Отсутствие гражданского общества как одна из основных бед России сегодня

«В России две напасти:
Внизу власть тьмы,
А наверху – тьма власти».
В.А. Гиляровский

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Я не случайно начал эту статью с эпиграммы Владимира Алексеевича Гиляровского, писателя и поэта, неутомимого репортера, великого мастера шуточных стихотворений и эпиграмм. Это четверостишье он произнес, подойдя к автору пьесы «Власть тьмы» Льву Николаевичу Толстому, после ее премьеры в Москве. На следующий день ее повторяла вся Москва.

К сожалению, в нашей стране жизнь продолжается в духе этой эпиграммы…

Недаром Василий Прокофьевич Вахтеров прозорливо писал:

«Из мер, какими достигается поголовное обучение, разумеется, надо предпочесть все виды убеждения и внушения родителям относительно важности и пользы, приносимой образованием.

Между родителями встречаются преступники, пьяницы и лентяи, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к детям.

Есть, наконец, дети, которые не знают своих родителей.

Чтобы во всех подобных случаях было осуществлено право ребенка на образование, есть только одно средство, чтобы государство и общество взяло на себя это право.

Недаром обязательное обучение существует в Англии, США и Швейцарии, где ЛИЧНАЯ СВОБОДА ЦЕНИТСЯ ГОРАЗДО ВЫШЕ, ЧЕМ В БОЛЬШИНСТВЕ ДРУГИХ СТРАН, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О РОССИИ.

Законы, стесняющие личную свободу, мешающие развитию самодеятельности, разумеется, не могут быть одобрены, но обязательность обучения действует как раз наоборот: содействуя распространению образования, она повышает самодеятельность общества.

Разумеется, что закон о принудительном обучении предполагает достаточное число училищ, И ПРИТОМ ХОРОШИХ.

Это был бы очень дурной закон, если бы он обязывал ОТДАВАТЬ ДЕТЕЙ В ПЛОХИЕ ШКОЛЫ.

Прежде издания такого закона должны быть отпущены ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ СУММЫ НА ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО, ПОДГОТОВЛЕН УЧИТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ, школы снабжены учебными и наглядными пособиями, обеспечена бесплатность обучения, ВЫРАБОТАНЫ ХОРОШИЕ СПОСОБЫ ПРЕПОДАВАНИЯ.

Если этого не будет сделано ЗАКОН ОСТАНЕТСЯ МЕРТВОЙ БУКВОЙ.

Так было, например, в Португалии. Там закон об обязательном обучении был издан в 1844 году, но через 34 года после того 82% населения оставалось безграмотным.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕОБХОДИМО В ИНТЕРЕСАХ САМИХ ДЕТЕЙ.

Там, где начальная школа не есть простонародная, а действительно всесословная, где обязательное обучение проводится последовательно и настойчиво, оно, несомненно, имеет ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ В СМЫСЛЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.

КАЖДЫЙ ИЗ НАС – ГРАЖДАНИН СТРАНЫ И НА КАЖДОМ ИЗ НАС ЛЕЖИТ ДОЛГ – ПО МЕРЕ СВОИХ СИЛ СЛУЖИТЬ ЕЙ, НЕ ТОЛЬКО КАК СЛУЖИТ ИСПОЛНИТЕЛЬ НАЧАЛЬСТВЕННЫХ РАСПОРЯЖЕНИЙ, А КАК СОВЕТНИК, КОНТРОЛЕР И КРИТИК ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ВОТ ДЛЯ ЭТОГО НУЖЕН ИЗВЕСТНЫЙ МИНИМУМ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ни у кого не может быть права ставить препятствия к исполнению каждым из нас СВЯЩЕННЕЙШЕГО ДОЛГА ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖЕНИЯ РОДИНЕ.

А лишать массы гражданского образования, – это значит ставить препоны – часто непреодолимые – К ИСПОЛНЕНИЮ ЭТОГО ДОЛГА.

Мы знаем, что есть люди, предпочитающие, чтобы заботы о благе страны предоставлены были МАЛЕНЬКОЙ КУЧКЕ ЛИЦ, СМОТРЯЩИХ НА ЭТО ДЕЛО КАК НА СВОЮ ПРИВИЛЕГИЮ.

Они желали бы, чтобы НА ЗЕМЛЕ НЕ БЫЛО ГРАЖДАН, чтобы в гражданском отношении весь НАРОД СПАЛ БЕСПРОБУДНЫМ СНОМ, предоставив им одним стоять на страже безопасности и благосостояния страны.

НО ОПЫТ ДАВНО УЖЕ УБЕДИЛ НАС, К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЭТОТ СОН, ЭТО ТИШИНА МОГИЛЫ.

Мы обладаем огромными площадями плодороднейшей в мире земли, МЫ МОГЛИ БЫ ПРОКОРМИТЬ ВСЮ ЕВРОПУ, а между тем у нас самих голод стал хроническим явлением.

Примером сегодняшнего дня может служить Государство Израиль, народ которого в пустыне смог создать высокорентабельное сельское хозяйство, которое по многим показателям занимает первое место в мире.

Более того, Израиль занимает первое место в мире по количеству исследователей на душу населения, второе – в сфере НИОКР, третье – по количеству предприятий в сфере ХАЙТЕКА.

Отметим еще одну особенность нашей страны в прошлом:

«Наш крестьянин является столько же землевладельцем, сколько и рабочим. От земледелия он кормится, денежные же расходы своего хозяйства покрывает главным образом из сумм, добываемых посредством заработков.

Авторы капитального исследования о влиянии урожаев и хлебных цен на народное хозяйство вычислили, что 70,7% всего крестьянского населения России не обеспечены даже продовольствием, 20,4% обеспечены продовольствием и отчасти кормовыми средствами и только 8,9% имеют избытки хлеба на продажу.

Эти 8,9% крестьянского населения и составляют земледельческий рынок для промышленности России».

Воскресенский А.Е. Общинное землевладение и крестьянское малоземелье. СПБ: Издание товарищества «Литература и наука», 1903, с.67-68.

Нас уверяли, что в 1904 году у нас есть хороший флот, Цусима показала, что этот флот никуда не годен.

Нас уверяли, что мы непобедимы, а НАС РАЗБИЛА МАЛЕНЬКАЯ ЯПОНИЯ.

В 1914 году нам торжественно объявляли, что мы готовы, а в 1915 году у нас не хватило снарядов, ружей и пушек, за что мы ЗАПЛАТИЛИ ДОРОГОЙ ЦЕНОЙ МНОЖЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ. И если бы не вынужденная мобилизация общественных сил, взявших в свои руки изготовление снарядов, НАША РАСПЛАТА БЫЛА БЫ ЕЩЕ УЖАСНЕЕ.

Нас уверяли, что у нас достаточно подвижного состава на наших железных дорогах, а у нас во время войны обнаружилось полное расстройство транспорта.

Еще в XIX веке прозорливые исследователи отмечали:

«Социалистическое государство с его свободой, равенством и братством ни что иное как ГОСУДАРСТВО РАБОВ, широкой полицейской власти, где каждый является слепым орудием целого и ЛИШАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ.

Большинство старается возможно меньше работать и возможно больше наслаждаться за общий счет. Здесь ЛЕНИВЫЙ эксплуатирует труженика, ГЛУПЫЙ умного, СЛАБЫЙ сильного.

Твердя постоянно об общем благе, социалисты забывают о том, что человеку хочется принадлежать и самому себе, иметь свой неприкосновенный уголок в виде имущества, семьи, известных форм жизни.

Совершенная свобода и совершенное равенство взаимно уничтожают друг друга.

Социалист, преувеличивая понятие о равенстве, вредит свободе, а анархист, ценя выше всего свободу, наносит вред равенству.

СВОБОДА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО СОВМЕСТНО С ЗАКОНОМ, РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПЕРЕД ЗАКОНОМ, А БРАТСТВО РЯДОМ С ЗАКОНОМ».

Штальберг В. Гуманность в истории человечества. СПБ, 1897.

Эти примеры показывают, что страна, где НЕ ВСЕ ЖИТЕЛИ ПРИЗВАНЫ К ИСПОЛНЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ДОЛГА ПОДАВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ, ЛЕГКО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В БЕЗВЫХОДНОЕ И ГИБЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

Совсем в ином положении будет страна, где все получили гражданское образование и стоят НА СТРАЖЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И ДОСТОИНСТВА ГОСУДАРСТВА.

Там миллионы глаз и ушей следят за жизнью страны, а при этих условиях будет предусмотрена всякая малейшая опасность, и в случае приближающейся катастрофы вся страна будет бить в набат, звонить во все колокола, чтобы заблаговременно были приняты все необходимые меры.

Тот, кто не исполняет своего гражданского долга в широком смысле этого слова, совершает преступление.

Но еще большее преступление совершает тот, КТО НАМЕРЕННО СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЮ ЭТОГО ДОЛГА».

Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. М., 1917, с.91-96.

Что можно к этому добавить?

Александр Рашковский, краевед

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.