Ностальгический реализм

С творчеством художницы из Хорватии Мелиты Краус познакомился совершенно случайно. Ее работы живописные сразу же обратили на себя мое внимание: в них прочитывается искренность, непосредственность, даже заведомая и оправданная наивность, возвышенность и печаль.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Родилась автор этих работ после войны в семье, перенесшей Холокост. И не только рассказы близких, то есть, частная, семейная история испытания Катастрофой европейского еврейства, а нечто, что по наследству передается памятью из поколения в поколения трогает в ее прекрасных и пронзительных картинах на еврейскую тему.

Будучи совершенно оригинальными по стилю, интонации, манере письма и всему остальному, картины Мелиты Краус данной тематики зрителю моего поколения напоминают необыкновенные по фантазии и раскованности картины Тышлера. Но для более широкой публики – конечно же, произведения Марка Шагала. Но у французского художника с российскими корнями в картинах заметнее оптимизм и обобщение.

То, что рисует Мелита Краус – философично и выразительно настолько, насколько таковыми могут быть фиксации впечатлений от того, что было до ее рождения – годы, столетия, тысячелетия назад. Это именно материализация извечного, национального самосознания, зафиксованного лирично, просто и внешне безыскусно.

Ее многофигурные композиции, одиночные или двойные портреты реалистичны именно настолько, насколько таковым может быть воспоминание, видение.

Фигуры и лица здесь одномерны, они не имеют объема, расположены на плоскости картин в одном и том же ракурсе, да еще выполнены в холодном колорите, нередко серебристой краской.

По сути, это еще не потерявшие своей оболочки души, или ангелы каждого из ее героев, не расставшиеся окончательно со своей телесностью, сны наяву, то, что есть настоящая живопись, как возвращение к своему началу – вечному и надмирному.

Мелита Краус замечает, что ее жизнь и творчество связано с еврейскими легендами, историей народа и его искусством, что с первого взгляда замечаешь в ее изумительных по достоверности и открытости работах. И это не подробности внешности героев или их быта, а вот именно мелодия их жизни, настроение, соединяющее в себе сегодняшнее и вечное, то, что узнается сразу и в чем не может быть ошибки по определению.

Но это как раз, повторим, не бытовая живопись, поскольку национальное , переданное удивительно ясно и точно, есть не только внутреннее содержание картин хорватской художницы, а то, что, возникая как впечатление, остается в сердце, пробуждая личное соучастие и непосредственный душевный отклик.

Библейское по основе своей, сосуществующее в болью послевоенного сознания, творчество Мелиты Краус не архаично в восприятии прошлого как настоящего, а достаточно актуально, созданное самостоятельной, энергичной и целеустремленной женщиной.

Оказалось, что Мелита Краус – художник и скульптор, выставляется уже 25 лет, что ее скульптура принята в собрание израильского музея памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем», что она современная женщина, моя ровесница, мужественная, самодостаточная и знающая, что такое искусство для нее и каким она хочет показать его своим зрителям, которая живет в центре Европы, не забывая о прошлом, думая о будущем. Что и выражено в ее волнующей, деликатной и великолепной по достоинствам и самовыражению живописи.

Как жаль, что об искусстве Мелиты Краус я узнал только сейчас.

Как хорошо, что это произошло совсем недавно не только на радость мне, а и другим.

Илья Абель

 

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.