Второе пришествие пеплума

В последние годы жанр “пеплум”, появившийся в Голливуде еще на заре кинематографа, переживает новое возрождение. К античным и библейским сюжетам обращаются самые маститые режиссеры, а в фильмах по мотивам известных почти всем историй стремятся сняться самые яркие звезды современного экрана. У нынешних постановщиков есть очень важное преимущество перед их коллегами из Золотой эры Голливуда. Вместо строительства дорогостоящих декораций они создают окружающую среду, не выходя из-за компьютерного стола, а вместо многотысячной массовки с ее костюмами и атрибутами – CGI-модели на основе образов двух-трех актеров. Станут ли эти эксперименты вехой в истории кино, покажет время. А пока в преддверии выхода очередного пеплума “Исход: Цари и боги” вспомним самые известные фильмы, сюжеты которых тесно переплетаются с библейскими.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

“Саломея” (1918 год)

К образу Саломеи, падчерицы Ирода Антипы, которая, согласно версии синоптических Евангелий, потребовала голову Иоанна Крестителя в награду за впечатляющий танец, мировой кинематограф обращался неоднократно. Одной из первых попыток стал немой фильм 1918 года, в котором главную роль сыграла актриса Теда Бара. Картина вызвала неоднозначную реакцию зрителей. С одной стороны она пользовалась такой популярностью, что многие кинотеатры увеличил стоимость билетов, с другой – лента вызвала протесты со стороны религиозных организаций, которых не устраивало искажение библейских текстов и тот факт, что на сеансы допускались дети. К сожалению, картина считается утраченной, ее копии были уничтожены во время грандиозного пожара в павильонах студии Fox.

“Десять заповедей” (1923 год)

Один из первых фильмов, посвященных исходу евреев из Египта и обретению ими Скрижалей Завета. Постановщиком картины, давшей начало трилогии, в которую вошли также фильмы “Царь царей” и “Крестное знамение” был Сесил Б. ДеМилль, а главные роли в ней исполнили Ричард Дикс, Теодор Робертс, Шарль де Рошфор, Эстель Тейлор и другие актеры. Картину отличали невиданные по тем временам масштабность и количество статистов. Однако история Моисея занимала лишь треть картины, действие большей ее части происходило в современности. Съемки эпизода с расступившимися водами моря потребовали от создателей картины недюжинной изобретательности. Разверзшуюся пучину изображало снятое крупным планом желе, изображение которого было совмещено со снятой с большого расстояния группой статистов. Впечатляющие декорации, включающие 10-метровые статуи фараонов два десятка сфинксов и ворота высотой около 30 метров, возведенные на песчаных дюнах в округе Санта-Барбара после окончания съемок были занесены песком, и вновь оказались на поверхности уже в наше время в результате интенсивных раскопок. “Десять заповедей” стал первым полноценным блокбастером студии Paramount. Его рекорд был превзойден лишь спустя 25 лет.

“Десять заповедей” (1956 год)

Римейк фильма 1923 года, который снял постановщик оригинальной картины Сесил Б. ДеМилль. На этот раз постановщику удалось собрать внушительный актерский состав, в который вошли Ричард Фарнсуорт, Юл Бриннер, Чарлтон Хестон, Роберт Вон, Нина Фох, Энн Бэкстер, Марта Скотт, Джудит Андерсон и другие. Он также отказался от всей “современной” части, сконцентрировавшись исключительно на библейской истории Исхода. Фильм был номинирован на семь премий “Оскар”, но в итоге получил лишь одну в категории “лучшие спецэффекты”. Получил совершенно заслужено, так как по сложности оптических спецэффектов и их реалистичности картина намного превосходила все кинопроекты своего времени. Так, создание одной сцены с расступившимися водами Красного моря заняло шесть месяцев. Комбинированные съемки сочетали в себе кадры, запечатленные на берегу моря в Египте, сделанные в студийных павильонах Paramount с использованием огромных резервуаров с водой. “Десять заповедей” стал одним из самых кассовых фильмов в истории кино. С поправкой на инфляцию на сегодняшний день он заработал чуть более двух миллиардов долларов.

“Камо грядеши?” (1951 год)

Первая попытка перенести на экран события одноименного произведения польского писателя Генрика Сенкевича была предпринята еще в 1912 году итальянским режиссером Энрико Гуаццони. К сожалению, этот немой фильм неизвестен широкому кругу зрителей, в отличие от версии 1951 года, постановщиком которой стал американский режиссер Мервин ЛеРой. Картина, действие которой происходит в годы правления римского императора Нерона, рассказывает драматическую историю любви патриция Марка Виниция и молодой христианки Лигии. Сюжетная линия главных героев пересекается с сюжетной линией последователей учения Христа, в том числе и проповедующего в Риме апостола Петра. Картина, в которой главные роли сыграли Роберт Тейлор, Дебора Керр,Лео Генн, Питер Устинов, Софи Лорен, Уолтер Пиджон, Бад Спенсер и другие актеры, снималась преимущественно на основанной еще Муссолини итальянской студии “Чинечитта”, в то время весьма популярной у голливудских создателей пеплумов.

“Разбойник Варавва” (1961 год)

Картина, посвященная упоминавшемуся в Новом Завете разбойнику Варавве, которого римский префект Понтий Пилат помиловал по требованию толпы вместо Иисуса Христа. Постановкой заведовал американский режиссерРичард Флайшер, работавший в Риме и Вероне под патронажем итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса. Главную роль сыграл Энтони Куинн. В картине также снимались Джек Пэланс, Валентина Кортезе, Сильвана Мангано, Артур Кеннеди и другие актеры. Примечательно, что сцена распятия Христа снималась на фоне настоящего реального солнечного затмения, что позволило значительно сократить расходы на создание спецэффектов и обеспечить эпизоду полную реалистичность. Картина осталась без внимания Американской Киноакадемии, но получила множество наград в Италии.

“Бен-Гур” (1959 год)

Один из самых масштабных и титулованных фильмов в истории кинематографа. Снят американским режиссеромУильямом Уайлером по роману писателя Лью Уоллеса. Эпическая история о дружбе и предательстве, о любви и мести, об обретении бога. На протяжении всего фильма сюжетная линия Иуды Бен-Гура несколько раз переплетается с сюжетной линией проповедующего в Иудее Христа, при этом до эпизода распятия зрители не видят лица Спасителя. Главные роли сыграли Хью Гриффит, Джек Хоукинс, Чарлтон Хестон, Стивен Бойд, Марта Скотт и другие актеры. “Бен-Гур” стал самым дорогим проектом своего времени с бюджетом в 15 миллионов долларов. В общей сложности в массовке были задействованы более 50 тысяч человек, а для съемок сцен водных сражений студия MGM была вынуждена построить несколько римских галер в натуральную величину. До выхода фильма “Титаник” “Бен-Гуру” принадлежал абсолютный рекорд по количеству премий “Оскар” – 11 золотых статуэток. По непонятной причине картина проиграла в категории “лучший адаптированный сценарий”, в противном же случае, ее рекорд был бы до сих пор не побит. В 2016 году выйдет новая версия “Бен-Гура”, которую снимет российский режиссер Тимур Бекмамбетов.

“Иисус из Назарета” (1977 год)

Перечень фильмов на библейскую тему был бы не полным без упоминания этого многосерийного телевизионного фильма, который был снят знаменитым итальянским режиссером Франко Дзеффирелли по заказу Ватикана. Проект предложил зрителям наиболее канонический пересказ Нового Завета, все события излагаются в хронологической последовательности с минимальным количеством спецэффектов в кадре. Изначально продюсеры картины предполагали доверить роль Христа Дастину Хоффману, но затем было принято решение отказаться от привлечения звезд такого масштаба, и роль Спасителя досталась малоизвестному обладателю необычайно выразительных голубых глаз Роберту Пауэллу. По просьбе режиссера, актер практически не моргал во время съемок, что еще больше усилило эффект “проникновенности” взгляда Спасителя. Примечательно, что сразу после того, как стало известно о его утверждении на роль, актер подвергся нападкам со стороны различных религиозных организаций за то, что “жил во грехе” со своей возлюбленной Барбарой Лорд, что вынудило его узаконить отношения перед началом съемок. Фильм был удостоен множества профессиональных наград, в том числе премий Британской Киноакадемии.

Естественно, каждый из почитателей жанра сможет добавить к этому списку и свои любимые киноленты. Что же касается выходящего в декабре 2014 года фильма “Исход: Цари и боги”, то залогом его успеха может быть не только участие Ридли Скотта, который уже доказал свое умение снимать пеплумы, выпустив в свое время выдающуюся, без всякого сомнения, картину “Гладиатор”, но и внушительный актерский состав, возглавляемыйКристианом Бейлом. Для последнего роль пророка Моисея представляет собой явно меньший вызов, чем роль самого Христа, которого Бейл сыграл в картине 1999 года, известной в России под названием “Иисус”.

kinonews.ru

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.