Запоздалая ностальгия, или Нови год с акцентом

В конце декабря ушедшего всего днями 2016 года совпали, что бывает не столь часто – празднование рождественских дней в Старом Свете и Новом Свете и т.п. На данное совпадение религиозных праздников разных конфесссий откликнулся и основатель Facebook Марк Цукерберг, пожелавший пользователем руководимой им соцсети как хорошего Рождества, так и веселой Хануки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

А в ленте FB стали ближе к концу прошлого месяца стали появляться у меня, например, материалы противоположного содержания. С одной стороны, шли тексты об отношении иудаизма к празднованию Нового года по христианскому календарю. А с другой стороны, о том, что в Израиле, к слову сказать, вроде бы сложился ритуал празднования того же события, которое на местный лад называют Нови год.

Лейтмотивом в одном случае было то, что важно, какой смысл вкладывается в соблюдение давней традиции – светский или религиозный.

Одни оппоненты говорят, что установка елки и встреча календарного года есть просто дань детским воспоминаниям, ничего теологического в отношение к данному событию не вкладывается. А то, что даты отсчитываются от Рождества Христова, так это просто дань установившемуся порядку. И ничего больше. То, что елка устанавливается в крестовину, намекающую на распятие, то, что 1 января (если считать по католической традиции) хоть и называется Римскими религиозными иерархами днем мира, все же имеет сугубо религиозный смысл (если от даты так называемого Рождества Христова отсчитать определенное количество дней, то это будет именно та дата, когда Иисуса из Назарета принесли в Иерусалимский Храм для обрезания; заметим, что в православном календаре та же дата выпадает на 14 января, когда в России празднуют так называемый Старый Новый год). Так что, как видим, от религиозного аспекта названного праздника, при всем желании, уйти невозможно при всем желании.

Если говорить о современной России, то несколько странно было, что ни 1, ни 2 января количество и качество развлекательных передач по всем телеканалам федерального и не только значения не было сокращено и не стало скромнее. При том, что именно на начало наступившего года выпал 9 день после гибели людей в авиакатастрофе в Сочи, что как-то выпало из сферы внимания теленачальников.

Безудержная радость, от которой казалось, что ТВ времен СССР прочно и наглухо вернулось, некуда было деться, если телевизор был включен в любой час первых дней 2017 года.

Но речь все же не о России, а об Израиле.

Новогодние мероприятия частного порядка омрачены были здесь обвинительным приговором, который все же вынесли солдату, стрелявшему в палестинца. Инцидент этот не столь прост, как кажется, что показали и отклики на то, что я здесь и в FB написал по этому поводу.

Мне стали доказывать, что я полностью неправ, поскольку решение суда было ангажированным. Хотя я и указывал в собственном тексте, написанном по данному поводу, что светский суд не может быть независимым по определению. Что и человеческий фактор, и политическая составляющая здесь имеют место, тем более, в Израиле, где граждане резко структурированы по отношению к вере, а также по место рождения, то есть, страны исхода на Святую Землю.

И вот мне кажется, как ни парадоксально это прозвучит, что между юридическим вердиктом, который вызвал откровенное недовольство у значительной части израильтян и празднованием того, что должно было остаться напрочь в стране исхода, есть прямая и прочная связь.

Здесь тоже начинают говорить вполне убежденно, что Новый год по христианскому календарю, есть опять же дань прошлому, милому и прошедшему давно детству.

Но не странно ли так держаться за то, что могло уйти вместе с той жизнью, которая была у репатриантов до восхождения в Страну, в государство Израиль? Оказывается, нет, не странно. Здесь тот же подтекст, что и в неприятии еврейской традиции, языка, условий проживания. Тот же героический искус держаться за старое, живя в новом по всему. Практически, речь идет о проживании в гетто там, где свободно и однозначно можно и нужно быть только евреем. Не по происхождению, а по сути.

И в таком случае, не стоит заблуждаться – Нови год – не что иное, как желание как можно дольше сохранить не память о том, что радовало в ранние годы своего бытия, попытка держаться за оставленное по своему выбору при принятии решении об эмиграции.

И не надо думать, что у позиции тех, кто празднует чужой праздник в Израиле, нет аргументов, что их логика не выдерживает критики. Она, позиция, логична и безукоризненна, поскольку, чтобы вы ни доказывали нашим новым соотечественникам, они все равно будут стоять на своем, как в случае с осуждением солдата, когда все строится не на юриспруденции, какой бы она ни была, а на эмоциях, мнении массы людей, потребности быть таким, как все, потому что кажется, так легче общаться друг с другом. Несомненно, это так, но только выходит, что кто-то принес в другую страну то, что надо было оставить сразу в той, из которой прилетел в аэропорт Бен Гурион в Лоде. И тогда надо просто честно сказать – так проще – с новым годом, с русским языком, со всем тем, что переехало с репатриантами в Землю Обетованную. И что было и осталось балластом, с которым как бы жаль расставаться. И не потому, что он не мешает, не тянет, не тяжел, а потому, что не хочется быть другим, принимать страну, в которой должно и правильно быть самим собой, как место пребывания, конечный путь переезда. И не более того.

Мы отметили Новый год по еврейскому календарю осенью со всем, что в традиции иудаизма связано с этим важным днем нашего календаря. И не надо делать вид, что это касается только религиозных евреев, поскольку неприятие чего-то в вере не означает, что положения ее избирательны для тех, кто ей следует. Как и приятие чужих обычаев не означает, что в них просто играются не в полную силу, не до конца, а понемножку и чуть-чуть.

В конце концов, лучше быть честным. И не повторять избитые слова о детстве и празднике (достаточно вспомнить, что празднование Нового года в СССР введено было в 1935 году, то, что последовало за этим годом вплоть до наших дней, чтобы избавиться от слащавой и некорректной по сути эйфории.) Просто следует сказать себе – хочу я быть евреем или нет. И однозначно ответить на этот вопрос. Без демагогии и ностальгии по чужим радостям. Чтобы не морочить голову себе и другим. И поставить точки над i. Как минимум.

Как максимум – попробовать изменить жизнь к лучшему, открыв то, что дает пребывание на Земле, данной нам Вс-вышним навечно. И не для того, чтобы мы жили по обычаям и правилам других народов в меру наших сил и религиозного чувства каждого из нас.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.