За закрытой дверью

Именно так, за закрытой дверью, без допуска журналистов и, тем более, широкой публики проходят заседания раввинатских судов страны. И это понятно — слишком уж интимный круг вопросов там зачастую рассматривается.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Как уже не раз писали “НН”, по поводу раввинатских судов и их судей (даянов) в обществе существует немало предубеждений. При этом одни считают, что раввинатский суд всегда на стороне женщины, другие, наоборот, убеждены, что он всегда на стороне мужчины. Надо заметить, что в последнее время даже феминистские организации Израиля признают, что в работе раввинатских судов в последнее время произошло немало позитивных изменений. К числу таковых они относят недавнее постановление об аресте мужчины, убеждавшего сына не давать развод жене, и “зеленый свет”, который дали даяны на травлю в Интернете доктора Одеда Геза. В главном раввинате отмечают, что борьба за права женщины остается главным направлением деятельности раввинатских судов, и напоминают, что только в 2015 году эти суды помогли 180 агунот получить разводные письма, вынесли 165 постановлений о санкциях против мужей, отказывающихся дать развод женам, а 30 из них отправили в тюрьму. Но в реальной жизни дела мужей, отказывающихся дать развод женам, составляют лишь весьма малую часть тех дел, которыми занимаются раввинатские суды. И чтобы читатель смог убедиться в этом, мы решили познакомить его с частью тех дел, которые рассматривались в тель-авивском раввинатском суде во второй декаде апреля…

“СЛОВА ЛЮБВИ ВЫ ГОВОРИЛИ МНЕ…”

Любовные признания в ходе переписки по айфону никак нельзя считать доказательством супружеской измены — таков смысл постановления, вынесенного даянами по делу одной молодой пары.

Эта история произошла относительно недавно, чуть больше года назад. На следующий день после свадьбы молодожены пошли прогуляться на берег моря, и супруг обратил внимание на то, что жена, вместо того чтобы уделять внимание ему, увлеченно обменивается с кем-то сообщениями в своем сотовом телефоне.

Ночью, дождавшись, когда жена уснет, новобрачный взломал код ее айфона и обнаружил, что жена в течение часа переписывалась с коллегой по работе, причем переписка, по его мнению, не оставляла сомнений в характере их отношений. “Люблю тебя… Тоскую по тебе… Хочу тебя… Миллион раз целую тебя и обнимаю”, — на основании этих и других подобных фраз молодой супруг наутро обвинил жену в измене и потребовал развода.

С этого момента их отношения покатились под откос. Скандал в семье следовал скандалом. Молодожены попытались наладить отношения, даже прошли специальный курс у семейного психолога, но все было тщетно. Спустя 9 месяцев мужчина подал на развод, причем заявил, что поскольку причиной развода стала супружеская измена, он не желает выплачивать жене сумму, указанную в ктубе, и уж тем более не может быть и речи о компенсации за совместно нажитое имущество.

В раввинатском суде супруга категорически отвергла обвинения мужа. По ее словам, на следующий день после свадьбы она в самом деле вступила в переписку с коллегой, который не сумел побывать на свадьбе, чтобы поздравить ее со столь значимым событием в жизни, и сожалел об этом, но никаких близких отношений с этим мужчиной у нее никогда не было. “Просто он так общается, — объяснила она. — Он всегда всем пишет “миллион раз обнимаю и целую”, но эти слова ровным счетом ничего не значат”.

Участник этой переписки был вызван в раввинатский суд, где поначалу долго не мог вспомнить (или делал вид, что не может вспомнить), о чем идет речь, а затем сказал, что, возможно, он что-то такое писал, и сослуживица ему что-то такое отвечала. “Однако, — прибавил он, — одно я могу заявить точно: между мной и этой женщиной никогда не было интимных отношений, и чтобы доказать это, я готов пройти проверку на детекторе лжи”.

Муж, требовавший развода, заявил, что считает эти доводы недостаточными, и настоял, чтобы такую проверку прошла его жена, однако судьи сочли это требование излишним и однозначно встали на сторону женщины. В своем постановлении они отметили, что в наши дни стиль общения между друзьями и знакомыми по телефону носит порой двусмысленный характер, но в любом случае такую переписку никак нельзя считать убедительным доказательством супружеской измены.

“Выслушав обе стороны, — говорится в постановлении суда, — мы пришли к выводу, что женщина сделала все, чтобы добиться примирения с мужем, но тот упорно отклонял ее попытки. При этом он продолжал время от времени вступать в интимные отношения с супругой, а значит, и сам не очень-то верил в ее измену”. Таким образом, судьи единогласно решили, что муж должен выплатить жене компенсацию в размере 18 тысяч шекелей, которые были указаны в ктубе.

Но вот по поводу того, причитается ли женщине какая-то компенсация за совместно нажитое имущество, мнения даянов разделились. Один из них считал, что такая компенсация ей не полагается, так как основным добытчиком в семье был все-таки муж, а брак длился слишком недолго, но двое других заняли противоположную позицию, и в итоге женщина получит еще несколько десятков тысяч шекелей.

В ПОИСКАХ ДОКТОРА ГЕЗА

На прошлой неделе в Тель-авивском раввинатском суде должно было состояться решающее заседание по делу доктора Одеда Геза, вот уже третий год отказывающегося дать жене развод. На заседание доктор Гез не явился, и после нескольких попыток разыскать его судьи констатировали, что он исчез, оставив супругу агуной — соломенной вдовой.

В тот же день отдел раввинатского суда по делам агунот объявил доктора Одеда Геза в розыск и призвал всех, кому известно его местонахождение, в любое время суток сообщить об этом по специальной телефонной линии.

Несколько недель назад мы уже сообщали, что Тель-авивский раввинатский суд призвал бойкотировать доктора Геза во всех синагогах по всему еврейскому миру и не допускать его в миньян, а также разрешил его травлю (“шейминг”) в социальных сетях. Вскоре после этого Тель-авивский университет, в котором доктор Гез занимался проблемами квантовой физики, расторг контракт с ним.

Уже после этого появились признаки того, что Одед Гез вроде бы готов пойти на попятную и дать жене гет, но, как считают в раввинате, он предпринял эти шаги исключительно для того, чтобы выиграть время и сбежать. Правда, куда именно он мог сбежать, непонятно, так как выезд из страны ему закрыт.

Один из сотрудников раввината согласился рассказать автору этих строк некоторые подробности дела супругов Гез. Оба они, по его словам, являются перспективными учеными и познакомились в стенах университетского кампуса, однако с самого начала отношения между молодыми не заладились. В итоге супруга Одеда Геза вынуждена была перейти в убежище для женщин, страдающих от насилия в семье, и через год после свадьбы подала на развод. Но доктор Гез отказался дать развод и начал открыто саботировать решения раввинатского суда.

И все же куда он мог скрыться, непонятно. Некоторые его знакомые не исключают, что молодой ученый мог поставить точку в этом деле другим путем, особенно после того как началась его травля в “Фейсбуке”.

“ВОЙДИТЕ В МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ…”

Еще одно весьма любопытное дело о разводе, рассматриваемое сейчас в раввинатском суде, потребовало от даянов поистине творческого решения.

Речь идет о достаточно взрослой паре — обоим супругам за тридцать. Развода после двух лет брака потребовала жена, преуспевающая бизнесвумен, имя которой не раз мелькало на страницах светской хроники. В своем иске женщина указала, что при заключении брака супруг знал, что она соблюдает еврейские традиции, но заявил, что сходит с ума по ней, поэтому готов принять все ограничения, с которым связан еврейский образ жизни. Тем не менее, сразу после свадьбы он стал нарушать это обещание — курить и зажигать свет по субботам, смешивать мясное и молочное, а самое главное, не давал ей соблюдать законы семейной чистоты и требовал близости в запрещенные для нее дни. В итоге дело дошло до физического насилия — несколько раз муж ее попросту избил. Узнав, что он ей изменяет, женщина подала на развод. А поскольку причиной развода стала измена мужа, она требует, чтобы он выплатил ей всю указанную в ктубе сумму компенсации — 555 тысяч шекелей.

Мужчина поначалу заявил, что не заинтересован в разводе и настаивает на примирении (“шлом байт”). Кроме того, заявил он, жена лжет, утверждая, будто он демонстративно нарушал субботу и смешивал мясное с молочным, однако признал, что время от времени “срывался из-за того, что у нее слишком долго длились месячные”. Жене он, само собой, ни в коем случае не изменял. “Все дело в том, что она решила возобновить отношения со своим бывшим любовником, вот и выдумывает про меня всякую чушь”, — добавил мужчина.

Женщина отвергла эти его утверждения. Напротив, заявила она, в ходе скандалов супруг сам не раз говорил, что не желает с ней жить и хочет развода, а его заявления о готовности к примирению не стоят и ломаного гроша, они сделаны лишь для того чтобы не платить указанную в ктубе сумму и завладеть частью ее имущества.

Любопытно, что когда судьи предложили обоим супругам пройти проверку на детекторе лжи, оба отказались. Зато после этого мужчина заявил, что согласен на развод, а также признал, что недавно в его жизни появилась другая женщина. “Однако, — добавил он, — это произошло уже после того, как мы с женой фактически расстались. Если бы она не стремилась разорвать наши отношения, я бы сохранял ей верность, несмотря на то, что она слишком часто отказывала мне в близости. А так как инициатором развода является именно она, никакой компенсации ей вообще не полагается”. Вслед за этим неверный муж добавил, что его жена владеет успешным бизнесом и буквально купается в деньгах, в то время как он является наемным работником и получает зарплату в размере 10 тысяч шекелей в месяц, потому указанную в ктубе сумму взять ему попросту негде.

После долгих дебатов судьи пришли к выводу, что хотя в данном случае инициатором развода действительно является женщина, муж все же обязан выплатить ей компенсацию за нарушение условий их брака. Но при этом они сошлись во мнении, что 555 тысяч шекелей для него и в самом деле неподъемные деньги, а значит, эту сумму следует уменьшить до реальных размеров. При этом даяны вспомнили, что в дошедших до нас брачных договорах эпохи Талмуда в качестве компенсации за расторжение брака обычно называлась сумма в 200 зузов. На основании этого было решено, что мужчина выплатит своей уже бывшей супруге компенсацию в размере 50 тысяч шекелей, причем эта сумма должна быть выплачена из причитающейся ему части совместно нажитого имущества. Но как будет проходить раздел их имущества? Претендует ли мужчина на часть бизнеса своей супруги и ее квартиры? Все это выяснится в ходе последующих заседаний.

НЕ ЖЕНОЙ БЫЛА, НЕ ЖЕНОЙ…

Весьма непростую галахическую загадку задала почти два года назад судьям раввинатского суда одна еще совсем не старая женщина. Много месяцев даяны ломали голову над этим вопросом и незадолго до Песаха вынесли свое решение.

В центре этой истории — разведенная женщина с двумя детьми. 15 лет она жила вместе с вдовцом на 17 лет старше ее, отцом четверых детей. Они вместе выезжали на отдых, часто появлялись вдвоем на различных торжествах, так что ни для родственников, ни для друзей их отношения не были тайной.

В 2004 году они решили расстаться, причем вдовец заявил, что никаких обязательств перед нею у него нет, как и у нее перед ним. Но женщина обратилась в раввинатский суд с просьбой определить, кем ее считать — находящейся в разводе или состоящей в браке, но оставленной мужем?

Обратим внимание: она не предъявляла права на часть имущества этого мужчины и вообще не высказывала каких-либо претензий, а просила раввинов помочь ей понять, кто же она такая и как ей себя сейчас следует вести. Может ли она, например, вступить в связь с другим мужчиной? “Я не блудница и не хочу, чтобы меня считали таковой. Но не является ли поведение моего бывшего друга нарушением запрета “Не вводи женщину в блуд”?!” — задавала она вопрос в своем исковом заявлении.

При этом женщина напомнила, что, согласно талмудическому трактату “Кидушин”, “тремя путями мужчина приобретает себе жену: брачным договором (“штар”), освященной законом формулой (“кидушин”) и интимными отношениями (“бийа”). Насчет интимных отношений спорить бессмысленно — понятное дело, что они были. Но ведь миллионы людей имеют постоянного друга или подругу, эти отношения нередко длятся годами, однако если они не оформлены соответствующим образом, никто не называет их браком.

И тут женщина вытащила из рукава второй козырь: вспомнила, что лет десять назад на одном из семейных торжеств, проходивших в ресторане, ее друг подарил ей перстень с бриллиантами и выгравированными на нем своими инициалами, произнеся при этом: “Считай, что ты мне жена”.

По словам героини этой истории, она восприняла подарок очень серьезно, именно как “кидушин”, и после этого больше не обращалась к вдовцу с просьбой официально оформить их отношения. В качестве доказательства того, что она говорит правду, женщина приложила к иску фотографию кольца и добавила, что может представить его судьям по их требованию.

Посовещавшись, даяны пришли к выводу, что если кольцо действительно было передано подательнице запроса при свидетелях, сопровождалось словами “Считай, что ты мне жена” и при этом присутствовали два свидетеля-еврея, это можно расценивать как “кидушин”. В этом случае, чтобы женщина могла выйти замуж за другого мужчину даритель кольца должен сначала дать ей развод, и не важно, что у них не было официальной свадьбы с хупой.

Но действительно ли речь идет именно о такой ситуации?

Чтобы это выяснить, в раввинатский суд для начала был вызван сам вдовец. Он признал, что жил с подругой 15 лет и подарил ей однажды в ресторане кольцо, но при этом категорически отрицал, что сопроводил этот подарок фразой “Считай, что ты мне жена”.

Тогда судьи спросили женщину, были ли свидетели того, как любовник подарил ей кольцо, и может ли она привести хотя бы двух из них в суд. Та заявила, что свидетели, безусловно, были, так как ресторан в это время полон народу, но кто именно в тот вечер сидел вместе с ними за столиком, она не помнит, слишком много времени прошло, да она обычно и не запоминает такие вещи. Тем не менее, она привела в суд трех человек, которые были в числе гостей в тот памятный ей день.

Свидетели подтвердили, что в самом деле были в числе гостей, хорошо помнят, что там была и эта пара, и даже вспомнили, как женщина, сияя от счастья, показала им только что подаренное кольцо, но ни один из них не видел своими глазами момент подарка и, соответственно, не мог слышать, что при этом было сказано.

Окончательное решение судьи вынесли на основе того, что женщина эта ведет светский образ жизни, и ее никогда не заботили ни вопросы чистоты семейной жизни, ни все остальные проблемы, связанные с еврейским религиозным браком. Не заботила ее и еврейская процедура брака, так как в противном случае она придала бы значение тому, имелись ли свидетели передачи ей кольца с прибавлением заветных слов и, если имелись, она непременно запомнила бы их. Кроме того, по мнению раввинов, подобные отношения широко распространены в светском израильском обществе, которое не приравнивает их к религиозному браку. Исходя из этих соображений, отношения между разведенной женщиной и вдовцом нельзя считать браком, она не является запретной для другого мужчины и не нуждается в получении религиозного развода (гета) от своего любовника.

Разумеется, героиня этой истории рассчитывала на иной ответ, и ее запрос в раввинатский суд, вероятно, был лишь первым шагом, за которым должны были последовать другие. Теперь она, очевидно, обратится в суд с требованием признать ее гражданской женой вдовца (“ядуа бэ-цибур”), ну а дальше уж как получится…

КТО НАСЛЕДНИКИ?

И напоследок еще одно необычное дело, решение по которому было вынесено за день до праздника Песах: замороженные зародыши нельзя считать наследниками покойного, но если они все-таки появятся на свет, то должны быть включены в число наследников.

Это постановление было принято по запросу молодой вдовы недавно скончавшегося бизнесмена. В настоящее время у нее остались двое детей от покойного мужа, — мальчик и девочка, рожденные с помощью искусственного оплодотворения. Вдова сообщила, что имеются еще два замороженных зародыша, полученных таким же путем, и спросила, должны ли эти зародыши быть включены в официальное постановление о разделе оставленного покойным имущества как полноправные наследники.

В постановлении раввинатского суда по этому запросу имеются несколько чрезвычайно важных с галахической точки зрения пунктов.

Во-первых, там отмечается, что дети, рожденные от спермы отца с помощью искусственного оплодотворения, являются такими же полноправными его наследниками, как и дети, рожденные естественным путем.

Во-вторых, зародыш, находящийся в утробе матери и зачатый естественным путем, является полноправным наследником наряду с уже рожденными детьми.

В-третьих, замороженные зародыши не могут считаться полноправными наследниками, так как неизвестно, будут ли они когда-либо помещены в матку и появятся на свет, или же нет. Учитывать же гипотетических детей в числе наследников, по мнению судей, абсурдно — нельзя наносить ущерб вполне реальным наследникам за счет зародышей, которые могут вообще не родиться. Однако если вдова все же решит пересадить зародыши в свою матку и произвести детей, рожденных из них, на свет, то сразу после рождения они должны быть наделены всеми правами наследников покойного бизнесмена.

При этом судьи подчеркнули, что рассматривали заданный им вопрос исключительно с точки зрения законов о наследстве и не касались сложных этических проблем, связанных с данным делом.

Петр ЛЮКИМСОН
“Новости недели”

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.