Заметки любителя музыки

Дважды юбилейный конкурс

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского и 15 июня торжественно открылся XV Международный конкурс имени композитора.

Из чего следует, что на музыкальном состязании пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов будет обязательно звучать музыка Чайковского. А также то, что предстоящее музыкальное состязание объявлено и позиционируется в качестве главного культурного события года в России.

Стоит, например, отметить, что сопредседателями оргкомитета конкурса являются и дирижер Валерий Гергиев, и Заместитель Председателя Правительства России Ольга Голодец, которые в прошедший понедельник и открывали конкурс музыкантов разных специальностей.

На этот раз, предваряя событие, о предыстории его говорили победители предыдущих конкурсов Чайковского в каждой из специальностей.

Они рассказали и о тех, кто становился лауреатами его, и о том, что сопровождало состязание в разные периоды его существования.

Проходит конкурс раз в четыре года. И начинался он в 1958 году. Но по ряду причин несколько лет назад его отложили на год. Так что теперь год его проведения оказывается нечетным.

В кассах Большого зала Московской консерватории после начала продажи билетов на прослушивания первого, второго туров, финал и концерт лауреатов явно ощущался ажиотаж, поскольку любители музыки приобретали билеты сразу на несколько концертов сразу.

Можно предположить, что подобная картина была и в Санкт-Петербурге, где выступают виолончелисты и вокалисты.

Известно, что долгое время конкурс Чайковского проходил только в Москве. Но, пережив, с одной стороны, трудный период своей истории, а, с другой, благодаря тому, что к организации его стал иметь прямое и очень деятельное отношение Валерий Гергиев, его стали проводить параллельно в двух российских городах (Санкт-Петербург называют второй столицей России, культурной столицей государства, что закономерно и логично).

За время существования конкурса он переживал не только спады и трудности. Происходили и поиски оптимальной формы его проведения.

Например, однажды в жюри принимали участие те, кто когда-то выиграл это музыкальное соревнование, что оказалось провальным по результату, так как три первые премии ни по одной музыкальной специальности жюри тогда не присудило.

На предыдущий конкурс потенциальные участники присылали видеозаписи своих выступлений. Члены жюри их прослушивало и на основе их допускало или нет соискателей на первый тур.

Однако, в нынешнем году решили отказаться от данной практики.

Но возникла другая проблема: соискателей стали прослушивать буквально накануне конкурса. И это оказалось тоже не совсем удобным.

Те, кто говорят и пишут о конкурсе Чайковского, сходятся на том, что предпочтительнее, чтобы отборочный тур проходил за несколько месяцев до открытия конкурса. Что было бы правильно и этично с любой точки зрения.

Помню время, когда к тому, как играли конкурсанты, было такое внимание, что практически с утра до вечера показывали все выступления участников.

Не уверен, что даже большинство любителей и ценителей музыки могло прослушать несколько часов выступления музыкантов.

В нынешнем конкурсе информация о конкурсе идет двумя путями. Есть сайт, на котором любители музыки могут в режиме реального времени посмотреть выступления претендентов по всем специальностям. Так, в пресс-центре конкурса Чайковского сообщили, что сайт посетили около полумиллиона интернет-пользователей во всем мире, что на самом деле не так уж и много, как ни странно.

И есть дневник каждого дня – Большой конкурс. Главные события – который с 17 июня по будним дням выходит в девять часов вечера и продолжается час.

А на следующий день запланирован повтор передачи в послеполуденное время.

Судя по первому, премьерному выпуску «Большого конкурса» на телеканале «Культура» Российского телевидения подготовлен он несколько сумбурно.

Вел выпуск Юлиан Макаров, который на канале «Культура» обычно общается в передаче «Главная роль» с деятелями культуры.

В небольшой студии находились и кратко комментировали события лауреаты названного конкурса прошлых лет по специальности: фортепиано, скрипка и виолончель.

Были прямые включения из Большого и Малого залов Московской консерватории, где, соответственно, играют пианисты и скрипачи, а также интервью с членами жюри.

Очевидно стало, что одного часа для рассказа о таком большом музыкальном событии мало, имея в виду, что происходит оно сразу в двух городах и по четырем специальностям.

Как и то, что слишком на живую нитку все оказалось сделанным. Какие-то моменты провисали, хронометраж явно не соразмерным был, прямые включения прерывали говоривших о конкурсе на полуслове, а общее впечатление об увиденном сложилось дробное и сумбурное.

Очень может быть, что уже следующие выпуски станут более собранными и четкими по всем составляющим хорошо сделанную передачу.

Пока же приходится говорить о большом разочаровании, о том, что ожидания не оправдались.

Несомненно, можно объяснить неудачный старт рассказа о конкурсе Чайковского именно привходящими причинами – малым временем, отпущенным на передачу и тем, что хотелось в прямой трансляции передать дух соревнования музыкантов.

Но думается, что дело не только в этом.

Наверное, проблема в том, что не совсем определен точно формат дневника конкурса. Формально, при наличии интернет-трансляции можно говорить о прошедшем музыкальном дне кратко и информационно. Но при этом очевидно, что не у всех любителей музыки есть возможность следить за конкурсом по интернету.

Поэтому остается надеяться, что, пройдя премьеру «Большого конкурса», не совсем приемлем, те, кто будет готовить следующие выпуски, сработают профессиональнее и правильнее.

Как это состоялось при часовом же репортаже об открытии конкурса имени П. И. Чайковского непосредственно по горячим следам информационного повода непосредственно в понедельник 15 июня 2015 года.

Чтобы то, что и как сказано, было о конкурсе до его начала убедительно и значимо не перешло в невнятицу и суетливость, чего Музы, как известно, по выражению отечественного классика литературы, не терпят.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.