По манифесту Брейвика поставят спектакль

Кристиан Лоллике, режиссер и сценарист “Манифеста 2083”, проанализировав поведение Брейвика, заявил, что он не считает его безумным

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Премьера “Манифеста 2083” состоится на этой неделе в Копенгагене – постановка основана на манифесте из полутора тысяч страниц, который Брейвик написал перед тем, как убить 77 человек.

Вы несколько раз говорили, что спектакль о понимании того, почему Брейвик совершил преступление. Считаете ли Вы, что этот проект в какой-то мере может помешать подобному произойти снова?

– Я считаю, важно то, что мы анализируем ситуацию. Но я не заявляю, что это поможет предотвратить подобное в будущем. Однако, это может дать нам важную информацию о Брейвике, его проекте и о том, что им двигало.

Почему это важно?

– Потому что Брейвик – и у нас есть слова норвежского суда, подтверждающие это – “всего лишь” часть постоянно растущего тренда. Взгляды крайне правых экстремистов и правых радикалов, в общем-то, очень популярны. Так что анализ всего этого, надеюсь, научит нас бороться с будущими проблемами.

Было много споров по поводу того, безумен он или нет. Вы склоняетесь к мысли о том, что он осознавал, что делал. Но что, если он действительно безумен? Неужели, если мы поймем его, то это что-то изменит?

– Даже если он безумен, он по-прежнему человек, чьи идеи откуда-то произошли. Но после прочтения манифеста и наблюдения за Брейвиком в суде, я не считаю его безумным в плане того, что он был непоследователен. Да, у него однозначно отсутствует всякое сочувствие. Но вопрос в том, всегда ли он был таким или же это расстройство, которое он навлек на себя. Я думаю, что он навлек. Он самостоятельно выбрал путь радикальных действий, и именно это в нем пугает больше всего.

Если бы мы были в США, никто бы не стал тратить время, пытаясь понять его. Все видели бы в нем только злого монстра, осудили бы за совершенные преступления и казнили. Не является ли попытка понять его выражением скандинавской снисходительности?

– Да, но мы делаем это не в знак его прощения. Если мы не проанализируем, что он из себя представляет и откуда все это появилось, то ничему не научимся.

Какой это может иметь смысл, если он просто злой?

– Да, вы можете сказать, что он просто злой. Но я считаю, что понятие зла может быть разделено на метафизическое, религиозное, мистическое зло и еще один более специфический вид “clear causes” с “ясными причинами”. Я верю, что этот случай относится к последней категории, потому что это выбор, и он абсолютно не мистический. Брейвик обычный человек, и вы можете легко обнаружить причины его действий.

Но вы хотите рассмотреть проблему в социальном контексте. Так откуда же, по вашему, пришло это зло?

– Очевидно, что оно появилось от очень сильного гнева, чувства безысходности и огромной потребности быть увиденным. Но оно также пришло из врожденного и очень опасного чувства отчаяния внутри общества, в котором мы живем. Брейвик ясно почувствовал, что мы движемся в неправильном направлении; что нордическая раса на грани вымирания и ислам скоро все захватит. Это то, во что он верит, и немало людей разделяют его страх и убеждения, так что в этом плане его мысли не уникальные и не странные.

Вы считаете, что страх – причина его деяний?

– Да, безусловно!

В процессе постановки спектакля, сталкивались ли вы с моментами, которые не смогли включить в спектакль?

– Нет, совсем нет. Главная проблема, которая мешала творческому процессу, это люди постоянно требующие от тебя того, чтобы ты точно знал чего хочешь. Честно, все, что я знаю – это то, что я хочу проанализировать эту проблему и выяснить, что с этим может сделать актер. Но постоянно объяснять, чем это все закончится очень тяжело. Это как, если ты собираешься написать роман, и все, что у тебя есть –  груда чистых листов, а тебя уже настойчиво спрашивают, чем же закончится книга. Сталкиваясь с такими просьбами, раздражаешься и устаешь. Но, с другой стороны, я понимаю, что если ты берешься за подобное, то должен  быть готов объяснить почему ты это делаешь.

 

В статье вы намекаете, что у вас есть личный интерес в деле Брейвика и его анализе. Спектакль – это тоже личный интерес?

– Да, конечно. Мне необходимо было разобраться в этом. Когда все случилось, я чувствовал, что не могу найти в этом смысла.

Но зачем это нужно было делать публично?

– Потому что, это, отчасти, моя работа. И я думаю, что в анализе произошедшего нуждаются и другие люди. И я надеюсь, что это даст им возможность осмыслить все в новом ключе.

Факты:

“Манифест 2083” будет идти в Копенгагене на сцене театра “Café Teatret ” до 14-ого ноября. При этом, 18 и 27 октября его покажут в норвежском Осло.

 

metronews.ru

 

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.