Фейс Буки (fb110)

Maxim Kantor

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

18 БРЮМЕРА ДЕМОКРАТИИ

Некоторые считают, что свобода – есть высшая ценность человеческого существования. По видимости, такая точка зрения благородна. Оспорить данное убеждение странно – ну, в самом деле, не за рабство же голосовать, не за угнетение человека человеком. Все, кого ни спроси, за свободу.

Существенно в данном вопросе то, что свобода – не есть онтологическая оппозиция рабству – это противопоставление ситуативное; как свобода, так и рабство встроены в структуру общества, по отношению к которому они только и могут быть опознаны как свобода или как рабство. А отдельно от общества – свободы и рабства просто нет. Соответственно, нет их соревнования в чистом поле.

Невозможно быть рабом в пустыне и свободным на необитаемом острове – но и то, и другое состояние обнаруживает себя внутри коллектива.

Однако риторика политической борьбы заставляет нас думать, что свобода и рабство понятия, существующие сами по себе, как камень или вода. Возникает убеждение, что можно занять абстрактную позицию “за свободу” и противостоять некоему рабству вообще. Такое представление создает ложные посылки в дискуссиях. Но нет, свобода существует внутри конкретного общества, свобода детерминирована законами данного коллектива и культуры – а свободы “вообще” просто нет в природе.

Среди же общественных ценностей, свобода – совсем не высшая ценность. В обществе есть много вещей гораздо более важных.

Высшими ценностями человеческого существования являются любовь, милосердие, сострадание, забота о слабых, здоровье и воспитание детей, единение с себе подобными.

И свобода не обязательно является условием для достижения перечисленных вещей, напротив.

Гораздо чаще – свобода является помехой для сострадания или заботы о слабом.

Общество налагает ограничения на личную свободу – и личное предпринимательство отступает перед нуждами других людей, это досадно, но ограничения свободы не означают, что данное общество – казарма или тюрьма. Это просто означает, что в коллективной жизни есть приоритеты: образование детей важнее бонусов банкиров, забота о стариках важнее нежели рыночное соревнование.

Часто говорят, что именно в обществах, где происходит рыночное соревнование, а банкиры получают бонусы – в этих обществах как раз лучше заботятся о стариках и дают образование детям; когда так говорят – лгут.

В обществе, где больше личной свободы – в таких обществах просто больше личной свободы, и только; причем, это всегда достигается за счет того, что где-то недалеко имеются люди, не обретшие свободы в желаемом объеме. Исключений из данного правила история не знала.

Метаморфоза демократии вызвана тем, что в конкретное общество было внедрено представление об абстрактной свободе – по видимости совпадающее с риторикой демократии, но лишь по видимости.

Существенно то, что демократия есть жесткая структура, а нео-либеральное представление о свободе основано на принципиальной деструкции. Любой регламент нехорош для абстрактной ценности – абстракция не живет в реальном мире.

Личная свобода, которая в демократическом обществе означает ответственность перед полисом, в условиях нео-либерального рынка стала означать безответственность перед государством.

Когда Маргрет Тетчер произнесла знаменитую фразу “никакого общества нет – есть просто мужчины и женщины” рубеж между демократией старого типа и новым порядком был обозначен.

Демократия оказалась разрушена изнутри – абстракцией свободы – точно так же, как это произошло в знаменательную дату восемнадцатого брюмера во Франции – чуть более двухсот лет назад.

Демократия и третье сословие были в тот день принесены в жертву новому типу управления, новому порядку, оперировавшему тем же понятийным словарем, что и демократы – офицеры произносили слова “гражданин”, “права”, “свобода”, но имели в виду империю.

В сущности, нео-либерализм проделал старый, но оттого не менее действенный трюк; остается подождать лет пятнадцать – посмотреть на завоевание Египта и Европы; дойдут и до Москвы, разумеется; рано или поздно начнут питаться кониной на Смоленской дороге.

 

Ganna Oganesyan

Ну вот я посмотрела, как Пугачева неумело тычет одному из близнецов бутылочку с молоком, а Галкин одним пальцем брезгливо гладит по головке второго. Увидела, наконец, этот замок, похожий на роскошный туберкулезный диспансер в Арабских Эмиратах! А самое главное и захватывающее НТВ покажет лишь через неделю! Что!? Что они покажут еще из жизни Пугачевой и Галкина?! Неужели ЭТО?! Как дождаться , как прожить эту неделю ? Черт …

 

Denis Dragunsky

О ВНУКАХ.

О, с каким наслаждением нынешние юноши уличают Варлама Шаламова во лжи (только что прочитал в комментариях к чужому статусу).

Почему ложь?

Потому что погода в Магадане не та. Потому что вода замерзает не так. Потому что умирают не при той степени обморожения. “Это знает школьник!”

Но главное:

Потому что в ГУЛАГе был очень строгий документооборот и учет! И поэтому гибель заключенных не могла остаться неучтенной и безнаказанной.

В общем, заключают юноши, все это называется “лагерные байки”..

Спаси вас Бог, милые юноши.

 

Юрий Лоза

С точки зрения моего котёнка, 90% совершаемых мною действий – ненужная суета или бессмысленные телодвижения. Будем снисходительны к маленькому глупому животному – ну что он понимает? Разве может он разобраться во всей сложности человеческого существования?

Хотя, в чём-то он, конечно же, прав – некоторые действия можно было и не делать…

Пожалуй, да, часть совершаемого мною не имеет такого уж большого смысла…

Процентов тридцать, я думаю…

Ну, никак не больше 50-ти…

Хорошо, хорошо – 75, но не 90 же!

 

От редакции. Особенности орфографии, пунктуации и стилистики авторов сохранены.

.
.
.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.