Николай Сядристый: «Я видел в малом целые миры»

По профессии агроном, мастер подводного спорта, Николай Сядристый стал родоначальником нового вида искусства – микроминиатюры, и именно это искусство прославило его на весь мир…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Н.С. Сядристый

«Когда человек отбивается от стада, его уничтожают», – это я больше всего тогда запомнила. Одурела от простой мысли. От такого определения одного из законов бытия.

Николая Сергеевича в 1972-м чуть не посадили. Выдержал. Психически и физически. Понимал, что никакая женщина, никакая постель и никакая «антисоветчина» не в состоянии расшатать к тебе «доверие» правящей партии и правительства. А деньги, прибыль, которые текут сквозь их пальцы, – это то самое, за что «счастливчики» попадают в тюрьмы, в советские тюрьмы и не только советские. Или их убивают. Сядристый выдержал, и в ответ сделал музей. В центре Киева, на Печерске, в Лавре – Музей микроминиатюры.

– Я с 1986 года считаю себя свободным человеком, – сказал он мне в июле 2000-го, когда мы первый раз встретились там, в Лавре, и сидели за темно-зеленым столиком в кафе под открытым небом рядом с его музеем.

Свободный человек в понимании Сядристого – это человек прежде всего независимый материально. А во-вторых, это творческий человек. Выставки, поездки за рубеж по приглашениям в дальнее зарубежье с конца 80-х дают ему деньги и свободное время. Нет практически страны, которую он не посетил с выставками своих работ.

Он с 1986 года начал писать большую философскую книгу о трагическом существовании человека в системе бездарной власти, в условиях тоталитарного авторитаризма тех, кто неспособен, но кому все позволено. Кому даны власть, должность и чужие деньги. Работы Бердяева, Плеханова – его настольные книги.

Роза в волосе, портрет матери, пивзавод под микроскопом, подкованная блоха… Известные микроминиатюры. Хорошо всем известные книги и статьи о нем, мастере с мировым именем Николае Сядристом. Но писались и пишутся его собственные книги. Пишутся стихи. Например, такие:

На празднике Космической игры
Я видел в малом целые миры:
На паутине чья-то жизнь держалась,
Или скала от капли разрушалась.

Человек энциклопедических знаний. Философ. Или поэт? Историк? Гениальный ремесленник? Непонятно. Все это – земные, выдуманные понятия. Все они – неточные. Есть человек в комплексе: ершистый, не-ласковый, не-слащавый, не-приятный. Есть человек, который непросто говорит. Рядом с ним у тебя, журналиста, исчезают все вопросы. Ты сам как будто исчезаешь. Ты слушаешь лекцию по поэтике, философии жизни, о громадном опыте человека. Ты слышишь – ЧЕЛОВЕКА. Ты не можешь оторваться, не можешь вынырнуть из беседы, ты в течение четырех-пяти часов не можешь завершить встречу. Нет собственных желаний. Есть величие настоящего.

Тогда, в 2000-м, Николай Сергеевич принял меня как родную. Лично встретил у входа в Лавру. Подарил проспекты выставок, потом сам проводил к троллейбусу № 20. А через день отправлялся в Венгрию, оттуда в Германию. В Ганновере проходила традиционная «Экспо», в Венгрии отмечали 1000-летие. Туда и туда его пригласили с микроминиатюрами. А он все мечтал съездить в родные места, в украинскую Колесниковку. Там живет его брат, мамы давно нет. У него написано на украинском языке, очень понятно:

Таке на серці дивне почуття,
Мов тільки почалось усе моє життя:
Ще коники мовчать, намоклі від роси,
Ще хриплі жайворонків перші голоси.

Вторая наша встреча состоялась через несколько лет. Казалось, его откровенность перечила всем законам эстетики. Его манерой опять был монолог. Монолог как наступление, самозащита, как оборона от себе подобных. От всего. Да, монолог. Но по сути редкостный диалогичный разговор. Разговор, когда тебя не просто слышат, а чувствуют до последней клеточки кожи, до каждой нотки осточертелой души, когда у тебя, слушателя, все звенит от взаимности мыслей. И даже когда то, что говорится, подчас кажется тебе аморальным, – ты благодарен, что тебя слушают. Слушают! – при том, что ты абсолютно молчишь, а говорит только он, Сядристый. Именно такая фантастическая ситуация, фантастическое ощущение друг друга при полном молчании одного, – вот что такое разговор с Сядристым. Со многими ли такое возможно?

Во вторую нашу встречу он рассказал детальнее. Постараюсь дать точнее, как услышала.

«Может быть, это не просто случайность, что тогда, в 1972-м, меня не законопатили как инакомыслящего. Вместо этого меня вызвал Щербицкий и сказал:

– Говори, что ты хочешь, только все говори.

– Дайте 200 тонн гранита. Я хочу сделать выставку своих произведений при жизни.

Дали мне в помощь 35 организаций, среди них – завод Антонова, шелковый комбинат. Из помещений сначала предлагали Печерское отделение милиции. Я выбрал Лавру.

Музей спас меня от тюрьмы. Я же притянул к своим скарбикам (маленьким сокровищам) внимание всего мира, что дало правительству деньги.

Понимаете, это принцип социалистической мафии. Если ты попадаешь к самым главным – ты спасен, тебя уже не тронут.

Приехал Андрей Кончаловский, его жена была женой Чебрикова, сделали мы выставочный зал. Это лучший зал в Киеве.

…В детстве я был строптивый пацан. Вот и не дал придавить себя в 1972-м. Между прочим, во мне вы видите отражение биографии моих ровесников, всей страны.

С тех пор взаимоотношения человека и власти, философия жизни интересуют меня больше всего на свете.

Вы думаете, все эти коммунистические вожаки 30-х, 60-х, 80-х читали Ленина, Маркса, Энгельса? Да они этих книг не видели! Ну, кто такой был Ленин? Прочтите его том 27, стр. 177. Или в томе 5-м – о том, что с людьми никогда нельзя быть открытым, ибо у них всегда камень за пазухой. Это же натуральный комплекс маменькиного сынка!

Любая идеология – это колоссальная мимикрия, она делается для стада. Люди никогда не самоорганизуются, и вместе они стадо. В стаде естественным образом появляются та называемые политики – люди, в жизни которых чего-то не состоялось, и они заменяют свои комплексы, свои недостатки политической деятельностью. Да, политик – это дегенерат. Который стремится к одному – к власти. Вспомните историю. У Маркса обе дочери закончили жизнь самоубийством. Борис Савенков выбросился из больницы, а его отец покончил с жизнью. Все революционеры плохо кончали.

Но политики никогда не владели жизнью. Жизнь – это что-то совсем другое. Жизнью управляют природа и космическая заданность.

Знаете, в каждом обществе есть скотина, которая проводит коллективизацию или устраивает голод. Как в каждом селе есть три-четыре семьи, которые ничего не делают, только пьют и гуляют.

…Какие главные дисциплины должна дать человеку школа? Их две: проблема конфликтности жизни и проблема возраста, старости. А предметы – это само собой. Чтобы управлять, только в очень специфичных отраслях нужно что-то точно знать. Руководитель должен хорошо понимать психологию людей и быть коммуникабельным. Пример – Рейган. Он что, был образованным в каких-то науках человеком?

О конфликтности жизни. Первое правило такое: никто тебе не поможет, если не сам себе. Тем более, что общество нездорово. При социалистической системе каждый пятый был доносчиком. Остап Вишня сам не знал, за что его посадили. Маяковский донес на Пильняка. И сейчас люди один другого закладывают.

Второе правило: не надо допускать, чтобы тебя кто-то изнасиловал. И морально, и физически. Это запомнят. Каким бы ты ни был, гни свое. Со временем к тебе привыкнут.

Но чтобы собака, как говорится, хорошо бежала, ее надо все время хорошо гнать. И это третье правило. Не будет подходящих условий, не ждите их и не создавайте. Закаляйтесь. Вот кувшин. Чтобы глину закрепить, ее надо прокалить. Так и своему ребенку не надо много помогать, пусть осваивает истины самостоятельно.

Между прочим, женщины талантливее мужчин от природы. У них память, интуиция. Мужчины много чего не могут.

Проблемы возраста? Божествен ребенок, ибо его мысли – божественны. Дальше, взрослея, люди «скурвливаются». Если говорить о зрелом возрасте, то нет ничего проблемнее старости. К ней невозможно привыкнуть. Но когда мы говорим об интеллектуальном, творческом расцвете человека, то скажу так. Молодые до 30 лет – все дурные. Гормоны, неопытность, отсутствие стержня, характерности, непонимание своего пути в жизни и все такое. Расцвет человека происходит далеко за 30, где-то в 42-57 лет, а, может, и позже, – это зависит от человека. Этому есть много исторических подтверждений.

…Давайте не говорить о моем таланте, моей знаменитости совсем. Это все пустые выдумки. Человеку либо повезет, либо нет. Его или пронесет, или наоборот. Могу быть точнее. Процентов на 85 все определяется характером человека. Зло всегда обязательно возвращается. И за большое счастье – тоже когда-то придется платить. А зло в человеке или его счастливый вариант определяются характером. Характер определяет судьбу. Но 15 % – это сама судьба. Я перелопатил все возможные и невозможные книжки, я, когда пишу, к каждой главе имею еще сотню дополнительных источников, – так вот, эти мои слова о процентах вполне серьезны и имеют много примеров в истории государств. При чем тут талант? Талантливых людей я видел немеряно. Что они сделали? Где они?

…В каждой профессии чрезвычайно важна наблюдательность. Вот модельер Воронин. У него в каждой модели одежды – складки. Он очень самонадеянный, ненаблюдательный человек, поэтому плохой модельер. Вы замечали, что в один день самолет блестящий, а в другой – матовый? А это уже влияет на выбор времени для его покраски. Так точно и обои – надо знать, в какой день их лучше клеить, тем более производить, они в разные дни тоже по-разному выглядят».

Так говорил Николай Сергеевич Сядристый.

Автор многократных экспозиций (несколько сот!) своих произведений за границей, блестящий мыслитель, человек, которого не сломала и никак не ломает система, – вот кто такой Сядристый.

Немножко открою секрет его творчества. Вот его рассказ о самой известной его микроминиатюре – розе в волосе, – записанный кем-то еще в 70-е.

«Роза в волосе. Сравнительно легкая работа… Самое трудное – сделать саму розу. И роса на розе – это мельчайшие кристаллики краски, рассеивающие свет и придающие лепесткам правдоподобную свежесть, как влажно-бархатные живые цветы. Роза, листья и стебель – это кусочки засохшей краски, красно-розовой и зеленой, мне их когда-то подарил реставратор. Краски, снятые со старинной картины, были тверденные, как камень, и одновременно легко было творить из них лепестки. Потому что почти все цветные материалы в микродозах становятся прозрачными и почти не цветными…

Первое, что удивляет людей: «Как вы ту волосину просверлили?!» Очень просто, вот так брал и сверлил! Заточенное сверло из рояльной стали похоже на перо. Сердцевина волоска мягче, чем по краям, и сверло как будто пронизывает его по пути наименьшего сопротивления. Конечно, рассчитывал силу давления на сверло, ибо волос может треснуть по длине, а сверло – сломаться. Да и, собственно, сверло может вылезти сбоку через стенку волоса. После всего волосинку полировал изнутри масляной краской. Сначала сверлом. Потом сквозь просверленную дырку затягивал тонюсенькую капроновую нитку. Наконец, промывал просверленный канал бензином. Вышла прозрачная отполированная трубочка. Конечно, работы навалом, но это – только футляр, в который вставляют розу, изготовленную из многих частичек. Причем внутри трубочки – совсем не то, что видит зритель, так как волос – это своеобразная линза. Она увеличивает розу…»

По профессии агроном, мастер подводного спорта, Николай Сядристый стал родоначальником нового вида искусства – микроминиатюры, и именно это искусство прославило его на весь мир…

А как всё началось? Одно время ему пришлось работать с мельчайшими деталями на военную промышленность. Тогда его и осенило, что будущее человечества – в микромире, со всеми его максимальными возможностями. И Сядристый начал на досуге создавать свой маленький мир, изысканный и неповторимый.

Автор сделал свой автограф на торце волоса. Самая миниатюрная подпись в мире, выполненная рукой человека. Буквы вырезаны из платины. 1969 г. Майя Плисецкая. Портрет-барельеф (3х4 мм) вырезан из кусочка вишневой косточки Поэзия. Композиция выполнена из золота и размещена в ушке обычной иглы Соломия Крушельницкая. Портрет-барельеф (5х4 мм) великой украинской певицы вырезан из вишневой косточки и размещен на кусочке метеорита

Размеры миниатюр Сядристого – буквально тысячные доли миллиметра. Вот как сделана знаменитая “Роза в волосе”: по длине волоска просверлена полость, отполирована до прозрачности, и внутрь волоса вставлена веточка розы толщиной 0,05 мм.

Цитата из Библии “легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное” вдохновила Николая Сергеевича разместить караван золотых верблюдов в игольном ушке.

На стеклянном лепестке хризантемы размером 2х5 мм он выгравировал фрагмент полонеза Огинского. А портрет-барельеф Майи Плисецкой он уместил на кусочке вишневой косточки размером 3х4 мм.

Создал Сядристый и самую маленькую в мире книгу – “Кобзарь” Тараса Шевченко.

“Микроминиатюра – это искусство XXI века. Овладеть умением ее создавать непросто. Нужно иметь знания и опыт в рисунке, композиции и пластике. Необходимо досконально знать свойства всех материалов, с которыми приходится работать, а также хорошо владеть своим телом, чтобы в перерывах между ударами сердца совершать самые тонкие движения рукой, в которой находится инструмент”, – рассказывает Николай Сергеевич.

«Увлечение Николая Сядристого микромиром привело к тому, – пишет Елена Расенко (газета «Сегодня», 29.10.2014), – что ему самому пришлось создать свои тесаки, пинцеты, шпинделя, точильные инструменты, краски, кисти. Нужного ему маленького инструментария нигде не было. Творческий подход и инженерное мышление помогли ему и в создании самого маленького в мире действующего электромотора объемом 1/20 куб. мм – почти в 20 раз меньше макового зернышка».

С работами мастера знаком весь мир. За его плечами 13 всемирных выставок, 60 – постоянно действующих. Часть работ мастера хранится в музее княжества Андорра, еще часть в венгерском Сентендре — это городок художников, – 15 миниатюр в Москве, но большая часть творений – дома, в Киево-Печерской Лавре в музее микроминиатюр.

Наша вторая встреча заканчивалась такими его словами:

«Жизнь очень коротка. В 1996 году я было подумал: все дачи строят. Хотел и сам этим заняться. А потом решил – зачем?

Одна 90-летняя бабушка как-то сказала: «Жизнь прожила – как в окно глянула».

Я до 27 лет жизнь еще нормально помню, а потом будто сел в поезд: вот он, поезд, начинает двигаться, а потом все быстрее и быстрее. Почему Вы называете меня талантом, да еще и в искусстве микроминиатюры? Это, повторяю, ничего не значит. В последние 30 лет я только и делаю, что задумываюсь над вопросами: как? Почему? И пишу на три темы: «Гибель и рождение религий», «Технология захвата власти», «Движение человеческого стада». У меня доступ к книгам КГБ, у меня особые отношения с книжным рынком «Петровка», у меня большая агентура в Киеве, они все добудут.

До создания СССР 85 % крестьян были собственниками. Как так случилось, что уничтожили их философию собственников? Для чего?

Через поколение коммунисты опять придут к власти. Жизнь прогрессирует медленно, она движется 12-летними циклами. Мы, люди, – тонкий слой, остальное – наше подсознание, мы ему подчиняемся, его ритму. Другими словами, нами управляет Космическая заданность. Вот цепочка, которая подтверждает 12-летнюю цикличность: 1905-1917-1929-1941-1953-1965-1977-1989-2001… (2013! – автор). Все это экстремальные годы. Но ничего нельзя предсказать.

В дни революции самым авторитетным был Плеханов. А кто такой был Ленин? Да и в момент вооруженного восстания в 1917-м он и понятия не имел об этом событии, оно было подготовлено и случилось без него, а он уже следом подоспел. Не имел он понятия и о Сталине. Леонтьев, Дурново, Столыпин – вот они знали, что придет Сталин. И победа в Великой Отечественной была не Сталина совсем. Сталин проиграл войну в первый же день. Ему идут сообщения о вероломном нападении гитлеровцев, а он матюки в ответ строит.

А Горбачев? Он ни Ленина, ни Маркса не читал.

Но власть невозможно изменить одним желанием. Общество развивается медленно. Сменить власть могут только более разумные или более хищные, либо просто более благородные люди.

…Однако чтобы понять жизнь, надо бывать на вокзалах, в поездах, ездить в электричках. Жизнь – это Космическая заданность, ее нельзя предсказать, ее можно только интуитивно услышать. Жизнь – как Гольфстрим. Ее нельзя остановить, иначе тебя сотрет в порошок. СССР был стерт с лица земли, потому что в свое время уничтожили крестьянство, убили его инстинкт собственника.

Но все закономерно. События созревают – это можно, еще раз скажу, почувствовать только на улице, в метро, туалетах (в эти годы – и в Сети, добавка автора)…

Все – шахматы: пешки – мы, а короли – в Верховной Раде. Мы плохо живем, так как не сделали анализа 20-30-х гг. Тогда вырезали, уничтожали людей… А сейчас мертвые определяют судьбу живых…».

1 сентября 2017-го Николаю Сядристому исполнилось 80, а 2-го сентября – 40 лет его музею. Нет конца приглашениям его в разные страны, университеты с выступлениями. Потому, видать, что точно – «видел в малом целые миры»…

Сайт Сядристого: https://microart.kiev.ua/ru/

Наталья Голованова, Киев
Источник

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.