Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Аналитика / Алексей Каздым | Размышления о рабстве

Алексей Каздым | Размышления о рабстве

XXI век… Нанотехнологии, пересадка сердца и иных органов человека, клонирование, давно привычные искусственные спутники Земли, посадка на Марс, изучение далёких галактик. Всего и не перечислишь…

И вдруг мы слышим – «рабство»! Это, что – Будущее Человечества? Или просто мало что изменилось за последние 10 тысяч лет? А все эти нанотехнологии и прочее – ничто по сравнению с психологией раба?

«Будущее общество – это строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей», – именно так утверждал апологет анархизма М.А. Бакунин и жёстко отстаивал лозунг свободной федерации земледельческих хозяйств. А история, по его мнению – это эволюционный, т.е. биологический, процесс, «шествие человека» из «царства животности» в «царство свободы».

«Отец русского анархизма» князь Петр Алексеевич Кропоткин, географ и путешественник, основатель теории ледникового периода, тесно связывал анархизм, т.е. «безвластие» и «самоуправление» с развитием естественных наук – раз в природе власти и управления нет, следовательно, их не должно быть и в обществе!

Согласно теории П.А. Кропоткина, «…социальная жизнь – это проявление биологической жизни, и общество как часть природы подчиняется тем же законам органической и неорганической природы… Человек есть часть природы, а его личная и общественная жизнь есть также явление природы, как рост цветка или развитие общественной жизни у муравьев…» (П.А. Кропоткин, «Современная наука и анархия», 1920).

Основа прогресса – это взаимопомощь, а взаимопомощь исключает власть – и именно это «главный закон развития общества» – утверждают анархисты. Что ж, этот тезис вполне приемлем – взаимопомощь существовала (и существует до сих пор) в племенах, живущих в настоящее время в «каменном веке» – бушмены, пигмеи, часть племен индейцев сельвы Южной Америки, некоторые племена Индонезии и Новой Гвинеи, в некоторых сельских и религиозных общинах и т.д.

Вся власть – это старейшины, более опытные члены минисоциума, что-то схожее с «миром», «сходом» в русской деревне, когда все основные вопросы решались «общим голосованием». Неограниченной власти вождя в примитивных племенах и сельскохозяйственных общинах, при отсутствии социальных, социально-политических, религиозных и иных «геополитических проблем», при примерной равности всех членов, фактически не существовало. И даже женщина имела право выбора партнера, причем не один раз (например, племена индейцев акурио в сельве Южной Америке), об этом писал этнограф и биолог Ян Линдблат.

Итак, согласно анархистам, обеспечение свободы личности – это объединение в коллективы не только по профессиональным навыкам, но и по симпатиям, а «экономической единицей» анархического общества является «профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла», которому и передаются все орудия и средства производства.

Именно эти идеи взял за основу и пытался проводить в жизнь на практике Нестор Иванович Махно.

Село Гуляй-Поле стало «полигоном» развития и апробации анархических идей: отсутствие государства, управления, крупного производства. «…И поделили землю, и поделили панское добро, и отлично отсеялись, и отлично убрали урожай. И собирался Совет. Разбирал споры и решал вопросы. Вот оно счастье: всё сами…». Так писал Михаил Веллер в своей книге «Махно».

«Отобрали», «поделили» и жили бы, наверное, «долго и счастливо», если не большевики, военный коммунизм, продразверстка, продналог, раскулачивание и как следствие – голод начала 30-х годов, как смерч, прокатившийся по Украине.

Отметим, что подобия анархических коммун появились в районе Гуляй-Поля ещё в 1905 году, и в 1917 они снова возродились. Каждая коммуна состояла из дюжины крестьянских хозяйств (100-300 человек), а руководство коммунами осуществлялось на основе всеобщего полного равенства и принципов взаимопомощи. Был выделен инвентарь, скот и прочее (естественно, конфискованное в помещичьих усадьбах), а также земля (но ровно столько, сколько можно обработать без привлечения наёмного труда!). Т.е никакого наёмного труда, что и подразумевает под собой, согласно теории анархизма – принуждение, т.е. фактически – рабство! А централизованное государство заменяется свободной федерацией крестьянских и промышленных союзов, фабричных комитетов, контрольных комиссий по всей стране.

Но анархическое управление производством, как отмечал Пол Эврич в книге «Русские анархисты»», привело (а было это в ноябре-декабре 1917 – январе 1918 года) к тому, что «…промышленностью стала править анархия. Не было никаких производственных планов. Для фабричных комитетов не было никаких авторитетов, которые могли бы определить направление развития. Они действовали исключительно по собственному усмотрению и пытались решать лишь те проблемы и распределения, которые казались наиболее существенными для данного места и ближайшего будущего. Порой для приобретения сырья продавались станки и инструменты. Заводы становились чем-то вроде анархистских коммун.

Алексей Каздым
Автор Алексей Каздым

Ну а сам Нестор Иванович Махно, воевавший и с красными, и с белыми, и с немцами, и с бандами, многократно раненный, много лет отсидевший в тюрьмах, больной туберкулёзом, умер в 1934 году в Париже и похоронен в колумбарии на кладбище Пер-Лашез. «Анархическая свобода» дорого ему досталась.

Итак, со свободой мы более-менее разобрались. Ничего хорошего пока не видно.

Теперь немного истории. С ней, т.е. с историей, тоже есть свои сложности, ибо как писал Андрэ Моруа: «С тех пор как существует цивилизация, никто так не изменил ход истории, как историки».

Ему же вторил Александр Дюма (сын освобожденного раба и внук рабыни): «Историк – властелин минувших эпох, а история подобна гвоздю, на который можно повесить все, что угодно!».

Так что же такое рабство? Что такое «несвобода»? И когда человек свободен и от хозяина, и от власти, и от общества в целом? Попробуем разобраться.

Как гласит словарь: «…Рабство – это исторически сложившееся система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства…». Ранее рабы были пленники, преступники или должники, а позже и просто граждане страны, которых принуждали работать на своего хозяина, и рабство именно в этой форме было широко распространено до XIX века, но продолжается и сейчас, в XXI века.

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций ещё в 1926 году, так определяла понятие раба и работорговли:

Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.

Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Но на протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсеместно, а самые известные рабовладельческие государства, и, как ни странно, самые развитые в те времена – Древняя Греция и Рим, а в Древнем Китае понятие «си», эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н.э.

В понимании римлян «раб» ассоциировался с «иноземцем», и, как и древние греки, так и «гордые римляне», считали всех варваров, «неримлян», «низшей расой», для которых рабство – естественное состояние, а Цицерон прямо писал, что «некоторые расы предназначены лишь для рабства».

Главным источник рабов сначала были военнопленные, а потом и просто обычное пиратство.

И третье – право кредитора обратить в рабство своего должника, что и было легализировано «Законами двенадцати таблиц» в V веке до н.э.

По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы, если же долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней и кормить.

За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории.

Те же «Законы двенадцати таблиц» давали отцу право продавать в рабство своих детей.

Что-то изменилось??? Если ты сейчас, в XXI веке, взял кредит – считай, что тоже попал в долговое рабство. И в России – за кредит, взятый отцом (если он умер) отвечает жена, сын, дочь… Рабство??? Да типичное!!!!!

Но в IV веке до н. э. в Риме был принят «Закон Петелия», который запрещал обращать в рабство римских граждан – рабами могли быть лишь иностранцы, а граждане Рима – лишь в исключительных случаях (например, при совершении серьезного преступления).

Кроме того, согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу, т.е. «долговое рабств» в Риме было отменено в 326 году до н.э. (хотя данный закон в последующем обходили, заставляя должника, формально свободного, всё же отрабатывать долг).

Настоящий «расцвет» рабства пришёлся на период завоеваний Поздней республики (II- I вв. до н. э.) и первого столетия Римской империи (конец I в. до н. э. – середина I в. н. э.), когда рабами в подавляющем большинстве были взятые в плен жители завоеванных стран и территорий, а количество взятых в плен рабов исчислялось сотнями и сотнями тысяч. Историки (М. Финли, П. Брант и другие) утверждают, что в Риме в эпоху «расцвета» рабства было около 2-3 миллионов рабов.

Так же было и в Древней Греции. В одной только небольшой Аттике, как утверждал Афиней в 309 году до н.э., рабов было до 400 тысяч, а в Афинах (а население Афин составляло не менее 200 тысяч человек) не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом!

На рабском труде держалась вся экономика Месопотамии вплоть до 869-883 годов, до восстания рабов – «зинждей». В результате восстания, хотя и жестоко подавленного, сложная мелиоративная сеть Нижней Месопотамии пришла в полный упадок, что привело к полной социально-экологической катастрофе в регионе, площадь заселённой территории сократилась до 6% от прежнего уровня, а численность населения упала до минимальной отметки за все предыдущие 5000 лет. Нижняя Месопотамия, бывшая при Омейядах житницей Арабского халифата, превратилась в окруженные пустынями болота.

Рабский труд и работорговля были важной частью «экономики» средневековых азиатских государств номадов (кочевников), таких как Золотая Орда, Крымское ханство и Османская Империя. В покоренных Турцией христианских областях каждый четвёртый мальчик забирался из семьи и принуждался к обращению в ислам, становясь рабом султана, чаще янычаром. Исключительно из рабынь состояли гаремы султана и турецких сановников.

В России существовала «традиция» отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества (в Европе – феодализма) были некоторые различия. А.Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» назвал крепостных крестьян рабами, отождествляя американского раба и русского крепостного. Тогда же нашлись и противники подобного взгляда, например, Радищеву возразил сам А.С. Пушкин‚ доказывая‚ что русского крестьянина нельзя считать рабом.

Отвечая Радищеву, Пушкин писал о жизни крепостных: «Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен… Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 вёрст вырабатывать себе деньгу… Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны…».

Кроме того, не все крепостные в России работали на барщине – перед отменой крепостного права около 40 % из них были «оброчники»‚ отдававшие помещику оброк натурой или деньгами. А «оброчник» был несравнимо свободнее, он сам решал, куда уйти на заработки, и часто целые деревни, получив паспорта, отправлялись на промыслы в города. Одни сёла поставляли ямщиков‚ другие – ремесленников‚ банщиков, половых в трактирах и т.д., третьи занимались промыслами у себя дома.

Да и непосредственно крепостных было чуть больше половины, были же ещё и государственные (казённые), и они были лично свободны, были «удельные», принадлежавшие царской семье, и тоже относительно свободные, и приписанные к фабрикам (посессионные). И продавать крестьян на «вывоз», без семьи, «с разлучением от семьи», можно было только до 1833 года (чем, кстати, и воспользовался хитроумный Чичиков).

И.С. Тургенев сравнил барщинного крестьянина чернозёмной губернии и оброчного из нечернозёмной‚ показав‚ как характер труда влияет на человека‚ его поведение‚ даже на внешний облик: «…Орловский мужик невелик ростом‚ сутуловат‚ угрюм‚ глядит исподлобья‚ живёт в дрянных осиновых избёнках‚ ходит на барщину‚ торговлей не занимается‚ ест плохо‚ носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах‚ высок ростом‚ глядит смело и весело‚ …торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах…».

Ещё со времён Екатерины II постепенно отменялись ограничения на экономическую деятельность крестьян и в ХIХ веке они могли торговать‚ заводить фабрики и иметь движимое и недвижимое имущество, записанное на помещика, и даже… собственных крепостных. А разбогатев‚ крестьяне покупали себе «вольную»‚ переходя в другое сословие, и становились купцами 1-й и 2-й гильдии (чтобы стать купцом второй гильдии надо было «объявить» капитал в 1000 рублей). Кстати, именно крепостные крестьяне графа Шереметева основали центр хлопчатобумажной промышленности в Иваново-Вознесенске.

Нельзя сравнивать американского раба (да и раба вообще!) и русского крепостного крестьянина, хотя помещики и называли своих крестьян «рабами». Крепостной крестьянин имел свой дом‚ орудия труда‚ участок земли, где он самостоятельно хозяйничал, хотя надел и находился лишь в пользовании, а не собственности, крепостной был более независим в своих действиях, он, в отличие от раба‚ работал на помещика 3-4 дня в неделю‚ а остальное время на себя. За крестьянином всегда стояла община‚ «мир», помогавшая в трудную минуту.

Безусловно, были и исключения, трагически описанные и А.Н. Радищевым, и М.Е. Салтыковым-Щедриным в «Пошехонской старинке», и С.Н. Терпигоревым, и А.Н. Некрасовым и другими писателями, но это были именно исключения, издевательства над крепостными крестьянами к середине XIX века фактически исчезли, так как помещиков, чрезмерно угнетавших крепостных, ждало наказание, вплоть до описания имения и взятия его в опеку, и даже тюремное заключение, как это и произошло с небезызвестной «Салтычихой», много лет просидевшей в келье Ивановского монастыря в Москве. Правда телесные наказания в России никто не отменял, от них были освобождены лишь дворяне, духовенство, купцы 1-ой гильдии и солдаты, награжденные Георгиевским крестом.

Итак, разобрались и в истории. Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству, так как это производство, особенно при примитивной технике, требует весьма значительных затрат труда, с другой стороны, раб может произвести существенно больше продукции, чем необходимо для поддержания его жизни. Поэтому использование труда раба было экономически выгодным и широко распространилось, а рабовладельческая система существовала с античных времён до XVIII века, а кое-где и дольше. А кое-где существует и до сих пор… Но об этом – чуть позже….

В Европе рабство сохранялось как преимущественно домашнее на всем протяжении Средних Веков. Захватом рабов и работорговлей занимались и скандинавские викинги, и итальянские купцы (генуэзцы и венецианцы), владевшие торговыми факториями на Черном и Азовском морях, они покупали рабов (славян, тюрок, черкесов) у татаро-монголов и продавали их в страны Средиземноморья, как в мусульманские, так и в христианские. Рабы-славяне «отмечаются» в нотариальных актах ещё в XIV веке некоторых итальянских и южно-французских городов (например, Руссильона).

Но «истинное» рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством (феодализмом), было восстановлено в Новом свете в XVII веке, после начала Эпохи Великих Географических открытий.

В своих колониях в Америке европейцы в широких масштабах стали заниматься сельским хозяйством, которое, естественно требовало большого количества работников. В Америке работать было некому – индейцы работать не желали, а то и просто были истреблены, да и свободные переселенцы также не собирались работать, не для этого они туда переезжали.

Начался захват рабов, «черного дерева», в Африке, причём сами же африканские царьки и вожди с удовольствием продавали европейцам своих же соплеменников или военнопленных за тряпки и протухшие сардинки, рассматривая рабов лишь как выгодный для сделки «товар». И в Европе началась массовая работорговля, которая и процветала вплоть до XIX века.

Тогда же в Европе преступников, приговорённых к каторге, стали отправлять в колонии и продавать в рабство, причём среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии 1649-1651 («Одиссея капитана Блада», помните?). Были и так называемые «проданные в услужение» («indenture»), когда люди продавали свободу за право переехать в колонии и там снова «отработать» её.

В 1512 году «испанская корона» запретила использовать в своих колониях американских индейцев как рабов, и одновременно разрешила ввозить в Новый Свет рабов из Африки, что было весьма выгодным для плантаторов, так как африканцы были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, а увезенные через океан, не имеющие ни малейшего представления, как вернуться домой, были менее склонны к побегам. Да и куда бежать???

Всего только в британскую Северную Америку, а позднее в США было ввезено около 13 миллионов рабов из Африки. Масштабы использования рабского труда в колониях Нового Света были весьма велики и даже после запрещения работорговли, она долгое время существовала нелегально.

Во французских колониях рабство отменили лишь в 40-х г.г. XIX века (а окончательно – в 1848 году), Великобритания юридически отменило рабство в 1807, но фактически рабство сохранялось в британских колониях вплоть до 1833 года.

В 1850-х г.г. XIX века объявила об отмене рабства Португалия, и в 1860-х гг. рабство «де юре» было отменено большинством государств Американского континента.

В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 гг. между Северными и Южными штатами.

Позже всего освободили рабов в Бразилии, в 1850 году был запрещён ввоз рабов, но лишь в 1888 последовало их полное освобождение, что, естественно, привело к революции, низвергнувшей императора дона Педру II.

Так что официально рабовладельческий строй (и то в основном это был запрет на торговлю рабами, а не на использование труда рабов!) был отменен в большинстве стран Европы и их колониях лишь во второй половине XIX века, а в Турции, например лишь в начале ХХ века.

Антуан де Сент-Экзепюри писал о рабах кочевых племен Сахары в конце 20-х годов XX века. Впрочем, в тех краях мало что изменилось, разве что на смену винтовке пришли автоматы Калашникова… А туареги Сахары по-прежнему промышляют работорговлей…

В тоталитарных государствах крупнейшими рабовладельцами стали не «индивидуальные собственники», а сами государства, прикрывая реальное положение «граждан-рабов» тем, что те «принуждаются к труду согласно установленным государством законами». В СССР, во времена Беломорканала, ГУЛАГа, да и позже, миллионы заключенных фактически и являлись рабами. И не только заключённые…

Вспомним, что по УК СССР в 30-50-х годах уголовно преследовали за прогулы и опоздания на работу, было запрещено менять место работы, а в дальнейшем, начиная с 60-х годов, нежелающих работать, «просто сажали» за «тунеядство» (Иосиф Бродский!). В 60-80 годах в СССР могли также «просто» уволить «по 33-ей статье», «за прогул» (т.е. «отсутствие на рабочем месте более трех часов»), и на «нормальную» работу уже не устроишься! Колхозники не могли покинуть свой колхоз – они не имели паспорта! Им их дали лишь в середине 60-х годов ХХ века… Разве это не рабство???

Кстати в СССР известно использование рабского труда бомжей и шабашников-работяг, поехавших «за длинным рублём» и обманутых вербовщиками-работорговцами, это было, да, это было в 70-80 годах ХХ века, особенно в Средней Азии и Казахстане (помните фильм «Камышовый рай»?).

Ну и конечно в нацистской Германии, во время Второй мировой войны также широко использовался рабский труд. Было такое и в странах Восточной Европы, до распада СССР, в Китае, Кампучии, ныне продолжается и в Северной Корее.

В настоящее время рабство и рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании, в 1987 году, хотя большинство рабов так и остались у своих хозяев… А куда им идти??? В пустыню???

А рабство, оказывается, никуда и не делось…

Оно продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формально запрещено, и по данным ООН – это Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах существует только на бумаге и не подкрепляется какими-либо карательными мерами в отношении рабовладельцев.

В Габоне Интерпол освободил 140 детей-рабов, которых преступники заставляли работать чернорабочими на рынках, а также использовали как носильщиков, некоторым из них не более шести лет. Детей «просто» похищали, или покупали у родителей в соседних бедных странах, после чего отвозили в столицу Габона с «замечательным» названием Либревилль («Свободный город», в переводе с французского).

А почему именно Габон стал местом сосредоточения рабов? Дело в том, что эта страна является одной из самых стабильных и богатых на континенте благодаря богатым месторождениям нефти, газа, а также марганцевой и урановой руд. Так, по доходу на душу населения Габон уступает лишь Экваториальной Гвинее и Сейшельским островам.

Аналогичная обстановка в Нигере, и хотя рабство здесь официально было отменено в 1995 году, но по данным организации «Timidria», борющейся против рабства, в 2003 году в этой стране в рабстве находилось 870 тысяч человек, причём главными посредниками в работорговле являются вожди туарегских племен.

И поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то якобы не существует и классического рабовладения как «формы собственности и способа общественного производства»!

Но и в Африке, и в Азии рабство во всех его формах существует, и будет существовать. И ни одна общественная организация, ни ООН, ни правительства многих стран Азии и Африки, которые фактически не в состоянии контролировать политическую ситуацию на территории своих стран (или они получают «откат»?) ничего не смогут сделать! Свобода от «колонизаторов» и «зависимости от европейцев» дала лишь «свободу» бесконечным войнам и насилию, захвату рабов и заложников, как это постоянно происходит на территории Сомали, где орудуют «сомалийские пираты». Как, впрочем, и в районе Индонезии, в Малаккском проливе…

Как и в Европе… Правда, по отношению к «цивилизованным» государствам «более корректным» считается термин «принудительный, несвободный труд» («unfree labor»).

Кроме того, скрытая форма рабства для определённых групп населения – это любые формы неравенства в распределении ресурсов, несправедливого распределения льгот и заработной платы, причём ни одна из «современных демократий» не лишена этих «пережитков» в масштабах целых государств.

И основной признак современного рабства – это нарушение «принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий граждан, используемый для обогащения одной группы за счёт другой и зависимости от кого-либо с поражением в правах». Комментарии, думаю, излишни…

Современное рабство просто-напросто принимает изощрённые, скрытые формы, особенно в тех странах, где сверхприбыли и неадекватная оплата труда и являются типичными признаками и частным определением рабства. Для «порабощения» используют хитроумные (и не очень) схемы долговых обязательств, кредитование под завышенные процентные ставки, а также просто возможность, подчёркиваю, возможность, иметь хоть какую-то работу!

В настоящее время косвенным «виновником» сохранения «современного рабства и работорговли» считается бурное экономическое развитие и процесс глобализации, так как во многих странах это привело к разрушению традиционного «деревенского уклада» и массовому переселению сельского населения в города. В тех государствах, где законодательство не защищает права наёмных рабочих, там и существуют различные «современные формы рабовладения» и принуждения к труду. А работодатели, естественно, весьма заинтересованы в дешевой, а часто почти бесплатной рабочей силе, а конкретно – в рабах!

Даже в государствах, гордо считающих себя «цивилизованными и демократическими», существуют формы принудительного труда, т.е. «трудовое рабство», а его основными жертвами становятся незаконные (да и законные) иммигранты, у которых под различными предлогами изымаются документы, они фактически лишаются свободы и принуждаются к труду.

Упомянем и «сексуальное рабство», широко распространённое в «просвещенной» и «толерантной» Европе, «самой демократической стране мира» США и так любимой российскими туристами Турции. Женщин и девочек принуждают заниматься проституцией, причём девочек покупают у работорговцев или даже непосредственно у родителей, а женщин «заманивают» через многочисленные «модельные», «рекламные», «туристические» и «рекрутинговые» «агентства», похищают, отнимают документы, угрожают, избивают, и заставляют «работать» за мизерную плату или вовсе бесплатно.

Фактически узаконенное рабство существует, и официально – в США! Это …частные тюрьмы, которых становится всё больше и больше. Заключенных фактически сдают в наём, как рабов на различные фирмы, где они вынуждены работать.

За 40 лет число заключённых в США увеличилось почти в 25 раз! Публицист Валентин Катасонов пишет: «…в США процветает «бизнес», эксплуатирующий труд заключённых. Каждый 10-й заключённый в этой стране содержится в коммерческой тюрьме. В 2010 г. две частные тюремные корпорации получили порядка 3 млрд. долл. прибыли…».

В США в «коммерческих тюрьмах» сегодня заключено 230 тысяч человек. В американской литературе этот феномен окрестили «тюремным рабством». «Приватизация» труда заключённых в США осуществляется в двух основных формах:

сдача государственными тюрьмами заключённых в качестве рабочей силы в аренду частным компаниям;

приватизация тюремных учреждений, превращение их в частные компании различных форм собственности (в том числе акционерной).

13-я поправка к Конституции США, запрещающая принудительный труд, содержит оговорку: «Рабство и насильственное принуждение к работе, за исключением наказания за преступление, должным образом осуждённое, не должны существовать в США». Таким образом, в американских тюрьмах рабство вполне законно.

Причём в список корпораций, как отмечает Валентин Катасонов, использующих труд рабов-заключённых (а точнее, они их «арендуют») входят самые «сливки» американского корпоративного сообщества: IBM, Boeing, Motorola, Microsoft, AT&T, Wireless, Texas Instrument, Dell, Compaq, Honeywell, Hewlett-Packard, Nortel, Lucent Technologies, 3Com, Intel, Northern Telecom, TWA, Nordstrom’s, Revlon, Macy’s, Pierre Cardin, Target Stores и многие другие…». Сотни миллиардов долларов прибыли…

Частные тюремные компании заключают долгосрочные соглашения с государством на управление тюрьмами, получая определённые средства на каждого заключённого. А оплата труда заключённого определяется самой компанией, при этом, естественно ставки намного меньше тех сумм, которые выплачивают компании, эксплуатирующие заключённых на основе аренды (первая форма «тюремного рабства»).

Ставки оплаты в частных тюрьмах иногда равняются 17 центам за час, за самый квалифицированный труд платят не более 50 центов.

И, конечно же, в тюрьмах и речи быть не может о забастовках, профсоюзной деятельности, отпусках и больничных.

А для «стимулирования» трудовой деятельности «тюремных рабов» работодатели, а точнее рабовладельцы, «обещают за хороший труд» сократить срок «отсидки». При этом же действует жесткая система штрафов, которая фактически может сделать заключение пожизненным.

Да что нам США и Европа! Не так давно, всего несколько лет назад, в «некоторых» республиках РФ (не буду их называть) работорговля и рабство процветали махровым цветом (да и сейчас это осталось!). Людей просто похищали, даже из Москвы, и часто (особенно молодых девушек), «под заказ».

В 1990-х годах более 46 тысяч человек было обращено в рабство, или использовалось на принудительных работах, а один человек провёл в рабстве 18 лет! В зинданах и ямах содержалось более 6 тысяч человек…

И кто станет отрицать, что в «тех краях» рабство и работорговля закончились? Сколько ещё похищенных людей сидит по ямам, сараям и зинданам, подвергается избиениям, издевательствам, насилию, которых заставляют работать за миску похлёбки в день? Кто сможет это проверить? «Этого нет, потому что этого нет!». «Этого не может быть, потому что этого не может быть…». Где уж там, в горах, искать.

А ведь были и случаи продажи военнослужащих… своими же «отцами-командирами»! И работа солдат на строительстве генеральских дач!

Кстати, а разве солдаты, военнослужащие – не рабы??? Они же не имеют право покинуть своё местоположение, они обязаны выполнять любые приказы, и в случае отказа – их ждет наказание, и даже смерь! Рабство в чистом виде! Под видом «патриотизма» и «защиты Родины»…

Так как же определить, является ли человек рабом? Всё очень просто – работа такого «наемного работника» контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия, «работник» находится в данном месте и занимается своей «работой» против своей воли, и не может изменить ситуацию по собственному желанию, и за свой труд получает ничтожную плату, либо вообще её не получает. Вам это не напоминает некоторые российские фирмы и корпорации???

По данным ООН каждый год в рабство попадают около 700 тысяч человек, по данным Госдепартамента США – до 800 тысяч человек.

Так что точное количество современных рабов в мире неизвестно. Да и опять же – тяжелейшая, или просто принудительно-тупая работа за мизерную зарплату??? Это, что, по-вашему, не рабство???

Международная организация труда в 2006 году отметила, что принудительным, то есть фактически рабским трудом в мире «занимаются» более 12 млн. человек.

Организация «Human Rights Watch» считает, что ежегодно в рабство продаётся 800-900 тысяч человек, «Центр Безопасности Человека» при университете Саймона Фрэзера в Ванкувере даёт цифру до 4 млн. человек, а эксперты организации «Anty-Slavery» утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов.

Подпольная работорговля по «уровню прибыльности» стоит на третьем месте в криминальном бизнесе в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотиками, её доходы достигают 32 млрд. долларов в год.

Опять же по данным ООН в 11-ти государствах мира отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей, среди них – Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва, а в Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень «высокий». «Излюбленным» местом «переправки» современных рабов считаются США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия и Греция.

Для справки… Ещё в начале ХХ века в «доброй старой Англии» широко использовался детский труд, и на фабриках, и в угольных шахтах…

А в первой половине XIX века 30 процентов рабочих на фабриках в «доброй старой Англии» были дети, причём часто – пяти-шести лет, и работали они по четырнадцать-пятнадцать часов в сутки. В течение всего рабочего дня дети стояли у машин, присел отдохнуть – штраф, разговорился с соседом – штраф, не поставил масленку на место – штраф. Только в 1847 году был принят закон о …10-часовом рабочем дне для подростков! Фактически эти дети были рабами… Добрая старая Англия… Впрочем можете почитать того же Джека Лондона…

Для справки… «Закон о жестоком обращении с животными» был принят в Англии в 1822 году, а «Национальное общество предупреждения жестокого обращения с детьми» создано в 1899 году!

Сейчас, в XXI веке, в Англии «Общество по предотвращению жестокого обращения с детьми» насчитывает около 20 тысяч членов, а общество «Покровительства животных» – полмиллиона!

Для справки… По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет (153 миллиона – в Азии, 80 миллионов – в Африке и 17 миллионов – в Латинской Америке).

В России работает до 1 млн. детей.

Все они – рабы!!! Разве не так???

Для справки. По оценкам Международной Организации Миграции (МОМ) почти шесть миллионов детей являются жертвами принудительного и кабального труда («долговое рабство»), а более миллиона – жертвы торговли детьми.

Каждый год более 1 миллиона детей, в основном девочек, принуждаются к занятию проституцией или для производства порнографии. Известны случаи, когда детей использовали в качестве доноров человеческих органов и тканей для проведения незаконных операций.

В России на положении нелегальных гастрабайтеров находится от 7 до 10 млн. человек (уверен, цифры занижены в несколько раз), десятки тысяч работают почти забесплатно.

По опросам социологов (а за их точность, сами понимаете, ручаться нельзя), 24% мигрантов принуждали работать бесплатно, у 20 % была ограничена свобода перемещения, 21% подвергались угрозам и шантажу со стороны работодателя.

Вот это и есть типичное «современное рабство», причём «современные рабы» теряют свободу почти добровольно, они готовы жить и работать в нечеловеческих условиях – только лишь за призрачный шанс получить хоть какие-то деньги.

Таким образом, рабство в современном мире вызвано в первую очередь «пропастью» в уровне жизни между различными странами мира.

Представители т.н. «золотого миллиарда» в развитых, «богатых» странах Европы и Америки не хотят заниматься неквалифицированным и тяжёлым трудом, они слишком много времени и средств тратят на своё образование, чтобы потом «посвящать» себя малопроизводительной и низкооплачиваемой работе. А «освобожденные» ими рабочие места чаще всего занимают мигранты или дети мигрантов, их работа обычно не требует особой квалификации, а работодателю невыгодно предоставлять социальные блага и много платить, а лучше и не платить вовсе. Работай за чашку риса или похлёбки. Или – в душном офисе, по 12-14 часов в день, с одним выходным за 20-25 тысяч. Рублей, конечно. Разница-то невелика…

Да мы и сами рабы «нового типа»… Мы, конечно, не собственность хозяина, как это было в Древнем Риме, на плантациях Юга США и в Бразилии в XVIII-XIX веках или в некоторых современных африканских странах.

Но мы не перестали быть рабами – людьми, которые трудятся по принуждению, получая за свой труд гораздо меньше, чем обязаны получать. Кто-то определяет за нас «стоимость» нашего труда. Разве это не рабство, пусть в завуалированной форме?

Что ж, всем понятно, что владельцы крупнейших капиталов на планете, миллионеры и миллиардеры, остались в том же доминирующем положении, что и 200-300 лет назад, когда на их плантациях хлопали бичами надсмотрщики.

Европа митингует, её просто лихорадит. Люди лишаются работы. Греция, Португалия, Франция, а правительство, например Испании, где безработица достигла уже почти 30 %, принимает законы в пользу «капитала», и именно «крупного бизнеса», корпораций, разрешающие не платить зарплату, уменьшать её, уволить работника в любое время. Гордые испанцы, и так-то не особо рвущиеся работать, в шоке. Вот они-то никогда не будут рабами. Они не хотят получать за свой труд, меньше чем положено.

А нынешние российские нувориши, большей частью представители или ставленники бывшей «партийно-бюрократической элиты» СССР, скупившие за бесценок всё, что можно было скупить?

Большинство населения России не может отказаться от работы, которая у них сейчас есть, переехать в другое место, попробовать себя в другом бизнесе, потратить пару лет на смену специальности! Чаще всего нет, не может! Почему? Да потому что потеряет то немногое, что имеет!

В России почти три четверти граждан нельзя отнести даже к среднеобеспеченному слою. Более 20% жителей России относятся к категории «наиболее нуждающиеся», те же пенсионеры, например. В России (по данным социологов и статистиков) около 90% россиян являются, по сути, бедными и различаются между собой лишь «степенью обнищания»!

А нищий – тот же раб, так как готов работать за копейки. Та же чашка похлёбки…

Так это или нет, но это лишь данные социологических опросов. Думаю, что этому можно верить…

Только в ряде городов, в Москве, например, цифры немного выше. Ну и нефтяные регионы.

О зарплатах чиновников и иных «небожителей», я «скромно» умолчу.

Знаю одно, и хорошо знаю – обычный преподаватель в вузе, в университете, в Москве, доцент, кандидат наук получает около 20-30 тысяч рублей (в лучшем случае!), и трясётся, чтобы не сократили, не выгнали; в «науке», в институтах системы РАН и бывших НИИ, а ныне многочисленных ФГУПах, старший научный сотрудник, также кандидат наук также «зарабатывает» 20-25 тысяч. Да бывают и премии, и надбавки, и гранты. Но не всегда и не всем! Это что – не рабство???

Зависимость от работодателя, который лично решает, сколько тебе платить – разве это не рабство???

И смею вас спросить, уважаемый читатель этих строк – какова ваша зарплата и сколько вы должны банку?

«…Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…» (Евангелие «От Матфея», 5, 3-11). Многим только это и остаётся…

До 80% жителей практически любой страны мира – фактически рабы, и вынуждены браться за любую работу, чтобы прокормиться, а «пропасть» между богатыми и бедными людьми всё глубже и глубже, и этот факт никто уже и не скрывает, а «правящая верхушка» и правительства – ставленники банков и корпораций, создали систему обогащения лишь самих себя.

Вдумайтесь… Мы лишь формально свободны, и мало что стоим для наших «хозяев». Человека принимают на работу в некую фирму, и он тут же становится рабом, да-да, самым настоящим рабом – «не пойди», «не уйди», «не скажи», «не болей», «работай, работай!» «соблюдай дресс-код» и т.д.

Наёмный работник, «исполнитель», подписывает толстенный договор, согласно которому он не имеет права ни на что, а его могут и лишить премии, а то и зарплаты, оштрафовать, уволить в любое время…

И ведь всё это незаконно, всё это противоречит и Конституции и Кодексу о Труде! Но кто их соблюдает в России??? Как говорил Чичваркин, бежавший в Англию: «Кто говорит о законе, может идти на…». За точность слов я не ручаюсь, но смысл именно такой. Рабство…

А «сверху» – наглость, хамство, оскорбления, ругань и мат «босса», часто такого же раба, но рангом повыше, цепной собаки «небожителей», «представителей крупного капитала», принужденного за более высокий оклад и страх потерять свое более высокооплачиваемое «рабство», лаять и охранять… Или он сам «босс», и он лает, воет и матерится, так как чувствует свою ущербность, и может быть, подсознательно понимает, что он – тоже раб, раб в душе. Но, в отличие от своих подчинённых, он-то никуда не сможет уйти.

А мы. А что мы? Мы ютимся в «хрущобах» или многоэтажных бетонных «курятниках», «со скрипом» зарабатываем на плохую еду и одежду «модных брендов made in China», на пару поездок на море в год.

Нас заставляют, часто обманом, брать кредиты и ипотеки, покупать автомобили и товары в долг… И вот, мы снова в рабстве! Мы должны! Мы их должники, и мы их рабы!

А некий банкир, бывший секретарь обкома или горкома ВЛКСМ (помните, что это такое???) с ваших же кредитов «рисует» себе в карман любую сумму простым росчерком «Паркера», и диктует, нам же диктует законы, политику, моду, телевидение и прессу.

Именно рабство, рабский, тяжелый труд, отношение к работнику как человеку «третьего сорта», или просто как к рабу, порождает мощную стрессовую ситуацию, как и отдельного человека, так и в коллективе. Именно поэтому так часты некоторых в коллективах и «психологические взрывы», и истерики, и даже убийства сотрудников.

А что может противопоставить мощнейшей «корпоративной машине» простой человек? Да ничего. Ибо – он раб. И либо он свободен, потому что он бомж и живет на помойке, либо он свободен. Потому что он просто свободен. Но таких мало. Очень мало.

Так кто же свободен??? Как определить «степень» свободы и независимости? Относительно, подчёркиваю, лишь относительно свободны те, кто фактически работает сам на себя – художники, скульпторы, ювелиры, краснодеревщики, преподаватели, настройщики, переводчики, писатели, журналисты-фрилансёры и т.д. «Рантье», получившие наследство или квартиру в наследство, которую можно сдавать. Но таких очень мало. Тех, кто не зависит, точнее – почти не зависит от работодателя. И государства…

Но они всё равно зависят от заказчика, редактора и т.д., фактически – от того же работодателя! И если не будет заказов, работы, или просто не заплатят за выполненную работу, якобы «не то», за статью, которую «вымучивал» ночами – «не формат»??? Что делать??? Увы, и их свобода ограничена. Они просто не ходят на работу, им не надо бежать, сломя голову, боясь опоздать в офис и «нарваться» на штраф, они лишь работают дома, или в своей мастерской, они – «творят». И лишь в этом их свобода – в некой мифической «свободе творчества». Но жить-то надо, надо покупать еду, одежду, платить за ЖКХ, налоги и прочее.

Так что – «это сладкое слова – Свобода», увы, весьма и весьма ограничено. Сейчас не уедешь на некий необитаемый остров и не будешь там вести простую, неторопливую и свободную жизнь. Ведь этот остров всё равно кому-то принадлежит. А купить свой.

Увы, ни отмена крепостного права, ни кровавые революции и «победа демократии» в той же России, да и не только в России, но в и Европе и США, не сделала людей более свободными, они снова оказались рабами, ибо другой жизни они не знали. Да и мы не знаем. И скорее всего – не узнаем никогда.

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика