На днях, занимаясь домашними делами, я слушал последнюю программу Стивена Краудера на YouTube. По-видимому, слушал не очень внимательно, потому что не заметил, когда шоу Краудера завершилось, и YouTube своим загадочным способом выбрал для воспроизведения другое видео.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Это была знаменитая речь Рональда Рейгана 1964-го года «Время выбирать» (см. видео выше).
Это было не первое мое знакомство с речью, которую Рейган произнес на NBC в поддержку президентской кампании Барри Голдуотера. Я давно ее читал. Но я никогда не видел, как Рейган это делал. Я сел и стал смотреть.
Это было великолепно. Неудивительно, что она оказала огромное влияние. Позже Рейган скажет, что получил больше писем поклонников, чем после любой его роли в голливудском фильме. Это в одночасье превратило его из актера в знаменосца консервативного движения и ведущего претендента на высокий политический пост. Два года спустя он будет избран губернатором Калифорнии.
Увы, речь, в которой был отмечен яркий контраст между приверженностью Голдуотера личной свободе и энтузиазмом Джонсона по поводу “государства всеобщего благосостояния”, не достигла своей настоящей цели: помочь Голдуотеру одержать победу в соревновании с Линдоном Б. Джонсоном. Голдуотер потерпел рекордное поражение: Джонсон получил 486 голосов выборщиков против его 52 – разгромный счет, который впоследствии затмили только победа Никсона 520-17 над Джорджем Макговерном в 1972-м году и разгром самим Рейганом Джимми Картера 489-49 в 1980-м году.
Это была великая эпоха для демократов. Вьетнам еще не рассматривался как болото. Программы “Великого общества” только что начали действовать и еще не были признаны явной катастрофой. Пожалуй, самое главное: призрак Джона Кеннеди, убитого в Далласе всего год назад, все еще витал над Белым домом, отбрасывая священный свет на его бывшего вице-президента из Техаса (по одной из версий, он и приложил руку). Для многих американцев голосование против Линдона Джонсона в 1964-м году показалось бы предательством Кеннеди. Так получилось, что избиратели не только вернули Джонсона в Белый дом, но и предоставили его партии супербольшинство в обеих палатах Конгресса, что позволило ему, мастеру подчинять законодателей своей воле, править как королю.
Был еще один фактор в грандиозном триумфе Джонсона: а именно то, что Голдуотер не шел в ногу с духом времени. Тогда, как и сейчас, основные средства массовой информации в значительной степени поддерживали демократов, изображая их масштабные программы “социальной справедливости” и экономического равенства как смелые, блестящие шаги в светлое будущее. На фоне этой склонности Вашингтона к социальной инженерии страстные речи Голдуотера о наследии свободы и об основах Америки, а также об ограничениях, налагаемых Конституцией на полномочия федерального правительства, звучали в лучшем случае странно.В своей речи Рейган цитировал видных демократов того времени, которые проповедовали, что «холодная война закончится, если мы примем не недемократический социализм», что концепция индивидуальной свободы «устарела», что капитализм следует заменить на «государство всеобщего благосостояния», и что «устаревшая» Конституция должна быть отменена для того, чтобы Линдон Джонсон, «наш моральный учитель и наш лидер», мог делать для американцев «то, что он знает лучше всех». Понадобился Рейган, чтобы 16 лет спустя полностью вернуть Америку на правильную дорогу и без всякого стеснения бросить вызов коммунизму.
В то время как Голдуотер воздерживался от прямых нападок на Джонсона во время кампании 1964-го года, тот не чувствовал себя обязанным налагать на себя подобные ограничения. Его пропаганда против Голдуотера была безжалостной. Центральным элементом был один из самых изестных телевизионных политических роликов за всю историю. Мы видим, как маленькая девочка вслух считает лепестки, срывая их с ромашки. Затем изображение замирает, низкий мужской голос отсчитывает от 10 до нуля, камера приближается, чтобы крупным планом показать глаза девочки, и на счете “ноль” мы видим взрыв ядерной бомбы. За кадром голос Джонсона, транслирующего своего внутреннего Уистена Одена, говорит нам: «Ставки таковы: создать мир, в котором все дети Божьи смогут жить, или уйти во тьму. Мы должны либо любить друг друга, либо умереть».
В то время, когда в средствах массовой информации все чаще говорилось о Советском Союзе, что на самом деле там все не так уж плохо, и когда правительство США само создавало программы, вызывавшие сравнения с советскими пятилетними планами, рекламный ролик Джонсона, известный как «Ромашка», который косвенно поощрял мирное сосуществование с коммунизмом, если не полное его умиротворение, сыграл хорошо. Хотя в нем не было упоминания Голдуотера по имени, явно подразумевалось, что его стойкий антикоммунизм представляет опасность для мира во всем мире. Как предполагал закадровый голос Джонсона, он был кандидатом любви, что, по-видимому, делало Голдуотера кандидатом ненависти.
Что было в высшей степени иронично для любого, кто действительно знал обоих. Если вы читали многотомную биографию Роберта Каро, то знаете, что Джонсон был бандитом и вульгарнейшим человеком, одновременно грубым и жестоким, умевшим украсть выборы, унизить подчиненных, сокрушить любого, кто встанет у него на пути, и превратить политическую власть в личное богатство. Голдуотер, напротив, был настоящим джентльменом необычайной порядочности. Как сказал Рейган в своей речи: «Я никогда в жизни не встречал человека, которого я считал бы столь неспособным на дурные или бесчестные поступки». В своем собственном бизнесе, как отмечал Рейган, Голдуотер ввел планы участия работников в прибыли, медицинского страхования, пенсионного обеспечения и дневного ухода за детьми; во время Корейской войны он на Рождество переправлял солдат-отпускников в Аризону из Лос-Анджелеса на своем частном самолете. «Это не тот человек», заключил Рейган, «который мог бы беспечно послать на войну сыновей других людей».
Трудно было наблюдать за выступлением Рейгана и размышлять о выборах 1964-го года, не вспоминая, что мы все пережили за последние четыре года, особенно во время и после недавней избирательной кампании. Как и Джонсон, Байден – мерзкий, корыстный плейбой, который мало уважает среднего гражданина и любит власть ради самой власти, но который беспрестанно изображается в СМИ как герой угнетенных. Как и Голдуотер, Трамп является сторонником свободы и обычных американцев, которого выставляют уродливым расистом и опасным экстремистом.
56 лет назад электорат купил наживку демократов только для того, чтобы испытать “раскаяние покупателя” через год или два. Окончательные результаты выборов 2020-го года еще не совсем ясны, но одно можно сказать наверняка: как и в 1964-м году, кандидат-республиканец прав практически во всем, в чем расходятся он и его оппонент, в то время как демократ, если его поместят в Овальный кабинет, наверняка скоро потеряет свой блеск – при условии, что он действительно не умрет и не выйдет в отставку до того, как исчерпает запас терпения.Мой перевод из 1964: A Distant Mirror of Today’s Situation.
В статье не упоминается, что Джонсон не брезговал и слежкой за избирательной кампанией Голдуотера, причем в таких масштабах, что Уотергейт на этом фоне – детские игрушки. А вице-президентом Джонсон стал, по-видимому, благодаря участию в фальсификации выборов в пользу Кеннеди. До того, как подозревается, он мошенническим путем попал в Сенат. Очень достойный человек!
Что касается версии о том, то именно Джонсон организовал убийство Кеннеди, то мне она представляется очень даже вероятной. Во-первых, он выглядит человеком без всяких моральных ограничений. Во-вторых, ему это было выгодно. В-третьих, у него были колоссальные возможности замести следы.
Игорь Питерский
Источник
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.