Короля сыграла свита…

Руководитель театра “Маленький” Михаил Теплицкий – режиссер ищущий, постоянно в эксперименте, человек, у которого в каждом спектакле всегда есть увлекательные пластические находки, у которого иногда декорации являют собой самодостаточный компонент. Иными словами, это художник, эстетика которого абсолютно чужда мне, поскольку я верую в совершенно другой театр: когда на почти пустой сцене два человека говорят с друг с другом или с залом о том и так, что у зрителей мурашки по телу или волосы дыбом, проступают слезы на глазах у самых черствых людей и заливаются от смеха те, кого до этого обвиняли в отсутствии чувства юмора.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Тем не менее это не означает, что я не могу проявить любопытство и интерес и к тому, что делает Михаил Теплицкий, поэтому не отказываюсь, когда он приглашает меня на новую премьеру.

Получив такое приглашение на шекспировского Лира в его театре “Маленький”, я сначала поморщился: три часа смотреть то, что уже не раз видел в других театрах, что читал  несколько раз в былые годы, не говоря уже о том, что видел фильм Козинцева и на большом экране, и по телевизору… Но когда выяснилось, что спектакль Теплицкого длится от силы полтора часа, решил пойти и посмотреть, что же там осталось после такой безжалостной “выжимки”.

И уже в самом начале, в прологе театр честно предупредил меня: труппа покажет свою версию шекспировского “Лира” – без короля Лира, ради которого и затевалась вся эта трагедия, без шута, ради которого многие снова и снова идут смотреть спектакль и фильм, хотя финал им уже известен, без Корделии, которая неизменно вызывает любовь зрителей, а кроме того спектакль будет почти без длинных монологов, в которых и раскрывается философская глубина шекспировских трагедий.

Меня это новшество не напугало. Помню, прочтя еще в школе “Анну Каренину”, я подумал, что можно снять полнометражный фильм о второстепенном персонаже этого романа Константине Лёвине, ни разу не упомянув заглавную героиню.

На деле все оказалось еще интереснее. Взяв побочный сюжет этой знаменитой пьесы (идея, как любезно подсказала программка, Бориса Энтина), театр волшебным образом смог рассказать и трагедию отсутствующего на сцене заглавного героя.

В этом режиссеру Михаилу Теплицкому помогли декорации (и на этот раз – весьма важная составляющая!) Вадима Кашарского. Полагаю, что и вы выберетесь на этот своеобычный спектакль, поэтому не буду раскрывать его тайн, только скажу, что бумажные “одноразовые” занавеси и куклы живо иллюстрируют бренность общепринятых ценностей, что сократив число персонажей до минимума, создатели все же смогли передать отличающие творения Шекспира могучие страсти героев, продемонстрировали глубину проникновения в мотивы поступков людей, наглядно изобразили коварство, интриги, жестокость той эпохи, любовь к власти и богатству.

В этом спектакле с живыми актерами многое перепоручено по замыслу режиссера куклам и маскам. Маски обычно призваны скрыть страсти – в спектакле Теплицкого они волшебным образом обнажают истинные мотивы и чувства, появляясь на лицах героев как раз тогда, когда для чрезмерного накала уже недостаточно людской мимики и пластики.

Видимо, это первая постановка “Короля Лира”, когда актеры смогли раскрыть во всю мощь не отодвинутых на обочину второстепенных героев. Вышедшие на свет из тени отсутствующих главных персонажей,  исполнители каждой роли чувствуют себя премьерами: Леон Мороз (Эдмунд), Дима Росс (Глостер), Адас Эяль (Регана, Ори Леванон (Эдгар), Ксения Мороз (Гонерилья).

Спектакль идет на иврите (перевод Дори Парнаса), но вы услышите несколько слов на русском (метафорой чего был этот пассаж, я так и не уразумел, оставляю это на ваш суд) и один монолог на английском – видимо, как дань оригиналу, как реверанс в сторону автора.

Юрий Моор-Мурадов
Фото: Светлана Моор

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.