Азербайджан: королевство кривых зеркал

Обычно, в минуты уныния или же когда я занят поиском ответов на злободневные вопросы, мне часто на помощь приходит Сенека и особенно его «Письма к Луцилию», в которых этот воистину великий мудрец, живший в Древнем Риме пару тысячелетий тому назад, в письмах к своему сыну задавал ему очень много разных вопросов, на которые сам же и отвечал в простой и доходчивой форме. И когда в очередной раз меня стали обуревать мысли о моём родном Азербайджане в его нынешних реалиях, я вновь стал перечитывать эту книгу и натолкнулся на такое изречение: «Если человек подошел к зеркалу, готовый перемениться, значит, он уже переменился».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Эти слова о зеркале мне напомнили известный художественный фильм-сказку «Королевство кривых зеркал», поставленный в 1963 году режиссёром Александром Роу, который наверное в детстве многие из нас видели. А для тех, кто его не помнит, кратко напомню о том, что в этом фильме показано сказочное Королевство Зазеркалье, где имена жителей Королевства – это зеркальные отражения имён нарицательных. Основная политика Королевства – изготовление кривых зеркал, в которых уродливые кажутся красивыми, а красивые – уродливыми; молодые кажутся старыми, а старые – молодыми; голодные и измождённые выглядят цветущими и упитанными, а дородные и сытые кажутся стройными и худощавыми. Такое положение дел, как нельзя лучше, устраивает злых, лживых богачей, узурпировавших власть. Им выгодно, чтобы всё остальное население страны видело реальность в искажённом виде. Единственное прямое зеркало в Королевстве есть только у короля, которому власть досталась от его отца. И, несмотря на то, что страной правит официально король, фактически ею от имени короля управляют представители самых богатых и влиятельных семей.

Вам ничего это не напоминает? Разве многие реалии в современном Азербайджане с его «аналогу олмаян» темпами развития не выглядят как в кривом зеркале? Иначе как объяснить иностранцам, приезжающим в Баку, такие несуразности, как наличие Конституции, в которой чётко прописаны права граждан на свободу слова, на проведение митингов и пикетов и в тоже время именно за них и карают самым нещадным образом всех инакомыслящих, сажая их в тюрьму и придумывая для них огромные штрафы? Или же как реагировать населению Азербайджана на регулярные заявления президента и его ближайшего окружения о начале борьбы с коррупцией, в то время как вся страна знает, что во главе этой самой пирамиды коррупции стоят именно они сами? И как понять эту борьбу с коррупцией и представителям международных структур, которым уже много лет власть эту борьбу обещает начать? Как?

А разве не является полным недоразумением то, что нынешний Азербайджан по форме (флаг, гимн) являясь правопреемником Азербайджанской Демократической Республики, которую первыми на мусульманском Востоке провозгласили в 1918 году Мамед Эмин Расулзаде и его единомышленники, фактически и по содержанию таковым не является? Иначе как объяснить такое аллергическое отношение со стороны режима в Баку к личности Мамед Эмина Расулзаде за всё время их 20-летнего правления? Разве Гейдар Алиев создавал АДР? Нет, конечно! Но тогда почему в Баку и по всей стране идёт тотальная «гейдаризация» и параллельно с этим наблюдается полное выхолащивание самой идеи АДР и игнорирование памяти её основателя? А потом мы ещё удивляемся тому, откуда у многих наших граждан такой пиетет к празднованию 23 февраля, дню Советской Армии, той самой армии, чьи солдаты в январе 1990 года устроили кровавую бойню в Баку?

И такое несоответствие формы и содержания мы видим в Азербайджане повсеместно и сравнение нашей страны с королевством кривых зеркал как нельзя лучше подходит для понимания наших реалий. Ещё с античных времён проблема несоответствия формы и содержания служила предметом жесточайших споров различных идеологических течений и потому, дочитав в очередной раз философский трактат древнего римлянина и вспомнив о его рекомендации в самом начале нынешней статьи, я решил подойти к зеркалу…

Автор статьи – Рамис Юнус, политолог, имеющий опыт работы, как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.