Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Культура / АНЕКДОТЫ О ХУДОЖНИКАХ И ИХ ДРУЗЬЯХ. ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906)

АНЕКДОТЫ О ХУДОЖНИКАХ И ИХ ДРУЗЬЯХ. ПОЛЬ СЕЗАНН (1839-1906)

Картина Эдуарда Мане “Олимпия” в Салоне 1865 года вызвала грандиозный скандал, но молодой художник Поль Сезанн видел на этой выставке только это полотно и с восхищением писал:

«“Олимпия” — это новый поворот в развитии живописи, это начало нового Возрождения. Здесь есть живописная правда. Это розовое и белое ведёт нас путём, который доселе наше восприятие игнорировало…»

По-видимому, Сезанн первым по достоинству оценил картину, да и всё творчество, великого художника.

ПОЛЬ СЕЗАНН
ПОЛЬ СЕЗАНН

***

После того как Сезанн впервые показал некоторые из своих полотен некоторым знакомым, их немедленно дружно осмеяли и ославили. После этого художник на все просьбы показать свои работы неизменно отвечал:

«А дерьма не хотите?»

Такой ответ обычно обращал просителей в паническое бегство, что очень веселило Сезанна.

***

Своё уединение Сезанн в 1880 году объяснял так:

«Я решил молча работать вплоть до того дня, когда почувствую себя способным теоретически обосновать результаты своих опытов».

***

Критик Гюстав Жеффруа (иногда Жоффруа, 1855-1926) ещё не был лично знаком с Сезанном, когда в 1894 году опубликовал первый положительный отзыв о работах художника. Жеффруа очень хотел познакомиться с Сезанном и обратился за помощью к Клоду Моне (1840-1926), который пригласил к себе в деревушку Живерни несколько человек, в том числе и Сезанна с Жеффруа. Моне при этом счёл своим долгом предупредить критика:

«Надеюсь, что Сезанн ещё будет в Живерни, но это человек со странностями, боится незнакомых людей, и я опасаюсь, как бы, несмотря на горячее желание познакомиться с вами, он не покинул нас. Очень печально, что такой человек всю свою жизнь почти не встречал поддержки. Он настоящий художник, но постоянно сомневается в самом себе. Он нуждается в поощрении: вот почему статья ваша произвела на него такое сильное впечатление!»

В 1895 году Сезанн написал портрет Жеффруа.

***

Сезанн часто писал очень медленно, особенно на пленэре. Он мог долго вглядываться и размышлять минут 15, прежде чем положить очередной мазок.
Своему другу Иоахиму Гаске (1873-1921) Сезанн писал:

«Мои глаза до такой степени прикованы к точке, на которую я смотрю, что мне кажется, будто из них вот-вот брызнет кровь… Скажите, не сошел ли я с ума?.. Иногда, поверьте, я сам себе задаю этот вопрос».

***

Сезанн также утверждал, что мог бы месяцами писать на берегу реки, “не меняя места”, ибо “один и тот же мотив предоставляет взору столько разных аспектов; всё зависит от того, стоять ли немного вправо или влево”.

***

В мае 1899 года состоялась распродажа картин известного коллекционера графа Армана Дориа (1824-1896). На этом аукционе картина Сезанна “Таяние снегов в лесу Фонтенбло” была продана за неслыханную сумму в 6750 франков. Ошеломлённая публика стала обвинять организаторов аукциона в мошенничестве и требовала назвать имя покупателя. Тогда в середине зала поднялся полный человек с бородой:

«Покупатель — я, Клод Моне».

***

Сезанн довольно критично относился к творчеству многих известных художников. О Доминике Энгре (1780-1867) он мог отозваться следующим образом:

«Этот Доминик чертовски сильный мастер, но от него тошнит».

***

Пейзажист Гийеме (1842-1918) считался учеником Камилла Коро (1796-1875), и однажды рассказывал Сезанну о своём великом наставнике.
Но Сезанн ценил Коро не больше, чем Энгра, и спросил в ответ:

«А ты не находишь, что у твоего Коро маловато “temperamente”?»

После чего Сезанн перевёл разговор на свой портрет Антуана Валабрега и добавил:

«Вот этот блик на носу, чистейший вермильон!»

Жан Батист Антуан Гийеме (1842-1918).

***

В то же время Гюставу Жеффруа Сезанн доверительно говорил:

«Он самый сильный среди нас, Моне, я ему даю место в Лувре».

***

Сам художник, но и критик, Эмиль Бернар (1868-1941) очень рано начал заниматься теорией живописи. Он сумел подружиться с Сезанном и часто доставал его различными вопросами, например:

«Что привлекает ваш глаз? Что вы понимаете под словом природа? Достаточно ли совершенны наши чувства, чтобы позволить нам войти в подлинный контакт с тем, что вы называете природой?»

Сезанна подобные размышления только раздражали, и он отвечал:

«Поверьте, всё это ерунда, заумь! Досужие измышления преподавателей. Будьте художником, а не писателем или философом».

Но Бернар не унимался и продолжал задавать Сезанну подобные вопросы. Однажды на прогулке он так достал коллегу, что Сезанн взорвался:

«Да будет вам известно, что я считаю всякие теории бесплодными, и никто меня не закрючит!»

Оставив Бернара одного на дороге, Сезанн, уходя, добавил:

«Истина в природе, я это докажу».

***

Как бы продолжая дискуссию с Эмилем Бернаром, Сезанн писал ему:

«Художник должен всецело посвятить себя изучению природы так, чтобы картины, им сделанные, были как бы наставлением».

В другой раз Сезанн писал об этом более подробно:

«Я всегда возвращаюсь к одному и тому же: художник должен полностью посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы своего рода наставлением. Беседы об искусстве почти бесполезны».

***

С другой стороны, своим посетителям Сезанн часто говорил:

«Надо мыслить, одного только глаза недостаточно, нужны и размышления».

Писатель и критик Франсис Журден (1876-1958) в молодости увлекался живописью, и однажды он спросил Сезанна, какой род этюдов тот посоветовал бы начинающему художнику.
Сезанн ответил:

«Пусть пишет трубу своей печки».

Затем художник пояснил, что с его точки зрения самое главное — игра света на предмете и способ передать эту игру на полотне.

***

Кроме того, Сезанн часто говорил:

«Искусство, в котором нет эмоций — в основе своей не искусство».

***

Писатель и критик Эмиль Дюранти (1833-1880) презрительно-иронично говорил о полотнах Сезанна:

«Видимо, Сезанн потому кладет столько зелёного на своё полотно, что воображает, будто килограмм зелёного зеленее, чем один грамм».

Как бы полемизируя с Дюранти, Поль Гоген (1848-1903) позднее написал:

«Килограмм зелёного зеленее, чем полкило. Тебе, молодой художник, следует поразмыслить над этой прописной истиной».

Виталий Киселев, abhoc.com

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика