Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Аналитика / Блиц. Еще одно веское мнение. Статья Юрия Нечипоренко.

Блиц. Еще одно веское мнение. Статья Юрия Нечипоренко.

ЭЛИТА КАК СУПЕРЭТНОС


1

В Колумбийском университете Нью-Йорка читается курс западной культуры, который начинается с Древней Греции: из греческой демократии путем прогресса выводится американская. Публика университетских аудиторий вступает в права наследников античной культуры. Является ли эта публика единственной полномочной наследницей античности? Гомер повествует о нашествии греков на «конкурентов» из малоазийской Трои, греческие мифы созданы не только в напряжении евро-азиатских войн, но и в притяжении шумерско-египетской мифологии. Средиземноморье — колыбель культуры, которая в равной степени принадлежит Западу и Востоку, Северу и Югу — море соединяло три части света: Европу, Азию и Африку и замерзало от дыхания Борея на Севере. Однако именно на Западе (точнее было бы сказать «на севере Средиземноморья») пошел Прогресс.

Юрий Нечипоренко, писатель, ученый. Россия
Автор Юрий Нечипоренко

Прогресс в переводе с латинского «pro-gradi» — по-шагивать или пере-шагивать — хитроумный механизм — вроде шагающего экскаватора. Он сейчас бодро шагает-копает уже на дне бездны, которую успешно вырыл.

Что находят в археологических раскопках? Могилы и пепелища, следы разрушений.

О прогрессе Запада в области морали за последние два столетия Россия смогла судить по трём нашествиям, из которых самое гуманное — наполеоновское — ещё несло лозунг освобождения «русских рабов» и кодекс чести. Через сто лет пришли немецкие войска с динамитом и отравляющими газами, а ещё менее чем через тридцать лет явились уже те, кто хотел устроить на месте Москвы море и уничтожить значительную часть населения России.

Когда припадочная немецкая элита расшибла себе лоб об СССР, политики Запада решили свернуть свою любовь к недавним союзникам и запланировали бомбардировки крупных промышленных городов Советской России. Видные интеллектуалы Запада встали на её защиту: Эйнштейн писал письма американскому президенту, а Нильс Бор содействовал передаче атомных секретов советской разведке. Он был уверен, что владение секретом ядерного оружия одной стороной создаст слишком большое искушение для его использования.

Симпатии интеллектуалов старшего поколения к России заставили политиков Запада изменить отношение к своей элите: в Америке началась охота на ведьм, во время которой подверглись гонениям и физическому уничтожению люди, имеющие независимые от госдепартамента суждения. Был вытравлен целый слой общественного сознания — из средств массовой информации убирались люди, которых называли «корни травы» (они происходили из народа и, не имея подчас высшего образования, оказывали большое влияние на политику своим здравомыслием). Новые плодились почкованием — в университетах можно было контролировать рост поколения инфант-интеллектуалов, для которых этические ценности были подменены национальными приоритетами и пропагандистскими клише.

2

Самонадеянная часть элиты Запада, которая наследовала веру в Прогресс и посчитала себя обладающей высшим воспитанием, лучшим образованием и самыми современными представлениями о мире, сформировалась в конце ХХ века в новый суперэтнос. Неважно, что живут эти «элитане» в разных странах — нынешние средства связи позволяют им интенсивно общаться, кроме того, они встречаются в клубах, на раутах, конференциях, приемах — и страдают одинаковым комплексом избранности по отношению к своим народам.

Элито-центризм пришел на смену архаичному европо-центризму, который показал свою несостоятельность ещё в первой мировой войне. Ядро элито-центризма составляют несколько простых «правил игры», из которых первым является принцип «посвящения» (в русском варианте — «блата»), по которому мир делится на «своих» и «чужих» и наличие каналов связи и влияния позволяет делать жизнь элиты в целом слабо подчиненной общим законам.

Почему элитан можно назвать именно супер-этносом, а не суперклассом или особой стратой международного сообщества? Дело в том, что для элитан стало правилом вступление в брак с элитанами же, в то время как отношение к средствам производства, сфера деятельности и корпоративные интересы могут для них существенно различаться. Космополитизм скрепляется семейными узами, как некогда браки между правящими династиями скрепляли связи между государствами. Предпочтения при вступлении в брак формирует полиэтническое сообщество, в котором для большинства членов понятие национальности оказывается размыто или даже утрачено. Суперэтнос активно вбирает в себя национальные элиты и тем самым содействует разрушению норм традиционного общества: по существу, формируется новый Вавилон.

Воспитал свою когорту инфант-интеллектуалов и СССР, однако его элита была подвержена эрозии репрессиями, и когда с середины пятидесятых годов начался выход бывших узников лагерей на свободу, в сознание российской элиты всё больше стали входить вопросы отношения к прошлому. Российская интеллигенция не столько думала о насущных вопросах общественной эволюции, сколько старалась перерешить больные темы наследия революции и контрреволюции всех сортов.

Запад не был отягощен (за исключением Германии) подобной рефлексией. В закрытом обществе, которым было российское за «железным занавесом», существовали сакральные, табуированные темы. Напряженность духовной жизни возрастала, приобретая все более религиозные и аскетические черты в адептах и противниках социализма. Отсутствие реальной информации вело к тому, что разработкой теории социализма занимались чудаки.

Как и Византия, полиэтническая теократия в СССР вкупе со странами социализма противостояла миру Запада, наследнику Священной Римской Империи, и в этом противостоянии обе стороны оперировали декларативными лозунгами, скрывающими суть психологического, этического и эстетического различия между двумя системами ценностей. Догмы марксизма сыграли дурную роль в противостоянии двух систем: битва проходила на «западном» поле смыслов. Естественно, что Запад оказался победителем.

Инфант-элита СССР сдала приоритеты государства под крики об ужасах коммунизма. В результате из сытой страны с достижениями в области высоких технологий и социальной справедливости СССР превратился в груду обломков с разгулом нищеты и преступности и прогрессирующим параличом промышленности. Криминальные элиты обвели вокруг пальца инфант-элиту интеллектуалов, «купив» их на лозунги борьбы с прошлым. Покрасив чёрным цветом период в восемьдесят лет, порвав связь времен и смыслов истории, устроив «социокультурный сброс», криминальные элиты тем самым устроили фактически дыру во времени гораздо большей глубины (1).

Для того, чтобы осознать механизм такого сброса, следует обратить внимание на само понятие современности как на соединение в данный момент, в данное время всех ранее прожитых времен. Те или иные времена прошлого активизируются в настоящем, если общественное внимание привлекать к ним как к образцам. Образцом для России 1993 года была представлена Россия 1913 года: так произошел отказ от восьмидесяти лет. Но отказ от любой части реально пережитого и перенесшего свой опыт прошлого чреват отказом от памяти и опыта вообще; ткань истории пошла «по швам».

Пропаганда ценностей «дикого капитализма» ведет к реализации дикости доисторической. Культура в этом случае летит в тартарары, обрезанная до времен хаоса, битв титанов и танталов, ещё не усмиренных олимпийскими богами.

3

Россия обладает своей частью культурного и духовного наследия Средиземноморья, она тоже является наследницей античности — и имеет свою многовековую традицию понимания и реализации демократии, справедливости и законности. Уже один тот факт, что корни православия — византийские, греческие (даже русский язык обрел письменные формы на греческий лад), заставляет усомниться в претензиях Запада на однозначную трактовку этих понятий в рамках европо-центризма или его модернизированных версий. Общественное мнение Запада продемонстрировало двойную мораль и почти полное непонимание октябрьских событий 1993 года в Москве, когда криминальная элита закрепила свою бесконтрольную власть в России. Представление событий не в этическом и юридическом, а в политическом ключе продемонстрровало зашоренность мышления средств массовой информации и торжество старых пропагандистских клише.

Проблема криминализации российской элиты неразрывно связана с вопросами морали и ответственности, которых инфант-интеллектуалы чураются (так не любит ребёнок скучных уроков). Разработка принципов нравственного мышления требует изживания комплекса избранничества, отказ от которого равносилен духовному подвигу. (Любопытно, что эквивалент слову «подвиг» в английском языке отсутствует).

Разложение элит — болезнь общая, старая и известная. С религиозной, этической и юридической точек зрения основа этой болезни — порок и грех, отсутствие чести и ответственности. Предупреждают и изживают эти пороки в каждой культуре по-своему… Провоцирование греховности в политических противниках, игра на низких сторонах человеческой души — предмет спекуляции восточных и западных спецслужб. Разложение элит, которое велось противниками в холодной войне, дало свои результаты. Мир криминализуется — холодная война сменяется войной уголовной, всплеск которой заметен и в США, и в Западной Европе. Декларация принципов типа «политика и мораль несовместны» и стремление политизировать общество равносильны его аморализации.

Как у российского, так и у западного общественного сознания сходные противники: антиобщественные силы, криминальные элиты. Транснациональные, мировые криминальные элиты имеют одни и те же цели и методы и, несмотря на конкуренцию за сферы влияния, вполне способны составить аналог «договора об общественном согласии», в котором уровень социальной нестабильности будет соответствовать алчности заинтересованных сторон.

В августе 1991 года информация о содержании телефонных переговоров между членами ГКЧП поступала непосредственно из американского посольства Президенту России. Немудрено, что это государство было разрушено. Ответственность за разрушение Советского Союза — империи, которую в его границах создавали Петр I и Екатерина II, падает на элиту России/СССР.

Десакрализация, рассекречивание истинных тайн и ложная сакрализация — образование тайн мнимых — идет полным ходом. Новая варваризация грозит Москве как никогда явственно. Под лозунгом борьбы с коммунизмом произведены необратимые изменения не в политической, а в нравственной и физической жизни людей. Вымирание населения России — сигнал такого изменения ситуации. Если национальные элиты Запада предпочитают контакты с криминальными элитами осколков СССР, то они выбирают наилучший способ обострения ситуации, поддерживая самонадеянных создателей мифологии «Свободного рынка» и сквозь пальцы глядя на деятельность транснациональных авантюристов, зарабатывающих деньги на крахе России.

Россия может усвоить догматы free-market подобно тому, как она «переварила» и усвоила на свой лад марксизм, превратив его в псевдоправославное учение. Однако в этом случае её будущее может быть реализовано в самой неожиданной форме — например, государства криминально-корпоративного типа, где «блат» будет пронизывать все общество. Фиктивный капитализм, о построении которого готова уже рапортовать Западу фиктивная же либеральная буржуазия, происходящая из коридорных интриганов ЦК, в реальности может вылиться в «элитную малину» такого масштаба и жестокости, по сравнению с которой сицилийская будет считаться уличной шпаной. Титаны и танталы выйдут отвоевывать место под солнцем у нынешних богов, и социализм будет вспоминаться, как золотой век человечества. (2)

Эпоха пост-модерна подразумевает возврат к ценностям традиционной культуры на новом уровне осмысления (3). Полицентризм в области культуры означает для Запада признание прав византийской традиции на полномочное наследование цивилизационного богатства Средиземноморья. Более того, ускоренное сошествие в бездну с помощью технического Прогресса наводит на мысль, что пора вернуться назад и оглядеться. Может быть, путь веры, по которому вслед за Грецией пошла Россия, путь духовности, где превалируют интуитивные и мистические начала, в отличие от лого-центричной рациональной культуры Запада открывает возможности для выживания и развития всех наследников Средиземноморской цивилизации? Речь идет не столько о религии, сколько о нравственном мышлении, разумном самоограничении и психологии нестяжательства — тех «духовных технологиях», которые разработаны православными богословами и философами. Не стоит отказываться от рационального, научного образа мысли, но не стоит забывать, что этот путь постижения истины — не единственный…

Добавление

Прошло почти 20 лет со времени публикации этой работы, основные тезисы которой, как мне кажется, не устарели. Однако есть и что-то новое: в нашей стране произошла перегруппировка элит, маргинальное положение пост-советской элиты в мире стало очевидным после лондонского суда между беглым и действующим олигархами. Власть борется за то, чтобы войти в мировую элиту «на равных», оппозиция пытается использовать понятия о справедливости, чтобы завоевать симпатии общества. Суперэтнос перегруппируется, пытаясь создать видимость представительности — появляются новые персонажи, которые должны представить все поле вариантов развития. Создаются новые аватары — в политике, как в алхимической лаборатории, идет синтез новых Франкенштейнов, которые могут уже не иметь ни почвы, ни крови, ни национальности, ни духа — а лишь мироэлементную основу — да регулируемую извне программу развития. Экспансия элиты продолжается, идёт передел ресурсов — и малая толика общества владеет всё большими богатствами…Однако имеет ли элита свой голос, в какой степени финансовая и властная элита совпадает с духовной — и кого можно назвать нравственной элитой общества? Эти вопросы требуют дальнейшего исследования.

Примечания

1). Более подробно см. в моей статье «Новая формация — эманативный форматизм», Россия ХХI век, # 11-12, 1994  и здесь: http://ruszhizn.ruspole.info/node/1700

2) Эти слова были написаны в 1994 году и теперь можно оценить их предсказательную силу: работа была опубликована в журнале «Век ХХ и мир».

3) Об этом я писал в работе «Постимперское мышление и постмодерн» — журнал  «Москва», 1995 и здесь http://www.chaskor.ru/article/post-imperskoe_myshlenie_i_post-modern_27533

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика