13 августа – Международный день левши

Eвpeй, да еще левша

Это восклицание из оранжереи вечнозеленой армейской мудрости из уст старшего сержанта Сергея Седляра, под началом которого я служил в зенитно-ракетном дивизионе, вспомнилось мне не случайно.

Photo copyright: pixabay.com

В Каракумах и около

Седляр наблюдал, как управляется с прицелом 157-миллиметровой пушки рядовой Нема Збарский, один из двух eвpeев дивизиона (вторым был я). Делал это лихо, действуя левой рукой.

Условные цели – наспех сколоченные из дерева кресты, изображавшие самолеты НАТО. Их по небу над полигоном в Мары волокли за собой на тросах «кукурузники». С тихоходными посланцами НАТО Нема обращался беспощадно, сбивая их с первого сапога. Объясняю. Если верить Седляру, цена снаряда 157-миллиметровки была около 10 рублей. Примерно столько стоила пара кирзачей, в которые была обута вся Советская армия.

«Есть пара сапог, есть вторая пара сапог», – спокойно сообщал Нема, четко помогая поражать неприятеля. Нема прицеливался, хмелея от успеха без горячительного. А водку пили за победу над вражеским блоком отцы-командиры, включая представителя штаба Туркестанского военного округа, который наблюдал за учениями. Седляр довольствовался удивлением.

«Как это у тебя получается?» – по-ленински улыбался Неме главный антисемит в нашей батарее Седляр, подозревая, что неказистый Збарский, которого старший сержант гонял на плацу в хвост и в гриву, перемежая это нарядами на кухню и в караул, владеет каким-то особенным eвpeйским секретом.

«Одной левой, товарищ старший сержант! – честно отвечал Нема, чем вызывал гогот на полигоне. Как настоящий eвpeй Нема всегда отделывался русскими присловьями – не всегда предельно остроумными, но доходчивыми. Порой такими, что сослуживцы, как говорится, угорали. – Мужик, товарищ старший сержант, всегда действует одной левой».

«Ну и что это такое по-вашему, по-жидовски – мужик?» – не отставал Седляр.

«Мужики, известное дело, разные. Как пирожки. Все зависит от дамских предпочтений. Кому больше нравятся с яйцами, кому – с капустой» – И полигон в очередной раз содрогнулся от хохота.

«Погоди, причем тут капуста?» – не догонял старший сержант.

«Да так доллары называются!» – объяснил Нема под восторженный рев однополчан. Седляр понял, что снова, в который уж раз, выглядит идиотом.

«Вам бы, жидам, только шуточки! Ну, научу я вас, христоубийцы, Родину любить! – Седляр недовольно крякнул и отправил лучшего наводчика дивизиона драить полы в казарме. – Причем, только левой рукой!»

«Какие полы?» – вытаращил глаза Збарский.

Местом нашей дислокации была часть пустыни. А именно – полигон, на одной части которого размещался наш палаточный городок, а на другой – казармы, в которых жили сирийские пилоты. Окажись Нема попроворнее, он бы парой пушечных выстрелов мог покончить не только с НАТО, но и с потенциальными авиаторами Сирии, которые, как оказывалось позднее, ничему так и не выучились за многие месяцы обучения пилотированию МИГ-21, к тому времени технически устаревшего.

«Ты куда это смотришь, рядовой Збарский?» – бдительно перехватил Седляр взгляд лучшего наводчика дивизиона. И не дожидаясь ответа, скомандовал: «После стрельб – картошку чистить!» Впрочем, леворукий и с картошкой управлялся примерно так же, как и с прицелом: бодро и эффективно.

Знал бы Седляр, закарпатский парубок с бычьей шеей, что через считанные годы будет принято решение отмечать Международный день левши (International Lefthanders Day), да еще и по инициативе клуба Великобритании – страны, которая, как тогда и Иран, находящийся в считанных километрах от нашей воинской части и являвшийся частью антисоветского блока, он бы, наверное, пришел к Неме и попросил его сделать обрезание.

Если объявление об инициативе Lefthanders International привело к учреждению неофициального праздника, посвященного левшам, то старший сержант Седляр, видевший свою миссию в том, чтобы противостоять мировому eвpeйскому заговору в центре Каракумов, остался в дивизионе на сверхсрочную. Он понял, что процитированная Збарским фраза из романа «Двенадцать стульев» «Все eвpeи – левые», брошенная в ходе политической перепалки коммерсанту Кислярскому, звучит угрожающе пророчески, а, значит, он, Седляр, должен стать форпостом на пути eвpeйской экспансии.

Он не подозревал, что своим решением самоизолировался в туркменской глубинке, и благодаря ему, Седляру, eвpeям многое удалось.

Удалось утвердить 13 августа в качестве официальной даты празднования Международного дня левшей. Удалось обратить внимание на проблемы левшей тех, кто производит различное оборудование, в том числе и произведенные в 1943 году 157-мм пушки, стоявшие минимум 40 лет на вооружении Советской Армии. Удалось развернуть многолетнюю так и не завершившуюся дискуссию на тему «Если eвpeй – левша, можно ли ему накладывать тефилин на левую руку?»

Что делать с левой рукой?

Говорят, сегодня от 10 до 20% людей на земле (в каждом регионе по-своему) используют левую руку намного чаще, чем правую.

Два очаровательных eвpeйских ребенка, один из которых мой внук Данечка, а другой установлен на улице Мамилла в Иерусалиме, с кашей справляются одинаково прилежно, до последней ложки, кстати, держа ее тоже совершенно одинаково – левой рукой. Объяснение простое: так им удобнее.

Иудеям, с одной стороны, повезло. Ведь они, пардон, почти сплошь праворукие, ходят налево, как и пишут. Как пишут, так и читают. Как читают, так и слушают. В том числе и весьма спорные откровения из уст всевышнеуполномоченных. К примеру, кто-то из особо одаренных раввинов объясняет: «Левша – человек с сильно развитым правым полушарием, которое отвечает за связь с Творцом. Отсюда и доброта, и порядочность иудеев». То есть ежели перед вами – eвpeй-левша, это непременно означает, что он обладает полушарием особого назначения, которое не позволит ему совершать дурные поступки.

Сказано то ли по неразумности, то ли в попытке превознести собратьев по вере. К сожалению, среди eвpeев бытуют предрассудки, которыми охвачено человечество. Левшей стараются переориентировать на праворукость. С самого юного возраста, едва ребенок берет погремушку левой рукой, родители перекладывают ее в правую. Так было с моим старшим братом. Его-таки переучили на праворучье. Но это – лишь за письменным столом. Молоток он держит, как и держал всегда, левой.

Левшам придумывают изощренные методы перевоспитания: мажут руку горчицей, привязывают ее к телу веревкой. Не помогает. Ведут к психиатру, а тот, по-ленински проникновенно щуря глазки, задает вполне идиотский вопрос: «А когда ты рисуешь левой рукой, тебе не больно?»

Кого-то, как брата моего, переучили. Только с последствием: ребенок стал заикаться, и теперь над ним, взрослым человеком, уже смеются, а не просто удивляются его леворукости. Кто-то расстался с мечтой: преподаватель по классу гитары отказался обучать именно из-за леворукости. Другой, наоборот, радуется: в шахматах левша может переключать часы двумя руками, а правша только правой. Правда, не на шахматном турнире, а в школе учитель кое-где продолжает лупить ученика по левой руке длинной и тяжелой деревянной метровой линейкой с металлическим набалдашником.

Из соцсетевских откровений: «В 3-м классе пришла учительница властная, очень жесткая, с какими-то садистскими наклонностями. Самое главное для нее – идеальный порядок во всем. Конечно, я ее раздражала своей леворукостью, она взялась за меня основательно. Все пишут диктанты, а я опять вывожу закорючки в прописи за 1 класс правой рукой. До сих пор ее ненавижу».

Уроки советской школы незабываемы. Скорее всего, это – наследие средневековой Европы, где, согласно католическому канону, левша считался слугой дьявола. Оттуда же обычай носить обручальное кольцо на левой руке: дескать, только так оно отгоняет намерения сатаны разрушить брачный союз.

Eвpeям в этом смысле относительно повезло. У них не как у японцев, которые, говорят, заметив, что если жена предпочитает все делать левой рукой, могли посчитать этот факт основанием для развода. Но eвpeйские бедуины в Северной Африке до сих пор сажают женщин по левую сторону от шатра, на правой стороне – только мужчины. Хотя – вот парадокс – среди мужчин левши встречаются в два раза чаще, чем среди женщин.

Между тем, в Мишне (Бхорот 7, 6) приводится спор мудрецов относительно коэна, который одинаково владеет двумя руками, на предмет того, может ли он работать в Храме. Талмуд объясняет: суть спора – как относиться к такому человеку. Как считать – обе его руки слабые или обе сильные. Рамбам рассудил: обе его руки считаются сильными.

Что говорит наука?

В одном из исследований сказано, что у ребенка больше шансов родиться левшой, если мать часто испытывала стресс во время беременности. Нашим иудейским прародителям стрессов в результате погромов и гонений, надо думать, хватало. Так что не будем удивляться, почему мы, eвpeи, не такие, все остальные.

За последние полвека человечество продвинулось на пути изучения проблемы. Появилось много работ, посвященных прямой связи между леворукостью и одаренностью. Одна из гипотез: левши чаще встречаются среди одаренных художников, архитекторов, музыкантов, математиков. Точной цифры не скажу, но уверен, что доля eвpeев среди названных профессий немалый. По Нобелевским премиям известно: eвpeи, составляя около 0,2% населения земного шара, являются обладателями 22% всех Нобелевских премий. Правда, при всем уважении к их выдающимся научным прорывам, не уверен, что все они сплошь левши. На этот предмет вряд ли кто их проверял, как и на то, какую руку 173 eвpeя успели протянуть шведскому королю, который вручил каждому медаль нобелевца и диплом.

Окончательного ответа нет. Леворукие дети почти так же или чуть хуже справляются с задачами, связанными с моторикой (письмо, рисование). А одаренных детей среди левшей и правшей равное количество.

Причем, как те, так и другие с удовольствием празднуют Международный день левшей.

Камень и нож – eвpeйское решение вопроса

Видимо, международный день левшей – неофициальный eвpeйский праздник, о чем мало кто подозревает.

В принципе, все к тому шло. Корни в далеком прошлом. Откроем Шофетим. В трех последних главах этой книги речь идет о войне Израиля и колена Биньямина. Там фигурируют старобиблейские спецназовцы, преимущество которых в бою было очевидно: они были левшами. Буквально: «Из всего народа этого семьсот человек отборных, которые были левши, каждый из них бросит камень в волос и не промахнется. Исраэйльтян же, кроме сынов Бинийаминовых, насчитывалось четыреста тысяч человек, обнажающих меч, и все они люди воинственные» (Шофетим, 20: 16-18).

То есть, адаптируя eвpeйский текст к мозгам антисемита старшего сержанта Седляра, три процента от войска Бинийамина положили и обратили в бегство вполне подготовленную к бою армию. И только потому, что дрались весьма необычным способом – метали камень левой рукой.

Но тут следует и другой неожиданный вывод. Если эти семьсот гивинских спецназовцев-пращников победили, то, скорее всего, остались живы, и им израильтяне отдали в жены явейш-гиладских девушек. Поэтому, не исключено, что потомство унаследовало леворукость, а затем эта особенность распространилась далее. А если учесть, что после потери десяти колен почти половина eвpeев были биньямитянами, то и те, что родились после, в том числе и мы с вами, как минимум, наследники леворукой славы, хотя в большинстве своем остались по каким-то причинам правшами.

Я это к чему? Левши у иудеев изначально – вполне нормальные люди. Видимо, потому мы с вами и появились на свет. Дело дошло до широких обобщений. Современники охотно цитируют выражение неустановленного автора: «Если бы Левша был eвpeй, он бы не стал подковывать блоху, а просто сделал бы ей обрезание».

Александр МЕЛАМЕД Фото автора

Александр Меламед
Автор статьи Александр Меламед Журналист, писатель

После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.