Киевские гимназии Аллы Тарасовой

Алла Тарасова

Имя этой, некогда одной из самых титулованных: от Народной артистки до Героя Социалистического Труда, а Сталинская премия и вовсе была ей присуждена 5 раз! – актрис бывшего Советского Союза, теперь вспоминают не часто. И уж совсем мало кто знает, что свой жизненный путь АЛЛА КОНСТАНТИНОВНА ТАРАСОВА начинала в Киеве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Алла Константиновна родилась 6 февраля 1898 года.

Её отец – профессор Киевского университета – КОНСТАНТИН ПРОКОФЬЕВИЧ ТАРАСОВ (1865-1931) в то время был доктором психиатрического отделения киевского военного госпиталя, который находился в районе Печерска, на улице Госпитальной 18.

Кстати, этот, один из старейших госпиталей в Украине, был основан ещё в 1755 году, когда по ходатайству Киевского губернатора решением Медицинской канцелярии был открыт полевой госпиталь на 50 коек. И сегодня здесь находится Главный военный клинический госпиталь. Бывала в этом госпитале и юная Алла. Как позднее вспоминала Алла Константиновна «иногда я выступала на вечерах в военном госпитале, где работал мой отец. Там еще ребенком я слышала пение фельдшера Михаила Ивановича Донца – теперь орденоносца, народного артиста республики».

Необходимо пояснить, что речь идет об одном из ведущих солистов Киевского театра оперы и балета, народном артисте Украины (с 1930 года), которого современники называли украинским Шаляпиным.

Скорее всего, в те годы семья Тарасовых жила где-то поблизости. Во всяком случае имеются сведения, что Алла родилась на улице Госпитальной, которая, подобно большинству киевских улиц, поднималась в гору. Может быть, это был дом №4, в котором в 1891 году жила семья другого знаменитого киевлянина – Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

Константин Прокофьевич, впоследствии, сменил специальность на врача-стоматолога и стал одним из первых в русской армии организатором при госпитале челюстного отделения, которое во время первой мировой войны занималось лечением переломов челюстей и зубочелюстным протезированием. В 1916 году, в Москве, на XIV съезде русских хирургов, на проходившей параллельно выставке, представленный им полевой ортопедический челюстной набор, был удостоен серебряной медали. С 1920 по 1930 год К.П.Тарасов – являлся одним из организаторов, деканом, заведующим кафедрой зубного протезирования и профессором пародонтологического факультета Киевского медицинского института.

Мать Аллы – Леонилла Николаевна (1870-1966) – потомственная дворянка, родом из польской княжеской семьи – занималась воспитанием детей, которых, кроме Аллы, в семье Тарасовых было ещё четверо: дочки – Елена и Нина (1892-1952) и сыновья – Евгений и Георгий (1899-1974).

О Евгении Константиновиче известно только, что он возглавлял контрразведку в армии генерала Анто́на Ива́новича Деникина, а о его дальнейшей судьбе никаких сведений нет. Сестра Елена Константиновна в 1918 году эмигрировала с белой армией и жила в Париже. В послевоенных анкетах Алла Константиновна писала о сестре, что та живет во Франции, но связей с ней не имеет и адреса не знает. В 1937 году, во время гастролей театра в рамках Всемирной выставки в Париже, у А.К. Тарасовой состоялась её встреча с сестрой – сцена в духе свидания Штирлица с женой в кафе в Германии – всего несколько минут, на расстоянии нескольких метров, удалось обменяться взглядами. По-другому было невозможно – ведь за каждым шагом тогда следили сотрудники «компетентных органов».

По воспоминаниям тех, кто знал Тарасовых, жили они дружно и весело. Летом, на даче под Киевом, часто вместе гуляли, катались на лодках по Днепру, а если пели – послушать Тарасовых всегда собиралась вся округа. И мать, и старшие сестры были очень общительны, и в доме всегда бывало много народу, в том числе актеры Московского Художественного театра: Ф. И. Шевченко, Г. М. Хмарой и А. Д. Диким. Почти ежедневно общались с ними, слушали их рассказы о театре и их чудесное пение цыганских песен из «Живого трупа»». Особенно близко они познакомились мы с Надеждой Сергеевной Бутовой. Именно у Н.С. Бутовой в годы учебы в театральной школе в Москве жила Алла Тарасова.

«С самых ранних лет (с семи-восьми) Алла со своими подругами любила играть в театр. – вспоминал брат актрисы, Георгий Константинович Тарасов.– Сцена в первые годы обычно устраивалась перед обеденным столом, а занавесом служил большой плед».

Когда с 17 мая по 1 июня 1912 года в Киеве состоялись гастроли Московского художественного театра, Леонилла Николаевна на целый сезон купила ложу в Соловецком театре (ныне Украинский драматический театр имени Ивана Франко). В спектакле «Вишневый сад» 14-летняя Алла впервые увидела Константи́на Серге́евича Станиславского, О́льгу Леона́рдовну Книппер-Чехову, Ива́на Миха́йловича Москвина и других корифеев сцены, и уже после первого спектакля заявила маме: «Я буду только артисткой, и только артисткой Московского художественного театра!».

В начале 1930-х годов именно Иван Москвин стал ее мужем. Этот брак длился около десяти лет.

Следующим адресом Тарасовых стал двухэтажный дом на углу Крещатика и улицы Лютеранской 1. В те годы Лютеранская улица, соединяя аристократические Липки с шумным Крещатиком, была одной из самых тихих в центре города. Улицу проложили в 1830-х годах в местности, которую с 1811 года населяли немцы.

В этом доме в 1873 году открыл фотоателье, которое имело славу одного из лучших в Киеве, – польский поэт, фотограф-художник Владимир Викентьевич Высоцкий (1846-1894). В частности, в этом фотосалоне сделал свой свадебный снимок Иван Франко. Знаменитая фотография молодой Леси Украинки в веночке также была сделана в ателье Высоцкого. Здесь же на первом этаже находился популярный ресторан «Maison d’or» и многочисленные магазины. Этот дом, как и многие другие на Крещатике, сгорел в 1941 году, во время войны.

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

В семь лет Аллу отдали в приготовительный класс в Екатерининскую женскую гимназию, которая находилась относительно недалеко от дома, на той же улице Лютеранской в номере 20.

Георгий Тарасов вспоминал: «Гимназия была расположена на высоком холме, на крутой улице. Семилетнюю Аллу провожал в гимназию Григорий, довольно тучный неповоротливый мужчина. Пока Григорий медленно шел в гору, Алла успевала несколько раз взбежать и снова сбежать с горы, нетерпеливо прося идти быстрее, так как они «опаздывают».

Полное название было – Женская гимназия при Киевском евангелическом обществе святой Екатерины. Эта гимназия была основанной в 1828-1829 годах группой немцев-колонистов и, хотя занятия велись по-русски, в ней хорошо было поставлено изучение иностранных языков, особенно немецкого, благодаря чему гимназию ещё называли «немецкой». Среди учащихся были девочки любого вероисповедания, поэтому среди преподавателей Закона Божьего были и ксендз, и пастор, и батюшка, и раввин. Кстати, именно в Екатерининской гимназии учились старшие сестры Михаила Булгакова – Вера, Надя и Варя, ставшая прообразом Елены Турбиной из романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных».

Прямо по соседству с гимназией, на Лютеранской 22, находилась Лютеранская евангелистская церковь, сооруженная на средства лютеранской общины в 1855-1857 годах по проекту киевских зодчих Павла Ивановича Шлейфера и Ивана Васильевича Штрома в духе романской архитектуры. Эта церковь сохранилась до наших дней. В 2000 году была проведена тщательная реставрация, после чего её заново освятили для возрожденной общины.

ЧАСТНАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ОЛЬГИ ПЛЕТНЕВОЙВ 1906 году Аллу Тарасову родители перевели в одну из лучших в городе – Киево-Печерскую частную женскую гимназию Ольги Плетневой, которая находилась на углу улиц Московской и Резницкой 2/34.

В начале, гимназия располагалась в небольшом одноэтажном кирпичном доме, построенном в 1837 году по проекту видного мастера классицизма Людвика Станзани по заказу офицеров братьев Николая и Петра Ломтевых. Первый из них служил в суворовских войсках, участвовал в легендарном штурме Измаила. Второй отличился на полях наполеоновских войн, сражался под Аустерлицем, прошел Отечественную войну 1812 года, в разное время воевал и против турок, за нынешние южные украинские земли. Родовое гнездо Ломтевых с годами претерпело обновления. Так, в 1837 году им пришлось заново отстраивать свою усадьбу, пострадавшую от пожара. Тогда-то и появился одноэтажный угловой дом.

В 1903 году, специально для гимназии, по проекту архитектора Александра Васильевича Кобелева был построен трехэтажный корпус, которому зодчий придал черты вошедшего в те годы в моду стиля модерн.

На здании бывшей Киево-Печерской женской гимназии А.К. Тарасовой была установлена мемориальная доска. В августе 2008 года здание было разрушено.

С 1904 года Председателем педагогического совета гимназии О.Плетневой был ЗИНОВИЙ АЛОИЗОВИЧ АРХИМОВИЧ. В 1886 году З.А.Архимович окончил физико-математический факультет киевского университета святого Владимира со степенью кандидата. С 1906 года – являлся директором Коллегии Павла Галагана и Председателем Союза учителей Киева.

Среди педагогов гимназии был специалист в области химической физики, ученый-металлург и политический деятель, профессор Горной академии в Кракове – ИВАН АДРИАНОВИЧ ФЕЩЕНКО-ЧОПОВСКИЙ (1884-1952) В 1917-1918 годы И.А.Фещенко-Чоповский являлся директором департамента промышленности в правительстве Центральной Рады, а затем – министром промышленности и торговли. В январе – августе 1921 года, в эмиграции возглавлял Раду республики в изгнании – украинский парламент на территории Польши.14 марта 1945 года арестован советскими спецслужбами в Катовице и вывезен в Киев, где 5 октября 1945 года был приговорён Военным Трибуналом войск НКВД к 10 годам лишения свободы.

«Алла училась хорошо, без троек. Не помню случая, чтобы ей кто-нибудь из родителей напоминал, что надо учить уроки, не опаздывать в школу и т. п. Не помню никаких замечаний по поводу ее поведения в гимназии. По поведению у нее всегда был высший балл – пять», – вспоминал брат актрисы, Георгий Константинович Тарасов.

ЧАСТНАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ А.К. ТИТАРЕНКО

В 1910 году, в связи с переездом семьи в другую часть города, Аллу перевели в частную женскую гимназию А.К. Титаренко, которая находилась на улице Фундуклеевской 10 (до 1898 года имела №12) (ныне улица Б. Хмельницкого).

Здание в стиле модерн, было построено в 1903-1904 годы по проекту известного киевского архитектора Эдуарда Петровича Брадтмана. При оформлении фасада, зодчий применил кирпичные рельефы, то есть, как указывается в книге «Киев в стиле модерн», словно «зарисовал» всю плоскость стены закругляющимися, выступающими, дробящимися, перетекающими друг в друга, подчиненными единому ритму и единой композиции, разнообразными элементами декоративного оформления». В нарисованных архитектором «узорах» можно увидеть и колонны, и стелы, и каменные радуги Брадтмана. Здание возводилось, как типичный для того времени, доходный дом. Главное здание располагалось на красной линии застройки улицы, а параллельно ему во втором ряду, но под тем же номером, располагался флигель. История усадьбы прослеживается с середины 19 века и связана с именем домовладельца – архитектором Людвигом Станзани. Кроме квартир, в здании находились Киевский клуб автомобилистов и Киевское общество искусства и литературы.

Среди педагогов гимназии была преподавательница русского и французского языков, активная участница социал-демократического движения, общественной и культурной жизни Киева, жена Николая Васильевича Луначарского (брата первого наркома просвещения России – Анатолия Луначарского) – СОФЬЯ НИКОЛАЕВНА ЗЕЛИНСКАЯ-ЛУНАЧАРСКАЯ (1875-1942).

В те годы, в доме Софьи Николаевны можно было встретить: художников Марка Шагала и Натана Альтмана, философа Николая Бердяева. Теплые отношения связывали Аллу Константи́новну с Софьей Николаевной и позднее, в Москве, когда А.К.Тарасова уже стала известной актрисой. В первую очередь, их объединяло увлечение театром. Об этом можно судить, поскольку Софья Николаевна была автором таких работ по вопросам образования и воспитания, как «Театр для детей как орудие коммунистического воспитания» (1931), «Оформление спектакля в школе, пионеротряде, детклубе», «Юбилей А. С. Пушкина в школе» (1936).

В 1914 году, после окончания гимназии Алла Тарасова отправилась покорять Москву. Она сразу поступила в Школу драматического искусства при МХТ, а затем более 50 лет выступала на сцене Московского Художественного театра, сыграв десятки выдающихся ролей.

Борис Пастернак посвятил Тарасовой строки:

То же бешенство риска,
Та же радость и боль
Слили роль и артистку
И артистку и роль.
Словно буйство премьерши
Через столько веков
Помогает умершей
Убежать из оков.
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века.
Как играют овраги,
Как играет река…

Но это уже другая история.

Влад Каганов

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.