Времена, когда еврейская община США была опорой и защитницей Израиля, остались в прошлом. Отныне она на стороне “либеральных ценностей”, а ценности эти противоречат самому существованию еврейского государства.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В яростных дебатах вокруг Ирана отчетливо не слышен один голос – голос американского еврейства. Ведущие еврейские организации Америки или уклоняются от дебатов, или выступают на стороне первого темнокожего президента, которому дважды отдавали свои голоса – в 2008-м, а потом в 2012 году. Я не случайно использовал определение “первый темнокожий президент”. Именно он был и остается воплощением их либеральной идеологии и позитивистского мировоззрения.
После того как умиротворение Ирана вышло на финальную стадию, ведущие еврейские организации США в лучшем случае дистанцировались от Нетаниягу и его позиции, в худшем заявили о том, что поддерживают Обаму. Накануне визита израильского премьера в Вашингтон и его речи в Конгрессе ведущее еврейское лобби АЙПАК заняло позицию “ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу”. После Лозаннских договоренностей АЙПАК, правда, как и Американский еврейский комитет, ограничился политкорректным “выражением озабоченности”, на чем дело и закончилось.
Другие не ограничились “конструктивным молчанием” и обрушились с нападками на израильское правительство. Авраам Фоксман, глава авторитетной Антидиффамационной лиги, назвал выступление Биби “цирком” и потребовал от лидера республиканского большинства в Конгрессе Джона Бейнера отменить приглашение израильского премьера. Он не стал также критиковать сделку с Ираном. Лидер Реформистского движения раввин Рик Джакобс заявил, что выступление Нетаниягу – плохая идея. Он призвал главу правительства “стиснуть зубы” и отложить выступление, чтобы не “провоцировать раздоры”.
Единственные, кто открыто выступил в поддержку Биби и в жестких тонах осудил сделку с Ираном, были незначительная Сионистская организация Америки и Центр Симона Визенталя.
Еврейские организации в первых рядах адвокатов Обамы в том, что касается “мирного процесса”. АЕК выступил с заявлением, в котором возлагает вину на Нетаниягу за конфликт между Белым домом и Иерусалимом. Если бы Израиль принял “параметры Клинтона”, на которых настаивает президент, утверждают они, отношения между двумя странами были бы идеальными. Тот факт, что “параметры Клинтона” предусматривают передачу палестинцам 97% Иудеи и Самарии, Восточный Иерусалим и фактически обрекает Израиль на самоуничтожение, их не беспокоит. Главное – “дать шанс миру”. Именно так – “Give The Peace Process а Chance” – называется статья, опубликованная АЕК в “Huffington Post”.
Некоторые одними призывами не ограничиваются. Организация “Объединенный еврейский призыв” во главе с Ализой Докторофф поддерживает “Новый израильский фонд”, субсидирующий десятки так называемых правозащитных организаций, и занимается шельмованием ЦАХАЛа. То же самое можно сказать и о Еврейском общинном фонде (Jewish Communal Fund), крупнейшей донорской организации в Америке, также главном спонсоре “Нового израильского фонда”.
У американской еврейской элиты, выразителем которой является Томас Фридман, ведущий обозреватель “New York Times“, весьма своеобразная логика. Израиль не должен выступать против сделки с Ираном, чтобы не давать повода для обвинений в двойной лояльности евреев США. Этой же позиции придерживался, как известно, во время Второй мировой лидер еврейской общины Америки раввин Стивен Вайс, не желавший тревожить Рузвельта жалобами на страдания европейских евреев…
Еще недавно левацкая группировка “J Street” была маргиналом еврейской общественной жизни. Сегодня она превратилась в равную среди равных на еврейской “улице”. Множество ее активистов – почетные гости в Белом доме.
Формально “J Street” позиционирует себя как защитника интересов Израиля, но фактически во всем и всегда занимает пропалестинскую позицию, требуя от Обамы оказывать давление на Израиль. Операцию “Литой свинец” эта организация охарактеризовала как “эскалацию насилия”, а события на “Мави Мармаре” в июне 2010 года – как “крайнюю жестокость” со стороны Израиля. “J Street” приглашает на свои конференции организации, выступающие за бойкот и санкции против Израиля. Эта группировка сотрудничала с печально известной комиссией Голдстоуна, более того, приглашала его в Конгресс. Создатель “J Street” Дэниэль Леви назвал создание Израиля “шагом, после которого все пошло наперекосяк”. “J Street” против антииранских санкций, но за давление на Израиль “во имя его же интересов”. Поддерживая антиизраильскую деятельность в кампусах, “J Street” выступила против петиции Конгресса, требующей положить конец палестинскому подстрекательству, и поддержала Керри, когда тот сказал, что Израиль может превратиться в “государство апартеида”.
Когда в октябре прошлого года террорист ХАМАСа врезался на машине в толпу евреев на трамвайной остановке в Иерусалиме, в результате чего погиб восьмимесячный ребенок, “J Street” опубликовала в “Фейсбуке” следующий комментарий: “В Иерусалиме младенец погиб и еще восемь человек получили ранение в результате акции террориста, выходца из расположенного по соседству квартала Силуан, куда на прошлой неделе вселились еврейские поселенцы”. То есть посыл был недвусмысленным: ребенок погиб по вине еврейских поселенцев, незаконно вселившихся в палестинскую деревню. Во время выступления Нетаниягу в Конгрессе “J Street” призвала конгрессменов бойкотировать его речь и распространила петиции, в которых говорилось, что он не представляет взгляды американского еврейства. Уже совсем недавно участники конференции встретили аплодисментами активистку, поставившую под сомнение само существование Израиля.
Лидер “J Street” Джереми Бен-Ами получает финансирование от магната Джорджа Сороса, хотя и пытается затушевать данный факт. С таким “защитниками” и “друзьями” враги могут показаться ангелами!
Член консультативного совета “J Street” Роберт Маллей, назначенный недавно на должность главы ближневосточного отдела Совета национальной безопасности США, известен тем, что обвинял в провале переговоров в Кэмп-Дэвиде Эхуда Барака и встречался с лидерами ХАМАСа. И ХАМАС, и “Хизбалла”, утверждает он, “не могут считаться террористическим организациями”. Сходных позиций придерживается еще один известный еврей, бывший посол США в Израиле Мартин Индик.
В это не хочется верить, но именно лица еврейской национальности (трудно назвать их евреями) возглавляют “крестовый поход” против Израиля. Они вовсе не отщепенцы в своей среде, но ведущие политические и общественные деятели, законодатели моды и культуры еврейской Америки. Например, антисионист Макс Блюменталь, утверждающий, что Израиль – квазиколониальное образование, сын Сиднея Блюменталя, одного из чиновников в администрации Билли Клинтона. Его книга, сравнивающая евреев с нацистами и призывающая к свертыванию Израиля, вызвала шок даже у яростных критиков Израиля – Эрика Альтермана, утверждающего, что Израиль затыкает своим критикам рот обвинениями в антисемитизме, и редактора леволиберального журнала “Forward” Джонатана Джереми Гольдберга.
Блюменталь – не маргинал в еврейской общине, у него есть немало сторонников и последователей, и их посыл сводится уже не к созданию палестинского государства за счет опасных уступок со стороны Израиля. Он совершенно иной: Израиль как государство не имеет права на существование, поскольку это колониальное, нацистское государство, обманом и силой похитившее арабские земли. Эта позиция известных в современной постмодернистской Америке еврейских философов, мыслителей, интеллектуалов. Альфред Гроссер, сын немецких евреев, бежавших от Гитлера, называет Газу “гигантским концентрационным лагерем”. Бывший директор Американо-Еврейского конгресса Генри Сигман характеризует Израиль как “единственный режим апартеида во всем западном мире”. Философ и публицист Джудит Батлер ведет кампанию “За академический и культурный бойкот Израиля”, она же называет ХАМАС и “Хизбаллу” прогрессивными левыми движениями. Нет нужды напоминать о знаковых фигурах академического мира профессоре Ноаме Хомском, чья ненависть к Америке и Израилю стала хрестоматийным примером, о пламенном стороннике Ирана и палестинских террористов, преподавателе Нью-йоркского и Ратгерского университетов Нормане Финкельштейне, профессоре университета в Висконсине Дженнифер Левенштейн или спецпосланнике ООН по правам человека на “оккупированных” территориях Ричарде Фальке из Принстонского университета, написавшем “Путь к палестинскому Холокосту”. И все эти ученые мужи сравнивают Израиль с нацистской Германией.
В феврале 2014 года 58 “разгневанных евреев Нью-Йорка” (так они сами назвали себя) обрушились на мэра города Билла де Блазио за то, что он посмел появиться на произраильском мероприятии. Они обвинили де Блазио и его еврейских сторонников в предательстве прогрессивных ценностей. Подписанты – известные личности: публицист Питер Бейнарт, журналистка и писательница Летти Коттин Погребин, сценаристка Эве Энслер, известная по пьесе “Монологи вагины”, лидер движения “Еврейский голос за мир” и пылкая приверженка бойкота и санкций Ребекка Вилькомерсен, феминистка и журналистка Глория Стейнем, писательница и журналистка Энн Ройфе и т.д., и т.п.
Диспут в еврейской общине проходит уже не по линии классические “правые” против классических “левых” или сторонники жесткой линии против приверженцев уступок. Это дебаты между последователями компромисса, с одной стороны, и теми, кто в принципе отрицает за Израилем право на существование.
С кафедр крупнейших университетов, страниц влиятельных газет, телестудий ученые, публицисты, писатели распространяют антиизраильские наветы так же, как это делали выкресты в средневековой Европе с амвонов церквей. Еврейская молодежь в кампусах отравлена атмосферой ненависти к Израилю, не в меньшей мере, чем остальные их ровесники, и в зрелую жизнь они войдут, увы, с уже сложившимся мировоззрением. “Я считаю себя последовательным сторонником Израиля, но не испытываю большого оптимизма. Постоянная и планомерная демонизация еврейского государства и евреев породила поколение американцев, которым промыли мозги настолько, что они… отравлены ядом клеветы, и искоренить его будет очень сложно, если вообще возможно”, – признает раввин конгрегации “Бет-Ами“ во Флориде Эли Кавон.
Более умеренная часть еврейской элиты США делает вид, что в конфликте между арабами и Израилем в равной степени виновны обе стороны. В июле 2014 года в Нью-йоркской опере было поставлено скандальное действо “Смерть Клингхоффера”. Клингхоффер – переживший Катастрофу 69-летний американский еврей-инвалид, которого в 1985 году палестинские террористы, захватившие круизное судно “Achille Lauro”, застрелили и выбросили в воду вместе с инвалидной коляской. Авторы оперы подают это зверство как следствие “преступлений Израиля” и вызывают у зрителей сочувствие к убийцам. Продюсер оперы Питер Гельб говорит, что режиссер Джон Адам “пытался понять похитителей (слово “террористы” вообще не допускается) и взглянуть на них через призму гуманизма, так же как и на их жертв”, поскольку в “той стране (Израиле) нет места для палестинской точки зрения”.
События происходят на фоне антуража с надписью “Варшава 1943, Вифлеем 2005 год”, а палестинец поет на сцене “Дом моего отца был разрушен в 1948 году. Мы – солдаты, мы не преступники, мы не вандалы, мы – борцы за идею”. “Борьбой за идею” дело не ограничивается, и в ход идут банальные наветы. “Америка – один большой еврей”, – поет глава террористов.
Реакция еврейских лидеров? Ее просто не было – в лучшем случае. В худшем она была положительной. Раввин Гарри Бреттон-Гранатур, президент глобального Реформистского движения, заявил, что опера имеет право на жизнь, поскольку “стремится показать обе стороны конфликта, в котором участвуют не монстры, а люди”. Террористы, зверски убившие беспомощного человека, не монстры?! В таком случае Менгеле и Эйхман тоже не монстры. У них были свои причины не любить евреев и исполнять приказы, и надо понять их так же, как мы понимаем их жертв.
Антидиффамационная Лига не выступила с протестом против оперы, пояснив, что недопустимо вмешиваться в свободу творчества. Подобную позицию заняли практически все еврейские организации. Нельзя вмешиваться в свободу слова… Любопытно, как повела бы себя АДЛ, если бы появилась подобная опера о чернокожих и рабовладельцах?
Прогрессивные светские и реформистские евреи, которые формально поддерживают Израиль, постоянно подчеркивают приоритет “демократических ценностей”, а ценности эти не позволяют “оккупировать” другой народ. Реформистский “Jewish People Policy Institute” настаивает на том, что израильские лидеры должны “консультироваться с лидерами диаспоры на регулярной основе, поскольку израильская политика влияет на благополучие евреев по всему миру”. Т.е., чтобы не затруднять американских евреев, Израилю следует воздерживаться от военных действий и контртеррористических операций.
Сразу после избрания Обамы организация “Еврейский союз за мир и справедливость” направила ему подписанную 800 раввинами петицию с просьбой поставить израильско-палестинские мирные переговоры на приоритетное место во внешней политике США. Президент услышал их призыв…
“Ученые за Израиль и Палестину” распространили недавно обращение, подписанное известным философом и публицистом Михаэлем Вальцером и правозащитником Тоддом Гитлином, требуя запретить въезд в США Нафтали Беннету, Ури Ариэлю и Моше Фейглину.
Идеализм еврейских духовных лидеров, задающих тон в межконфессиональном диалоге, граничит с идиотизмом. И это идиотизм “полезных идиотов”. Так, президент и основатель Фонда этнического понимания в Нью-Йорке раввин Марк Шнеер приравнивает исламофобию к антисемитизму, возмущается по поводу заявлений о несостоятельности мультикультурализма и беседует о любви и мире с магнатом индустрии поп-музыки и моды афроамериканцем Расселом Симмонсом, страстным поклонником главы антисемитской “Нации ислама” Луиса Фаррахана.
Израиль как таковой со всеми его проблемами – вызов самой системе либеральных ценностей американского еврейства. Это защита афроамериканцев, мигрантов и американских мусульман, гомосексуальных браков, предоставления гражданства нелегальным иммигрантам из Мексики и Пуэрто-Рико и прав человека, включая права “палестинского народа”. И не имеет значения, что это право в принципе противоречит самому существованию еврейского государства. Речь идет об идеологической догме – своего рода символе веры новой религии – религии прав человека, в жертву которой может быть принесен Израиль. Жалко? Жалко. Но догма важнее.
Американский публицист Джонатан Розенблюм еще несколько лет назад с грустью признавал: “Для большинства американских евреев Израиль превратился в бельмо на глазу, в занозу, которая мешает им жить в свое удовольствие и которую они с радостью удалили бы. Если бы завтра американские евреи проснулись и узнали, что Израиль исчез с карты мира и это “чудо” не сопровождалось кровопролитием, они испытали бы огромное облегчение и удовлетворение”. Сегодня это еще более очевидно.
У Израиля, тем не менее, остаются защитники в США. Это, прежде всего, правое крыло Республиканской партии, евангелисты и неоконсерваторы во главе с сенатором Джоном Маккейном. Есть отдельные очень влиятельные евреи – сторонники Израиля, к примеру, магнат Шелдон Адельсон, бывший сенатор Джозеф Либерман или Эли Визель. Но еврейского лобби уже нет в числе наших сторонников. И не потому, что евреи Америки слишком слабы, а потому, что они сделали свой выбор. В выборе между “либеральными ценностями” и Израилем они выбрали эти самые “ценности”, и еврейское государство несовместимо с ними.
Александр Майстровой, “Новости недели”
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.