сумму вновь созданному Государству Израиль «во имя своей умершей еврейской матери»), отказывался сниматься вместе с «какой-то сладкой ватрушкой», как он заявил режиссеру фильма Стэнли Крамеру. Впрочем, передумал, как только увидел Софию: времена, когда юную Лорен дразнили «зубочисткой», давно прошли. Теперь она расцвела и привлекла внимание Гранта.
Вскоре они подружились, а еще через некоторое время Лорен поняла, что влюбилась в Гранта. Он был женат, но умолял ее выйти за него, когда он завершит развод. В Голливуде с этим было проще, чем в Италии… В это время Лорен была уже помолвлена с Карло Понти, и он «бился» за свой развод, пытаясь организовать их брак. Лорен писала: «Я всё больше запутывалась, разрываясь между двумя мужчинами и двумя мирами… Знала, что мое место рядом с Карло, с которым мы одной национальности и которого я любила. Он был моей защитной гаванью. Он из понятного мне мира. Грант – нет. Выбери я его, могла бы потерять всё. Я знала, что для развития карьеры мне нужна родная почва. Знала и то, как трудно сопротивляться магнетизму такого мужчины, как Кэри Грант, который готов был бросить всё ради меня». Как мы уже знаем, в том же 1957 г. в Мексике состоялся непризнанный позже развод Понти с первой женой и был зарегистрирован «неправильный» его брак с Лорен. Но об этом стало известно позже… А Кэри Грант, узнав о бракосочетании Софии с Понти, отреагировал по-джентльменски: поздравил ее и пожелал счастья. И он же будет первым, кто позже позвонит Лорен и с радостью сообщит о получении ею «Оскара»…
В 1960 г. на экраны вышел британский комедийный фильм «Миллионерша» режиссера Энтони Асквита с Софией Лорен и английским актером Питером Селлерсом (он родился в семье водевильных комиков, его мать была еврейкой). Действие происходило в Лондоне и представляло собой свободную интерпретацию одноименной пьесы Бернарда Шоу. Фильм стал одним из самых популярных в Великобритании и также с большим успехом прошел в США и Канаде. Джордж Мартин, бывший в то время продюсером комедийных записей Питера Селлерса, задумал и осуществил в рамках рекламной кампании фильма запись дуэта «Goodness Gracious Me» («Боже милостивый»), исполненного Селлерсом и Лорен, в котором София проявила себя и как певица. Песня стала хитом британских чартов в 1960 г.
Много слухов возникало относительно предложений со стороны Питера Селлерса руки и сердца Софии Лорен, в которую тот был безумно и безответно влюблен и ради которой готов был бросить семью…
Ну и нельзя, конечно, не упомянуть о потомке дочери минских мещан еврейского происхождения Иды Идельсон Марчелло Мастроянни… Марчелло Мастроянни и София Лорен сыграли вместе в 12 фильмах и составили один из самых знаменитых и любимых зрителями всех стран дуэтов в истории кино, но любовную связь они упорно отрицали. Хотя очень многим казалось невероятным, что происходившее на экране между ними – только плод актерского мастерства…
Воистину знаковым стал фильм 1954 г. режиссера Алессандро Блазетти «Жаль, что ты каналья» («Peccato che sia una canaglia»). В этом фильме София впервые снялась с Мастроянни. Следует особо отметить, что в нем также в главной роли был занят и Витторио Де Сика. На одной съемочной площадке сошлись эти три человека, во многом определившие мировой кинематограф будущего. Первый шаг судьбы? В последний раз София участвовала вместе со своим дорогим другом Марчелло в фильме Роберта Олтмена «Высокая мода» («Prêt-à-Porter») в 1994 г. (премия «Золотой глобус», 1995).
В рамках небольшой статьи невозможно рассмотреть всё сделанное Софией Лорен – этой совершенно уникальной, талантливейшей киноактрисой и творческой в широком плане личностью. Ее фильмография насчитывает 101 фильм, ее кинокарьера ознаменовалась выдающимися достижениями.
С выходом на экраны в 1954 г. уже упоминавшегося фильма «Золото Неаполя» стало понятно, что «триумвират» Понти–Де Сика–Лорен открыл в истории мирового кино новую страницу. Из всего огромного количества сыгранных ею ролей наиболее ярко и глубоко София Лорен раскрыла свой талант в фильмах режиссера Витторио Де Сики. Он, и сам замечательный актер, тонкий художник, как никто понимал индивидуальность Лорен и сумел выявить грани ее таланта, в полной мере раскрыл ее актерское дарование. Практически все наиболее значительные роли Лорен были сыграны ею в фильмах этого режиссера и удостоены высших наград.
«Чочара» («La Ciociara»): 1961 – серебряная премия за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля; 1962 – «Оскар», приз «За лучшую женскую роль»; 1962 – премия Британской академии «Лучшей иностранной актрисе». Лорен сыграла в этом фильме с Ж.-П. Бельмондо. Исполнение в неореалистическом фильме, снятом по роману Альберто Моравиа, роли матери – вершина актерского мастерства Софии Лорен. Присуждение премии «Оскар» этому фильму в номинации «За лучшую женскую роль» – первый случай, когда премия была вручена за фильм, снятый не на английском языке.
«Вчера, сегодня, завтра» («Leri, oggi, domani»): 1963 – приз Московского кинофестиваля, 1964 – премия «Золотой глобус», 1965 – «Оскар» за лучший иностранный фильм.
«Брак по-итальянски» («Matrimonio all’italiana»): 1965 – «Оскар» и «Золотой глобус», призы С. Лорен за лучшую женскую роль.
«Подсолнухи» (1970 г.) с С. Лорен, Л. Савельевой и М. Мастроянни. За эту работу Лорен получила национальную итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло».
В 1991 г. Софии Лорен по совокупности работ вручена специальная премия «Оскар» за «карьеру, богатую запоминающимися ролями, придавшими нетускнеющий блеск кинематографу».
Со второй половины 1970-х Лорен всё реже появлялась на экране, а с 1984 г. ее роли становятся и вовсе единичными. В 1979–1980 гг. она опубликовала автобиографическую книгу и выпустила основанный на ней телефильм. В течение последующих лет она написала еще одну книгу воспоминаний и основала парфюмерную линию. В 1999 г. вышла ее книга «Рецепты и воспоминания».
Несмотря на все регалии и всемирную славу, главным в своей жизни Лорен считает материнство. Это долго не могло произойти, а когда, наконец, стало возможным, на свет появились Карло Понти – младший (29.12.1968) и Эдоардо Понти (6.1.1973). Старший сын стал знаменитым дирижером, младший – кинорежиссером и продюсером.
В 2012 г. Лорен снялась в фильме Эдоардо «Между незнакомцами» («Between Strangers»), исполнив одну из главных женских ролей. Последнюю на сегодня свою роль София Лорен сыграла в 2020 г. также в получившем более полусотни наград фильме сына «Вся жизнь впереди» («Whole life ahead of us») по одноименному роману лауреата Гонкуровской премии и еврейского уроженца Российской империи Ромена Гари.
Александр ЛИВШИЦ, «Еврейская панорама»
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.