Официально было объявлено, что федеральные каналы не будут транслировать в прямом эфире церемонию вручения американской кинопремии «Оскар».
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Причина – слишком позднее время показа – кажется банальной до наивности: кто не хочет, тот не будет смотреть.
И это при том, что основные наши телеканалы вещают практически круглосуточно, не делая перерыва ни на час. С утра и до утра в любой день недели.
Несомненно, причин того, почему именно штатовскую кинопремию на отечественном ТВ решили немного приложить – несколько.
Они очевидны. И нет смысла их повторять.
Вероятно, среди них и нежелание подыгрывать американцам, если они дадут фильму Звягинцева «Левиафан» приз в разделе «Лучший зарубежный фильм».
Но, думаю, есть тут и маленький сюжетец типично российский.
Совсем недавно прошла церемония награждения премией «Золотой орел», которую присуждает Национальная академия кинематографических искусств и наук России.
Прошла она в прямом эфире, длилась несколько часов, так что, вероятно, только большие почитатели кино и Никиты Михалкова с компанией смотрели это скучное и заорганизованное зрелище от начала и до конца.
И шло оно, заметим, тоже в достаточно позднее время, хоть и не в рабочий день, если не ошибаюсь.
Выдержана была очередная, тринадцатая по счету, церемония раздачи «Золотых орлов» в сугубо советском стиле.
Можно сказать, что и Национальная академия могла бы по своему статусу, как и премия, носить имя Никиты Михалкова, потому что этот вечер стал бенефисом режиссера и человека с большой буквы. Во всяком случае, по мнению тех, кто выступал на данном заорганизованном мероприятии.
Если учесть, что незадолго до церемонии показали и не один раз на одном из каналов российского ТВ военную эпопею все того же Михалкова, то можно сказать, что те славные дни стали апофеозом его творческих, организаторских способностей, торжества его патриотической позиции, доказательством того, что мастер остается таковым в любом сделанном им материале.
На этот раз Михалкова академия наградила не так уж и широко.
Если вспомнить, что несколько лет назад фильм Михалкова «12» получил в общей сложности больше десяти золотых птичек (отдельно каждый актер, и не только), то теперь «Солнечный удар» назван был лучшим игровым фильмом прошедшего года, а также отмечены были создававшие его художник по костюмам и композитор.
А «Левиафану» на названном празднике кино достались призы за лучшую режиссуру(!), за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль второго плана, за лучший монтаж.
Не остался без приза (за сценарий) фильм Андрея Кончаловского, как и два других фильма, идеологически выдержанных.
Главным трендом торжеств был патриотизм. Чего говорить, если лучшим анимационным фильмом названа была не лента про Белку и Стрелку в космосе, а сиквел – «Иван Царевич и Серый Волк-2».
Все прошло по-домашнему.
Выступавшие не упускали случая похвалить за большую и разнообразную деятельность.
Например, Елена Ямпольская, доросшая в газете «Известия» до должности заведующей отдела культуры, публиковавшая на полосы интервью с Михалковым и рассказы о том, как он снимает эпопею про войну, как его не любят на европейских киноконкурсах с некоторых пор, благодарила его за то, что он помог возобновлению издания газеты «Культура». (Правда, она стала патриотичнее, чем была до того, и с явным уклоном в религиозность, так что стала, что называется, не для широкого читателя.)
Карен Шахназаров несколько простодушно убеждал, что уже хотел уйти с церемонии (он определил это более сленговым словом, но и так все равно не совсем корректно получилось), но его вдруг встретили буквально в коридоре «Мосфильма», где он Гендиректор, и вручили конверт, в котором указано было название лучшего фильма по версии все той же академии.
Трудным представляется, в принципе, описанная режиссером ситуация. Это он, Карен Шахназаров, одним из первых обратившийся лично к Никите Сергеевичу Михалкову, предлагая ему вновь возглавить российский союз кинематографистов, решил уйти с мероприятия Михалкова и оставить кому-то другому право вручать нашему всему в кино и в искусстве главную премию награждения? Верится в подобное с большим трудом.
Как и в слова самого награжденного о том, что он рад, что его «Солнечный удар» по заявкам телезрителей повторно идет хоть в маленьком по вместимости, но все же в московском кинотеатре.
Прозвучала такая сентенция фальшиво и, очевидно, двусмысленно. Конечно, хотелось же в финале скучнейшей церемонии, апофеозом которой стал выход главного героя ее на сцену, сказать, что все же фильм его как-то смотрят (даже после показа по телевидению, что не стало все-таки событием культурным и киношным, как и патриотическим), что он кому-то нужен и востребован хотя бы в небольших аудиториях. Но вышло так же наивно до смешного, как и у Шахназарова.
Короче говоря, «Золотых Орлов» раздали правильно и четко по ранжиру. Никого не забыли, никого не обошли, и патриотизм отметили, и кинодостижения, и про имена не забыли.
То, что от начала до конца смотреть весь этот затянутый пафос не представлялось возможным, кажется, волновало немногих. Да и кому нужно их волнение – есть у церемонии продюсер. И даже нет смысла его еще раз называть, поскольку понятно, кто на том празднике киножизни таковым единственно может быть.
Несомненно, что с тем же продюсером обсуждали, скорее всего, любую мелочь, которая попала в кадр телеверсии награждения «Золотыми Орлами». Так что, и тут она стала гимном Никите Михалкову, всему, что он уже сделал, делает и будет делать когда-то.
То, что действо оказалось затянутым, то, что некоторые вручанты призов, например, Сергей Соловьев, говорили очень долго и нудно, не суть.
Главное, что все выдержано оказалось в державном духе. И само по себе стало своеобразным произведением искусства – фильмом-спектаклем о нравах отечественного киноискусства с его лидерами и с его массовкой.
Конечно, куда «Оскару» до «Золотого Орла»? Ни тебе державности, ни тебе – Михалкова и компании.
Илья Абель
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.