Колдун в России больше, чем колдун

В стране, охваченной системным кризисом, можно жить безбедно, используя страдания и невежество соотечественников.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Присутствие масок персонажей из российской демонологии – обычное дело на рынках страны, которая гордится своими православными традициями.

Обвинения те же

Охота на ведьм некогда была «привилегией» Старого Света. Инструкцией по обнаружению и пыткам считался написанный в XV веке «Молот ведьм», написанный инквизиторами Шпренгером и Инститорисом, согласно которому была инспирирована охота на ведьм, растянувшаяся на три столетия. Жертвами чудовищной акции стали от 40 до 60 тыс. человек, обвиненных в колдовстве. Причем, многие потомки ложно обвиненных до сих пор добиваются амнистии «ведьм» и возвращении им доброго имени, и не всегда это удается.

Последняя ведьма Европы Барбара Здунк была задушена и сожжена в южной Пруссии в 1811 году. В новейшие времена эстафета преследования ведьм подхвачена странами третьего мира – Индией, Индонезией, Малайзией, государствами Африки. В этих странах за последние 50 лет убито ведьм больше, чем в XVI и XVII веках в Европе, когда по обвинению в колдовстве было сожжено примерно 50 тыс. человек. Суть обвинений не изменилась: наведение порчи, распространение болезней, неурожай, организация стихийных бедствий, засуха.

Бесспорный лидер – Танзания, где ежегодно убивают до 500 женщин, заподозренных в колдовстве: их рассекают мачете и сжигают по приказу местных вождей. Примечательно, что в охоте и церемонии ритуального убийства принимают участие колдуны и деревенские целители, которые инициируют также нападения на детей женщин, объявленных ведьмам, включая, прежде всего, альбиносов. Танзанийцы считают, что некоторые части тела альбиносов приносят исцеление и процветание, тому, кто ими владеет.

– Главная причина современной охоты на ведьм – невежество, – убеждена Рита Лейнонен, специалист по изучению практики колдовства, один из организаторов прошедшей в Норвегии конференции, где обсуждались темы «Колдовство в литературе и истории», «Пытки, преследование и права человека» и «Ведьмы, шаманы и демоны».

На конференции с докладом на тему «Ведьмы в суде» выступила эксперт из России Марианна Муравьева. Она отметила не только исторический аспект явления, но и его живучесть в современном обществе, несмотря на то, что инквизиторские процессы были века назад.

Подобные сатанинские сюжеты, которые воплощаются в малой пластике, становятся обычными подарками в российских домах.

Кому не грозит безработица?

Характерно, что на язык средневековой толпы перешли путинские СМИ. Кремлевская пропаганда двулика. С одной стороны, она охотно продает эфирное время, предоставляя своре мошенников от экстрасенсорики свои телеканалы. И одновременно утверждает, что колдуны сглазили Россию, навели порчу, и якобы от этой порчи Россия утратила самое ценное – свое величие.

И этой пропаганде верят. Еще бы не верить! Ведь главный в России борец с порчей – президент, который, используя скрепы и духовность, старается снять ее, наведенную Западом, и вернуть стране державное величие.

Колдуны в России – как лживые депутаты Госдумы, проворовавшиеся банкиры и прочие категории, которые погрязли в коррупции и аферах – не боятся безработицы. Им всегда гарантирован хороший кусок хлеба с маслом. Потому что методы работы сходные. Они умеют производить страшилки и, добившись испуга аудитории, врать про то, что смогут (не задарма, конечно) избавить ее от напасти извне.

Зачастую сочетая несочетаемое. Журналист ВВС Стив Розенберг, рассказывая о своем посещении колдуна Юрия Лонго, реклама которого кочевала в начале 2000-х по всем СМИ, обратил внимание на то, что, снимая с девушки-пациентки сглаз, «посвященный» действовал не только с помощью магического шара из средневековья, но и ароматизированных свечей (гималайское изобретение) и старинной Библии, возложенной на голову девушке.

Языческая и религиозная символика, атрибутика и используемые вперемешку словесные формулы «черной магии» и Священного Писания, – часть театрального действа, которое призвано внушить человеку, что колдун совершенствует людские души, избавляет от бытовых и иных проблем, делает людей счастливее. Между тем, у самых впечатлительных пациентов после подобного «лечения» возникают психологические проблемы. С ними россияне идут или к врачу, или в церковь. Где им объясняют, что эти проблемы – или от давних хронических хворей, или от лукавого. Врач выписывает рецепт на лекарство, которое, возможно, поможет (а, возможно, и навредит), а окормляющий паству рекомендует чаще посещать церковь и жертвовать сумму на ее благоустройство.

В любом случае, дело кончается по принципу «Правда иль ложь – вынь да положь!»

Убедившись, что ничто не помогает решить проблему, пострадавший ищет знахаря покруче – с титулом позвонче, с взглядом пожестче, со словом попроникновенней. И обязательно такового находит, ибо нередко в среде аферистов оказываются действительно выдающиеся персонажи – к примеру, первоклассные профессионалы из бывшей режиссеро-актерской среды. К примеру, оказались наемными актрисами дамы, истошно голосившие про своих усилиями Григория Грабового восставших из гроба близких – известной персоны, прославившейся обещанием воскресить бесланских детей и получившей конкретный тюремный срок.

Эти категории колдунов с актерской массовкой-подтанцовкой замечательно нагоняют страхи. Особенно в телевизионном формате.

Реальные причины интереса к мистике

Нагнетание тревожности – испытанный инструмент воздействия на общество. Но увеличивают толпу у дверей колдунов не только объявления в СМИ и рекламные ролики, а страхи реальной жизни в России. Падающие самолеты, горящие здания, сбитые на остановках люди, убийства известных политиков и банкиров – часть повседневных кошмаров в стране, к которым уже привыкли. От этих ужасов пытаются увести телепрограммы мистического формата, которые объясняют: есть мир непостижимого, где нет правых и виноватых, где любая беда, обрушившаяся на человека – кара за его прежние грехи.

В конечном итоге, человека, теряющего вместе с надеждой огромные суммы на оплату услуг посвященных, подводят к выводу, который он, в принципе, мог бы сделать бесплатно и сам: чтобы найти своего главного врага, достаточно посмотреть в зеркало.

Определенным образом влияет на людей в послекрымские годы стремительное ухудшение политической и экономической обстановки, которое выразилось в наступлении бедности, о которой прежде читали в книгах о нравах проклятого Запада.

Сегодня нищета оказалась на пороге миллионов российских домов.

В последнее время ежегодное число россиян, чьи доходы не достигают прожиточного минимума, колеблется в пределах 1-2 млн. человек и, по официальным данным, уже достигло 21 млн. По оценкам Левада-центра, с точки зрения структуры расходов бедными являются 2/3 российского населения. Покупательная способность населения ежегодно падает на 5-6%, но при этом не уменьшается объем выплат по обязательным платежам. Более того, траты на коммуналку, обязательства по подоходному налогу становятся выше. Получается, что правительство России поощряет дальнейшее обнищание, хотя клянется, что печется исключительно о благе простого человека.

Эта милая старушка на метле, несмотря на ее очарование, – самая настоящая ведьма, которая, кажется, прибыла из тех самых веков, когда была гонима инквизиторами.

В числе основных расходов входят еда и лекарства, причем, в возрастном отрезке 50-75 лет лекарства стоят на первом месте. Положение пенсионеров ухудшается еженедельно. Если в марте-мае 2016 года свое материальное состояние как «плохое» оценил 20-22%, то в июне-июле 31%, то есть почти каждый третий пенсионер. Кремль проанонсировал единоразовую выдачу 5 тысяч рублей пенсионерам в январе 2017 года, однако этот «широкий жест» – попытка отмахнуться от 35 млн человек, требующих полноценной индексации своих пенсий.

Власть придумывает новые способы «законного отъема» денег, предлагая населению искать и находить возможности выживания. Одна из моделей одиночки – совмещение нескольких мест работы. Другая модель – коллективная форма выживания. Чаще всего это родственники, которые переезжают на дачу и ведут совместное хозяйство, выращивая на огороде, а затем консервируя все необходимое. Освободившуюся в городе жилплощадь сдают, получая дополнительный источник дохода.

В этих случаях можно выйти на уровень прожиточного минимума и одновременно оплачивать учебу студентов и лекарства для пожилых, а это сегменты с самым высоким ростом цен. Причем, тенденция роста сохраняется.

Потребительский спрос в России неоднороден. Он объясняется продолжающимся с конца 2014 года спадом реальных располагаемых доходов населения. Исключениями становятся августы и сентябри, когда срабатывает эффект сезонности: заканчивается отпуск, начинаются занятия в школе. Понятно, это предполагает расходы на одежду, обувь, необходимые покупки для дома. К концу года ставшее привычным затишье в магазинах может сменяться лишь ажиотажем в дни зарплаты, стипендий и пенсий, когда население стремится поскорее отовариться, закупая сахар, макароны, растительное масло и другие продукты длительного срока хранения. Не исключено, что через несколько месяцев нынешний скудный набор продуктов будет вспоминаться как золотой сон: к началу 2017-го ожидается неуправляемый рост цен на недефицитные категории продуктов.

Сдувшийся покупательский спрос существенно влияет на бюджет страны и в целом на хозяйственную жизнь, определяя долю страны в мировой экономике в 1,8% (при 2,9% в 2008). Увеличение российского ВВП в 2016 году на 1,3% в условиях слабеющего рубля и санкций равносильно полному отсутствию роста, подчеркивают экономисты.

Состояние финансовой неопределенности и ежедневной тревоги, в которые погружены миллионы россиян, обостряет потребность в чуде, тягу к волшебному, сверхъестественному и абсолютному счастью.

В числе главных желаний – исцеление и здоровье. С медициной в России особая ситуация, которую можно определить одним словом – катастрофа. Всего один факт: только в 45 тыс. населенных пунктах России из имеющихся 130 тыс. можно получить элементарную медицинскую помощь в виде укола от бешенства, обработки раны и прочих несложных процедур. За остальными, более сложными, надо отправляться в дорогу в среднем от 20 до 120 км. – на таком расстоянии находятся ближайшие фельдшерские пункты и районные больницы. Учитывая фактор состояния российских дорог и время в пути, никто не удивляется, что больные с сердечно-сосудистыми или остроинфекционными проблемами просто не доезжают до сельских эскулапов.

На этом фоне понятно желание сельчан лечиться подручными средствами, в число которых входит не только самостоятельное изучение свойств растений, собранных своими руками в ближайшем лесу, но и обращение к местным знахарям, колдунам, эстрасенсам. Иные уже засветились на телеэкранах в популярных программах и благодаря проплаченному пиару «отбивают» траты и начинают получать быстрые и легкие дивиденды. Жатва купюр происходит чаще всего в среде неуверенных, растерянных и малообразованных людей, которые с легкостью подписываются на услуги параллельной медицины.

Сколько их в России?      

Примерно столько же, сколько регулярно посещающих церковь. Как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании опросов за последние 5 лет, более трети россиян (36%) считают, что некоторые люди действительно могут колдовать и наводить порчу и сглаз. Чаще, чем россияне в целом, в колдовство верят женщины – среди них 42% считает колдунов реальными. Среди граждан в возрасте от 45 до 59 лет большинство также верит в магию.

Потому что 27% россиян, как они отмечают, «лично сталкивалось» с колдовством. Треть россиян пытается ограждить себя от паранормальных явлений, молясь и посещая церковь, остальные носят кресты и амулеты. Примечательно, что многие – хотя и относятся к колдовству негативно – склонны оправдывать тех, кто обращается к колдунам и знахарям. Ведь люди «находятся в безвыходной ситуации, отчаялись». Поэтому общение с ведьмами-колдунами – мера вынужденная.

В Нижнем Новгороде есть бронзовая коза, которая, судя по указателю, дает не молоко, как в сказке, а красную и черную икру. Надо только правильно погладить рога. Учитывая, что козлиное племя традиционно служит дьяволу, возможно, эта коза – основной поставщик деликатесов на бал сатаны, описанный Михаилом Булгаковым.

Основные носители идеи «Ведьмы среди нас» – две из пяти россиянок, в основном, в возрасте 45-59 лет. Среди мужчин процент таковых меньше – почти каждый третий.

Большинство убежденных в том, что колдовство существует, живут на селе и в городах-миллионниках. В Москве и Санкт-Петербурге их значительно меньше, что объясняется более высоким уровнем образования, культуры и здравоохранения. Среди основных причин, которые побуждают население обращаться к колдунам и ведьмам, – катастрофическое положение, связанное с хроническим недугом, и недоверие к официальной медицине; безграмотность и неумение самим справиться с бедой; поиск оптимального решения проблем при отсутствии желания и умения справиться с ними собственными усилиями.

Согласно анализу компании «Медиалогия», тема «колдовство» на федеральном ТВ и прессе за 5 лет упоминалась более чем в 1 тыс. сообщений. А есть и и ясно обозначенные издания: «Магия красоты» и «Магия денег», которые популярно рассказывают, как распознавать недоброжелателей, расправляться с соперницей и быстрее избавиться от нищеты.

Покуда есть на свете дураки…

–… Обманом жить нам, стало быть, с руки, – задорно пели кот Базилио и лиса Алиса в фильме «Приключения Буратино». Наличие дураков – безусловно, важная мотивация для пополнения рядов аферистов, называющих себя порой весьма замысловато: от ведьмы в 12-м поколении (интересно, как это сосчитать, если мы порой ничего не знаем даже о прабабушке, включая ее имя) до колдуна 6-го разряда (видимо, в той жизни он был первоклассным токарем). Представляются витиевато-загадочно: «Я посвящен в хунганы высшего разряда асогве по воле Великого бога Бондьё», «Мастер седьмого уровня, выпускник международной эзотерической школы «Новый акрополь».

Много лет на ряде российских телеканалов с зашкаливающим рейтингом идут проекты, герои которого – люди со сверхспособностями. Они беседуют с умершими, ищут пропавших, изгоняют злых духов из домов и совершают другие умом не постижимые вещи.

Один из героев «Битвы экстрасенсов» Ирик Садыков в конкретной ситуации – пропажа семьи Ильиных, которая предположительно утонула – на берегу подмосковного озера уверенно заявил: «Ощущение такое, что она жива сейчас. Все-таки это могло быть похищение». Причем, он тут же перечислил подробности похищения. Через несколько минут водолазы вытащили на берег тела папы, мамы и мальчика. Комментарии излишни.

Константин Мордвинцев из сибирского городка Кагалым, с детства страдающий ДЦП, с трудом собрал по друзьям и родственникам 300 тысяч рублей и привез их «экстрасенсам из телевизора» в надежде, что те избавят его от недуга, как это проделывали на экране. Понятно, что деньги он потратил впустую – теперь будет годами отдавать долги.

Еще один пример. Мошенницей называет житель Кургана Алексей Дружков телеведьму Илону Новоселову, которая за гонорар 30 тыс. рублей сообщила ему, что его пропавший брат жив-здоров и работает на стройке. По возвращении домой Алексей узнал о том, что брат убит. «Это мошенница, которая наглым образом наживается на горе людей», уточняет Алексей.

Все эти годы ведутся споры – постановочное ли экстрасенсорное дело? Шоу это или правда? Дизайнер Екатерина Анисимова из творческой команды постановщиков сама была, как она говорит, свидетелем того, что задолго до записи передачи ее участники снабжаются фактами, «которые никто не знал». Слив данных обеспечивают стоящие за спиной экстрасенсов инвесторы, которые затем, после телепередач, когда начнется поток посетителей к «ясновидящим», получат баснословные прибыли.

Женщины, которые принимают участие в этих телепроектах, выглядят как наглядное пособие из уже упомянутой книги «Молот ведьм». Черные волосы, длинные ногти, ряса, черный костюм, татуировки сатанинской тематики, амулеты. Они охотно рассказывают, как получили дар общения с высшими силами, как используют его во благо людей, почему побеждают соперников на телесоревнованиях, говорят откровенные гадости друг о друге. Реально – борьба за рынок.

Ведьмы в России разные. Есть, что называется, от рождения, невольные и обученные. Порой встречаются неустаканившиеся таланты. Не случайно в российских соцсетях вопросы такого рода: «Как стать ведьмой, если в роду была ведьма?»

Готовность обрести «хлебную» профессию, войдя в образ ведьмы, – яркий показатель того, как можно безбедно жить в современной России, используя страдания и невежество соотечественников.

Россия тянется к Танзании с ее бесчисленными ведьминскими кознями. До убийств и сожжений дело не дойдет: с мачете и с дровами в стране, как и со всем остальным, включая мозги, напряженка.

Использованы данные «Новой газеты», ВВС, «Немецкой волны», телеканала НТВ

Александр МЕЛАМЕД. Фото из архива автора.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.