АНДРЕЙ КУРАЕВ В РОЛИ «ДОБРОГО СЛЕДОВАТЕЛЯ», или СЕАНС ИЗГНАНИЯ ЧИЧИКОВА

20 июля Хамовнический суд Москвы продлил еще на полгода срок ареста трем участницам хулиганской «панк-группы», устроившей кощунственную акцию в главном Храме России 21 февраля.  Одновременно с этим прокурор, ведущий это дело, сообщил, что уже всё готово к судебному процессу, который начнется 30 июля и, судя по всему, пройдет очень быстро, так что уже в августе может быть вынесен приговор, ибо затягивание процесса не выгодно никому — ни Кремлю, ни Церкви, ни самим обвиняемым[1].

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Протодиакон Андрей Кураев

Кстати, адвокат обвиняемых недавно предложил вызвать в суд протодиакона Андрея Кураева (в качестве эксперта)[2], и сами обвиняемые неоднократно заявляли, что они были бы не против личной беседы с этим известным священнослужителем, который с самого начала призывал всех проявить в этом деле максимальную сдержанность и милосердие.

Свою позицию по этому делу Андрей Кураев высказал буквально на следующий день после той кощунственной выходки в Храме[3], и затем именно эта позиция отца Андрея нашла отражение в заявлениях Патриарха и Священного Синода[4]. Суть этой позиции можно выразить одной короткой фразой: НАДО ОТДЕЛЯТЬ ГРЕХ ОТ ГРЕШНИКА, то есть надо ненавидеть грех, но при этом любить грешника и стремиться его спасти.

В этом вопросе, то есть в отношении к понятию греха, существуют две противоположные крайности, которые издревле противостоят друг другу, но временами сходятся друг с другом и начинают дружить против их общего врага — христианства. Эти две крайности условно можно назвать ЯЗЫЧЕСТВОМ и ФАРИСЕЙСТВАМ. И они противостояли христианству еще со времен земной жизни Христа, так что и Он сам, и Его ученики вынуждены были постоянно «сражаться на два фронта», ибо с одной стороны были язычники во главе с Понтием Пилатом, а с другой стороны — фарисеи во главе с Кайафой.

Суть ФАРИСЕЙСКОГО отношения ко греху, то есть к любому нарушению нравственных и религиозных норм: ГРЕХ ЕСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗА КОТОРОЕ НАДО КАРАТЬ БЕЗЖАЛОСТНО.

Суть ЯЗЫЧЕСКОГО отношения ко греху: НИКАКОГО ГРЕХА НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ДОЗВОЛЕНО ВСЁ.

Суть ХРИСТИАНСКОГО отношения ко греху: ГРЕХ ЕСТЬ БОЛЕЗНЬ, КОТОРУЮ МОЖНО И НУЖНО ЛЕЧИТЬ.

Мы видим, что христианство является той «золотой серединой», которая противостоит обеим крайностям, и мы помним немало примеров из классической литературы, где описана борьба этих крайностей с христианством. Самые яркие примеры — «Мера за меру» Шекспира, где христианка Изабелла противостоит фарисею Анджело (на этот сюжет Пушкин написал поэму «Анджело», которая, на мой взгляд, всё же уступает пьесе Шекспира), «Дон-Карлос» Шиллера, где в финале появляется страшный образ фарисея – Великий Инквизитор (этот образ потом гениально развил Достоевский), а самые яркие литературные герои-язычники — Дон-Жуан (в пьесе Мольера и в опере Моцарта) и его «духовная сестра» Кармен (в повести Мериме и в опере Бизе), причем оба героя были настолько принципиальными язычниками, что отказались раскаяться в своих заблуждениях даже под страхом смерти[5].

И сегодня эти две противоположные крайности по-прежнему противостоят христианству, наглядным подтверждением чего являются все наши «страсти по панк-молебну», которыми мы страдаем вот уже почти полгода, и будем страдать еще полгода или даже дольше, если судебный процесс будет затягиваться. Сразу после кощунственной выходки 21 февраля всё наше общество четко разделилось на три лагеря. Первый лагерь — фарисейский — требовал покарать этих «бесноватых ведьм» самым жестоким образом, вплоть до сожжения на костре. Второй лагерь — языческий — восторженно рукоплескал этим «артисткам» и восхищался их «перформансом». И, наконец, третий лагерь — истинно-христианский, оказавшийся явно «между двух огней», призывал осудить саму эту мерзкую выходку, но помиловать ее заблудших участниц. (Здесь очень интересна заочная полемика Андрея Кураева и протоиерея Дмитрия Смирнова, который предложил «выслать этих кощунниц вон из России», а отец Андрей возразил: «а мне ближе идея Солженицына о «сбережении народа»: мы не должны разбрасываться нашим народом, каким бы грешным он ни был, но мы должны стремиться перевоспитать его»)[6].

Впрочем, перевоспитать этих трех «артисток» будет не так-то просто, ибо они являются принципиальными язычницами покруче Кармен. Вся их деятельность (как в составе арт-группы «Война», так и в составе Pussy Riot) есть не что иное, как воинствующее неоязычество, выражающее себя в агрессивном протесте против всех традиционных представлений о религии, культуре и нравственности. Для них действительно не существует понятия греха и табу. Однако, мне кажется, что именно такой опытный миссионер, как Андрей Кураев, сможет найти с ними общий язык и убедить их если не отказаться от своих убеждений, то для начала хотя бы немного скорректировать их и признать, что они действительно оскорбили всех православных христиан и лично Патриарха.

Другое дело, что эти «артистки» являются лишь рядовыми исполнительницами «спектакля», а вот имен режиссеров и дирижеров мы до сих пор не знаем и, наверно, не узнаем никогда. Кто срежиссировал этот гротескный «панк-молебен»? Кто затем продирижировал этим зловещим «хором фарисеев», ультимативно потребовавшим от государства уголовно покарать «бесноватых ведьм», в противном же случае угрожавшим устроить над ними самосуд в форме побивания камнями либо сожжения на костре? Кто организовал всю эту жуткую «панк-оперу»?

На этот счет есть разные предположения. Например, известный литературовед и критик Александр Архангельский в недавней возмущенной (и отчасти даже панической) заметке «Кощунство не подлежит государственному суду» предположил, что всё это уголовное преследование панк-хулиганок является злобной провокацией неких закулисных сил, провокацией, «нацеленной на то, чтобы ужесточить внутреннюю атмосферу в стране, представить Православную Церковь как силу мракобесную, перевести ответственность за полное беззаконие государственных органов на церковное руководство, рассорить это руководство со сколько-нибудь вменяемой частью общества»[7]. Еще раньше подобную же мысль высказал библеист Андрей Десницкий, прямо назвавший авторов этой провокации: это «кремлевские политтехнологи», решившие «поссорить Церковь и интеллигенцию»[8].

Если это предположение Александра Архангельского и Андрея Десницкого справедливо, если действительно некоторые политтехнологи Кремля руководствуются принципом «разделяй и властвуй» и всерьез намерены поссорить всех со всеми — Церковь с интеллигенцией, а интеллигенцию с «простым народом» и с властью, то нам всем остается только обратиться к этим самым политтехнологам с призывом опомниться и «наконец-то стать русскими», как говорил Достоевский. Ибо любому человеку, хотя бы слегка знающему русскую историю, совершенно ясно, что «разделяй и властвуй» — это абсолютно не русский принцип, который в России никогда не работал. А попытка противопоставить интеллигенцию и «народ» свидетельствует о вашей дремучей отсталости, господа политтехнологи! Это вы, наверно, вспомнили слова вождя большевиков В. И. Ульянова-Ленина, сказавшего об интеллигентах вообще и о писателе В. Г. Короленко в частности: «это не мозг нации, а говно»[9]. Но большевики во главе с Лениным и Сталиным строили в России индустриальное общество, в котором интеллигенция была всего лишь «прослойкой». Нынешний же глава Российского государства всерьез намерен строить новое — постиндустриальное общество, в котором все граждане будут иметь высшее образование (Путин хочет этого добиться уже в ближайшие годы)[10], а интеллигенция станет самым влиятельным сословием. И, кроме того, в этом новом обществе произойдет (и уже происходит) резкое усиление роли религии и Церкви (что признают даже такие далекие от Церкви светские ученые, как М. Б. Пиотровский)[11]. Посему, господа политтехнологи, если кто-то из вас по каким-то причинам в глубине души питает тайную неприязнь к Православной Церкви и к интеллигенции, то вам надо срочно избавляться от этого нехорошего чувства, ибо в противном случае православный интеллигент Путин непременно вас всех уволит.

Однако, мне кажется, что происки кремлевских политтехнологов не являются главной движущей силой всего этого процесса. На мой скромный взгляд, главное здесь — это тот извечный конфликт «западников» и «славянофилов», который будоражит русскую общественную жизнь еще со времен Петра Великого. Подобно Евангельской сестре Марфе, которая суетливо заботилась о внешнем благолепии дома (Лк.10:38-42),   «западники» видели свою главную задачу во внешнем, материальном обустройстве России, в совершенствовании ее государственного и экономического строя, а «славянофилы» отвечали на это словами Христа: «ищите прежде Царства Божия и Правды его, а всё остальное приложится вам» (Мф.6:33), или, как говорил Достоевский, «ведь главное — люби других как себя, и тогда тот час найдем, как обустроиться». И Достоевский всю свою жизнь пытался примирить западников и славянофилов, подчеркивая, что определенная правота есть у тех и у других (особенно ярко это выражено в его речи о Пушкине). Сегодня то же самое пытается делать Патриарх Кирилл, который не устает повторять, что «слово Церкви — это слово примирения». И когда в декабре-январе наши современные западники митинговали на Болотной и Сахарова, наивно полагая, что «смена правящего коррумпированного режима» в одночасье решит все проблемы России, что стоит только свергнуть эту проклятую «партию Чичиковых», и Россия сразу превратится в земной рай, Патриарх обратился к ним с отрезвляющим словом и почти дословно процитировал Гоголя: «обрати свой духовный взор внутрь собственной души и спроси самого себя: а не сидит ли Чичиков во мне самом?» И вот именно после этого и началась та массированная информационная травля Патриарха, кульминацией которой стала панк-провокация 21 февраля.

И эта провокация продолжается до сих пор. Но сегодня, по-моему, уже всем здравомыслящим людям (и западникам, и славянофилам) ясно, что эту провокацию надо заканчивать как можно скорее, ибо она уже начинает надоедать нам всем. Однако, беда в том, что в каждом из нас сидит не только Чичиков, но и жуткий демон гордыни: мы страшно боимся «потерять лицо», «уронить себя в глазах окружающих». И из-за этого одни люди (авторы провокации, политтехнологи) боятся признать свою неправоту и прекратить дальнейшую «раскрутку» этого сюжета, другие люди (фарисеи) боятся простить «бесноватых ведьм», третьи люди (язычники и язычницы) боятся попросить прощения.

Посему, нисколько не претендуя на звание пророка, я дерзну высказать мой прогноз относительно дальнейшего развития событий.

Судебный процесс будет быстрым, и уже в августе будет оглашен приговор: все три «артистки» виновны в хулиганстве и приговариваются к 7-и годам тюрьмы. Но на следующий же день после оглашения приговора осужденные пишут прошение о помиловании на имя Президента и покаянное письмо Патриарху. И Президент их милует. В этом случае они выйдут на свободу уже в сентябре, и, кроме того, удастся «сохранить лицо» и Кремлю, и тем деятелям Церкви, которые всё время повторяют, что «нельзя прощать тех, кто не просит прощения». (А в роли «доброго следователя», который уговорит «артисток» написать прошение о помиловании и покаянное письмо, выступит протодиакон Андрей Кураев).

Возможен более «мягкий» вариант развития событий: суд приговаривает «артисток» к шести месяцам тюрьмы, и, учитывая, что они уже отсидели пять месяцев, они выйдут на свободу, опять-таки, в сентябре. Во всяком случае, повторю, на мой взгляд, всем заинтересованным сторонам выгодно, чтобы судебный процесс шел как можно быстрее и закончился как можно скорее.

Но для этого нам всем надо хотя бы немного укротить того Чичикова, который сидит в каждом из нас, хотя бы немного усмирить того демона гордыни, который живет в душе каждого человека и внушает ему этот страх «потерять лицо» и «уронить себя». Нам всем — западникам и славянофилам, язычникам и фарисеям, надо немножко поступиться нашими «принципами», которые нам кажутся такими незыблемыми, что ради них мы готовы исковеркать и нашу собственную жизнь, и жизни других людей, например, вот этих трех молодых женщин, которые сейчас стали разменной монетой в чьей-то большой политической игре. Да, разумеется, всем нам известна прописная истина о том, что «политика — грязное дело». Но когда-то надо начинать это дело очищать?

Юрий ЛИННИК

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1]https://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/07/120720_pussy_riot_preliminary_hearings.shtml, https://www.1tv.ru/news/social/211884, https://www.vesti.ru/doc.html?id=854746&cid=7,  https://www.novayagazeta.ru/society/53643.html

[2] https://www.pravmir.ru/advokat-tolokonikovoj-prosit-vyzvat-v-sud-po-del-gruppy-prezidenta-putina-patriarxa-kirilla-i-o-andeya-kuraeva/

[3] https://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10014&article=2022https://www.youtube.com/watch?v=XaFZo82wMjQ

[4] https://www.patriarchia.ru/db/text/2135410.html, https://www.patriarchia.ru/db/text/2086467.html, https://www.pravmir.ru/ni-slovom-ni-delom-ni-zhestom-ni-vzglyadom-ni-namekom-ni-polunamekom-sozdat-vpechatleniya-chto-my-podderzhivaem-grex-ili-podderzhivaem-koshhunstvo/,

[5] https://www.youtube.com/watch?v=JStPRk62QdI&feature=player_embedded, https://www.youtube.com/watch?v=Ue72gvJvpi8&feature=player_embedded, https://www.youtube.com/watch?v=4RWmCGTnwxg,  https://www.youtube.com/watch?v=hJKSmN7Aa2o

[6] https://www.youtube.com/watch?v=2P-OB7caoiQ&feature=player_embedded

[7]https://www.pravmir.ru/aleksandr-arxangelskij-o-prodlenii-aresta-pussy-riot-koshhunstvo-ne-podlezhit-gosudarstvennomu-sudu/

[8]https://www.pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya-terkov-napadaet-ili-zashhishhaetsya-video-tekst/

[9] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинские_фразы

[10] В. В. Путин. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»// Известия. 16.01.2011. https://www.izvestia.ru/news/511884

[11] https://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5756/fi7725

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.