Начну со старшей: Журналист, критик, сценарист, прозаик, поэт, жена и муза Игоря Иртеньева, прекрасная мать талантливой дочери Веры – все это Алла Боссарт. Писать о ней непросто. Главная сложность в том, что я не единственная поклонница ее талантов. Написано много и о ней, и ею самой, и ею о себе. Видео циркулируют в Интернете (с огромным количеством просмотров), есть масса текстов, интервью и комментариев. Интерес к «женщине огромного масштаба» не иссякает, так же, как не иссякает ее способность нас радовать и удивлять многими своими талантами, фирменным сарказмом и размахом личности. Интересно то, что, хотя Алла далеко не новичок в литературной деятельности, поэзией она занялась сравнительно недавно. В интервью на “Эхе Москвы” в 2015 г. она с непередаваемой интонацией (а интонациям Аллы Боссарт можно посвятить монографию) объявила себя «молодым начинающим поэтом»(!)
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Что значит, кто учил писать стихи? – добавила она, – В интеллигентных семьях обычно пишут стихи все. Ну, во-первых, папа писал стишки. Я в юности, конечно, писала какие-то любовные стишки. Все это было дико совершенно, беспомощно и безнадежно. Даже Юра Ряшенцев (Юрий Евгеньевич Ряшенцев— советский и российский поэт, прозаик, сценарист, автор текстов песен для театра и кино, переводчик. – Примечание В.П.), к которому я пришла лет 22 от роду, он, так тяжело вздохнув, сказал мне, что ну, он не советовал бы продолжать это занятие. Что не повлияло на нашу дальнейшую дружбу. Ну а потом прошли годы, как пишут в титрах. И вот появился в моей жизни Игорь Иртеньев. А, как видно, я так сильно ему завидовала, потому что это генеральное качество моей натуры, я очень завистлива вообще. Я так завидовала тому, как он ловко это вот сочиняет. И чего-то стала писать. …У меня вдруг прорезалось это совершенно каким-то вот неожиданным образом. Вдруг раз – и вышло!» – Обожаю это качество талантливых людей совершенно не зацикливаться на собственной значимости!
Ангел Дизайнерская уткаИ умница Иртеньев добавляет к тому: «И дописалась до того – я говорю без тени иронии – что я уже стал завидовать каким-то стихам действительно. Потому что это удивительно совершенно. Просто поскольку такой поздний старт… У любого человека есть некий запас изначально поэтического вещества. И он его по мере проживания жизни расходует. Допустим, у кого-то там цистерна, у кого-то бидон, у кого чайная ложка. И у Аллы отказалось уже на шестом десятке практически неисчерпаемый, очень большой запас поэтического вещества. И она сейчас просто выдает.»
“Просто выдает.” – И как!!!! Честное слово, мне просто уже нечего к сказанному добавить. Ну разве что напомнить всем, что 20 февраля Алла Боссарт приезжает в Чикаго с презентацией своего первого поэтического сборника «Еду я на родину», названного, кстати, по культовой песне Юрия Шевчука (а почему – спросите у Аллы 20 февраля). У нас же будет возможность послушать замечательную поэзию в авторском исполнении, задать свои вопросы, приобрести книги и получить автографы, и пообщаться друг с другом и с Аллой, а это, поверьте, мне огромное удовольствие.
Тут можно бы и закончить этот анонс, но я хочу поговорить о Вере Боссарт. Дочь, художница, талант (гены – великая вещь). А фраза «сквозь тернии к звездам» для нее не фигура речи. Из разговора с Аллой: «Вера Боссарт родилась дважды. Первый раз в 1982 году. И жила, как все московские дети из интеллигентных семей: школа, язык, хореография, спортивные секции, изостудия. Потом все побочные интересы отпали. Осталось рисование. В 12 лет поступила в художественную школу.
Глашатаи в городе Осенний ИзраильВ 1997 случилось несчастье. Вера упала с большой высоты – с 8 этажа. День, когда она вышла из комы и врачи отменили свой приговор (травмы, несовместимые с жизнью), был ее вторым днем рождения. Последовали долгие месяцы выздоровления, семь операций, она заново училась дышать, ходить, держать предметы.
Спустя два года Вера вернулась к творчеству, окончила художественное училище. С тех пор она рисует. Много раз меняла манеру, стиль, технику. Иногда, не справляясь с депрессиями и болью, все бросала. Но в последнее время рисует непрерывно, ее графические листы насчитывают тысячи.»
В августе прошлого года в Москве с успехом прошла Верина первая персональная выставка графики. Две ее работы («Великий Гэтсби» и «Портрет Е. Рейна») приобрел Музей современного искусства в Москве. Затем были успешные выставки в Киеве, Львове, Израиле. В Америке ее работы будут показаны в первый раз. – Большая удача для Чикаго!
Воспоминания о Львове ОсеньКогда ее рисунки прибыли несколько дней назад, я разложила их на столе и надолго погрузилась в эти странные, беспокойные, говорящие линии. Описывать рисунок – занятие неблагодарное, но все же попробую.
Вера абсолютно и беззащитно искренна. То, что она рисует, идет изнутри, и это “нечто” для нее чрезвычайно важно выразить. Эти работы полностью индивидуальны. Вера экспериментирует в разных техниках и манерах рисунка, но выбор их определяет ее собственная концепция. С другой стороны, ее рисунки концептуальны в самом что ни на есть трендовом смысле: Они несут в себе интеллектуальный посыл. Персонажи их живут и дышат, им хочется сочинить жизнь, и это легко сделать. Явно и то, что Вера совершенно не ставит себе задачу следовать какому-либо тренду. Можно спорить о технике и исполнении – как же без этого? Но нельзя отрицать простой факт: работы Веры Боссарт вызывают мощные эмоции, а не в этом ли суть настоящего искусства?
Натюрморт с птицей Мамины фантазииТут, пожалуй, не лишним будет заметить, что один из ценителей таланта Веры Боссарт – Юрий Норштейн. Классик российского анимационного жанра, режиссер и автор знаменитых мультфильмов «Сказка сказок» и «Ежик в тумане» был очень впечатлён последней выставкой её работ:
«Вера Боссарт – безусловно талантливый человек, что в разговоре о художнике выносится за скобки. В этом таланте есть две составляющие, каждая из которых сама по себе не так уж и важна. Но их взаимодействие удесятеряет ценность каждой. Ее линия обладает свойством, которым владеет далеко не всякий даже маститый художник. Каждый ее рисунок – портрет ее состояния. Многие работы относятся к разряду незримых и необъяснимых тайн, неуловимых, как вещество самого таланта.
Но при этом меня поразило, что, помимо интуитивно изысканного рисунка, она замечательно владеет, например, художественным штрихом. И это не каменная, заученная штриховка, – она живет, мерцает. Она является дополнительной моделировкой ее эмоциональных брожений… В каких переулках-закоулках там у себя она бродит, – не знаю. Но то, что из этого лабиринта подсознания она нашла для себя выход – очевидно.
Обычно выставка – это подведение неких итогов. В случае Веры не имеет смысла говорить об итогах, как нельзя говорить об итогах чувств, эмоций, реакций и других движений души. Эта выставка важна как способ придания работам упорядоченности. Той упорядоченности, которая подчеркивает свободу.»
Вечер Аллы Боссарт и выставка-продажа рисунков Веры Боссарт состоится 20 февраля в театре Starland (445 Pine St., Deerfiled, IL 60015). Выставка Вериных работ откроется в 6 РМ (променад и закуски для “ранних пташек”), а вечер Аллы Боссарт начнется там же в 7РМ. Информация по телефонам: 224-656-4578 и 847-293-2326.
Организатор – компания V&M Enterprises. Следите за нашими анонсами по радио, в русскоязычных газетах Чикаго и пригородов, а также в Фейсбуке.
Приходите! Будет интересно.
© Валерия Л. Пруэтт, 8 февраля 2016.
Валерия Л. ПруэттИнформация об авторе:
Валерия Пруэтт много лет прожила в Европе, главным образом в Норвегии, где получила магистрат по бизнес-администрированию, что и определило её карьеру финансового аналитика, маркетолога и бизнес-девелопера в международных корпорациях. Журналистика – дань её первому, ещё российскому гуманитарному образованию и самое серьёзное из её хобби (наряду с театром, путешествиями, фотографией). В настоящее время живёт в Чикаго и является одним из со-основателей компании V&M Enterprises, организатора культурных событий для русскоязычного Чикаго.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.