Дух наживы собачьих сердец

На днях опубликовал такую статью: «Образование и нравственность Что, возможно, дало толчок к появлению «Собачьего сердца» М.А. Булгакова…»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

В ней приведены такие замечательные слова:

«ГАЗЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАПОЛОНИЛ ДУШИ «ОБРАЗОВАННЫХ» ЛЮДЕЙ.

Создалась у них привычка каждый день иметь какие-либо душераздирающие новости.

Каждый мелочный факт, всякое грубое проявление злобы и насилия подхватывается местной печатью, комментируется на все лады и такими фактами и комментариями живет местное «КУЛЬТУРНОЕ» общество и не стало, кажется, у людей ни сил, ни уменья, ни привычки, подняться выше факта и дойти до какой либо общей мысли…

Они сами, впитавшие в себя весь яд убойной и человеконенавистнической эпохи.

ОНИ ВСЕЦЕЛО ЖИВУЩИЕ ГАЗЕТНЫМ СМРАДОМ И НЕ ИМЕЮЩИЕ НИЧЕГО В СОБСТВЕННОЙ ДУШЕ, НАРАСТИВШИЕ СОБАЧЬЮ ШЕРСТЬ НА СВОЕМ СЕРДЦЕ И НЕСУЩИЕ ЕЕ С СОБОЙ ВЕЗДЕ И ВСЮДУ.

Горе народу, если он не сможет обойтись без этих окультуренных со школьной скамьи, лишенных собственной мысли и инициативы людей с атрофированным сердцем, убитой душой…».

Сегодня у нас много пишут о выборах президента США. Как справедливо заметил директор школы в поселке Вахруши Слободского района Кировской области Игорь Олин «российский истеблишмент встретил победу Трампа щенячьим визгом».

При этом все мечтают о высоких зарплатах.

И тут хотелось бы напомнить одну выдержку из журнала «Русская школа» за 1900 год:

«Американцы всюду, где только можно, заставляют работать силы природы и делают это с редкой смелостью и умением. Новые машины не только изобретаются, но и прилагаются на практике, тогда как другие страны еще только пробуют эти новинки. Развитие техники и применение машин доводит американский труд до такой производительности, которая оставляет далеко позади страны европейской культуры и дает американским предпринимателям возможность назначать рабочему очень высокую зарплату».

«Русская школа», 1900, №7-8, с.179.

Но что еще самое:

«В наш век всеобщей разнузданности и распущенности – принцип честности, положенный в основание какого-либо общественного учреждения, представляет собой явление чрезвычайной редкости.

Жадное стремление к деньгам и различного рода приобретениям, уничтожившее всякое понятие о нравственных идеалах, начинает все более и более охватывать наших дельцов.

Нажива – вот единственный стимул, служащий для этих господ началом и концом их деятельности и желания стяжать мирские блага, без труда, путем легким, путем различных комбинаций – заставляет их забывать всю безнравственность средств, употребляемых ими для достижения своей цели.

Не получившие никакого образования, развращенные до мозга костей – эти пройдохи составляют УСТАВЫ за УСТАВАМИ, учреждают различные акционерные предприятия, различные БАНКИ, КАССЫ и приманивая огромными барышами, как баранов, стригут нашу почтеннейшую публику, стригут и стригут.

Мы постоянно нуждались в деньгах не для производства, а для непроизводительного их обращения, барышничества, биржевой игры…

Всякая производительная промышленность для своего развития требует усиленного труда и знания, а мы мало и дурно работали и ничему не учились.

Мало того: все наши оборотные капиталы постоянно и всевозможными путями обегали производство и до сих пор обегают его.

Они истребляются тунеядством, отвлекаются от дела на бездельные меркантильные спекуляции, на торговый обман, лихоимство, азартную биржевую игру или поглощаются, наконец, такими акционерными предприятиями, которые ПРИБЫЛЬНЫ ДЛЯ ОДНИХ ЛИШЬ УЧРЕДИТЕЛЕЙ И ДИРЕКТОРОВ КОМПАНИЙ.

Одним словом, без сомнения, у нас нуждаются в деньгах для ажиотажа, для спекуляций, для порабощения труда и поддержания тунеядства.

Отвращение от работы, жажда обогащения путем обмана и прикрытого насилия вот смысл всех возгласов о нашем ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ!

Эта распущенность, эта ненасытная жажда наживы, попирающая все «ВЕЛИКОЕ, СВЯЩЕННОЕ ЗЕМЛИ», проникла во все слои общества, охватила всех и каждого и представляет собой стройный аккорд разнузданности и безнравственности и доказательством нервно-психического контагия и душевных эпидемий.

Безумная расточительность, великолепие домов, роскошь домашней обстановки; сладкие яства и щегольство одежды; беспечность жизни; жадность на наслаждения и соблазн внезапного обогащения – вот цель и стремления нашего общества.

И, как естественное последствие этого, – страшная дороговизна, ростовщичество, спекулятивные плутни, полный разгар хищнических инстинктов, стремящихся к эксплуатации человеческой глупости и обширное поле для пропаганды различных вредных учений, под игом которых погибают лучшие здоровые силы…

Каким тяжелым гнетом ложится и как вредно отзывается нравственная распущенность на ДУХОВНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА.

Подобно эпидемии она заражает и отравляет ДУШУ ЧЕЛОВЕКА и порождает собой величайшие беды».

Ярмошкин В.В. Дух наживы. Экономическо-нравственный этюд. СПб, 1877, с.5-7.

Разве не все это мы видим и сегодня?

Александр Рашковский, краевед

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.