Возвращение антисемитизма

Всю историю евреев сопровождает как тень антисемитизм. В Торе пророк Билам, описывая нас, называет один из поводов для него: «Народ, живущий отдельно, на иные народы не похожий и среди них не числящийся». Примерно теми же словами Аман в свитке Эстер уговаривает царя уничтожить евреев: «Есть один народ среди других народов, но обособленный от них, и законы их отличны… Царю не стоит оставлять их жить…» 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Антисемитизм оказался повивальной бабкой евреев – от жестокого и несправедливого угнетения ушли мы из Египта в пустыню, в которой стали народом. Обличали антисемитизм наших следующих после египтян цивилизационных спутников – греков – Филон Александрийский в книге «Против Флакка», и римлян – Иосиф Флавий в книге «Против Апиона». Многообразными были проявления антисемитизма разными ветвями христианства. Секулярные идеологии постхристианства – коммунизм, нацизм и либерализм тоже проявляли свой антисемитизм по-разному.

Представляется, что антисемитизм – это такой вечный природный механизм истории, вроде вулкана, который порой дремлет, издавая глухой гул и дымясь, а время от времени извергается, изливая обильно на евреев ненависть и насилие.

Известный историк рабби Берл Вайн в книге «Образцы в истории евреев» меланхолично заметил: «Вполне очевидно, что Небеса допускают антисемитизм как оружие против полной ассимиляции евреев в нееврейском мире». Возражу против объяснения рабби: гонения должны бы были скорее понудить нас в защитных целях ассимилироваться, чем препятствовать этому. Может быть, наоборот – антисемитизм предназначен предохранить еврейство до времени от массового перехода в него неевреев, для которых опасность преследований может перевесить притягательность иудаизма?

При этом почти каждый кризис, каждое крупное «извержение» юдофобии мистическим образом приносят евреям рождение новых физических и духовных реальностей, обновляющих народ. Мучительное египетское рабство разрешилось чудом исхода, Синайского откровения и обретением Земли Израиля. Хмельнитчина привела за собой возникновение хасидизма – важное развитие иудаизма. Примеры рабби Элиэзера Берковича из книги «Вера после Катастрофы»: «Падение Первого Храма привело к созданию синагог, вокруг которых сплотились евреи. После разрушения Второго Храма был записан Талмуд. После Катастрофы евреи вернулись в Сион».

Восприятие антисемитизма и вспышек его как естественных природных явлений важно как для нашей духовности, так и для долговременного планирования жизни. Так, в средние века еврейские ростовщики создали международное банковское дело, ставшее фундаментом современной цивилизации. Изгнания, которым мы постоянно подвергались в разных странах Европы, были куда менее разорительны, если достояние еврея было заключено в финансовой индустрии, а не в любой другой не мобильной области экономики. Одной из причин невероятных людских потерь в Холокост стала относительная потеря европейскими евреями, после долгого перерыва в тяжёлых извержениях юдофобии, мобильности. Ведь поначалу Гитлер замышлял лишь изгнание евреев вроде тех, которым мы в течение веков подвергались многократно. Конечно, нелёгким был поиск убежища во враждебном евреям мире. Но фактором, умножившим потери, оказалось и притупление нашего чувства опасности.

После воссоздания Израиля проблема убежища для мирового еврейства решена. Волны польских, румынских, аргентинских, российских евреев нашли в нём приют. Сейчас французские и другие европейские евреи имеют простой ответ на новый антисемитизм, который разжигают в их странах, при благосклонном попустительстве аборигенов, новые европейцы-мусульмане.

Очередное извержение антисемитизма зреет в стране ещё недавно самой большой и благополучной еврейской общины – в США. Антисемитизм здесь представлен не только маргинальными «Захватчиками Уолл-стрит» и «Чёрные жизни важны». Он захватывает также университеты, готовящие завтрашнюю элиту общества, и сообщества учёных.

Бывший ректор Гарвардского университета, бывший министр финансов и глава экономических экспертов при Белом Доме Ларри Саммерс в статье для WP сокрушается: университеты в последнее время «стали супер-чувствительны к любым формам дискриминации… за исключением, в большинстве университетских кампусов, антисемитских речей и действий… Случаи антисемитизма повсеместны в американской академической жизни. Около дюжины научных ассоциаций установили формальный бойкот израильских институтов и в ряде случаев израильских учёных. Студенческие советы десятков университетов требуют от своих университетов изъять деньги из компаний, ведущих бизнес в Израиле или на «Западном Берегу». Приглашённые лекторы и даже некоторые преподаватели сравнивают Израиль с нацистской Германией и ставят под сомнение право Израиля на существование как еврейское государство… Многие университеты, включая Гарвард, остаются коллективными членами ассоциаций, вовлечённых в бойкот Израиля».

Перед еврейскими студентами в такой атмосфере возникает огромная проблема самоидентификации. Характерны события, произошедшие в престижнейшей юридической школе Гарвардского университета, готовящей для страны чиновников самого высокого звена. На сессии «вопросов и ответов» с либеральным израильским политиком Ципи Ливни и американским функционером Деннисом Россом студент предпоследнего курса и лидер «арабского сообщества Гарварда» Хусам Эль-Къюлаг спросил Ливни: почему она воняет? Потом, конечно, были извинения – ведь Хусаму вскоре предстоит работать в руководстве Госдепартамента или ЦРУ, влиться в политическую элиту страны. Интересна реакция на это событие присутствовавших студентов-евреев. Они распространили коллективное письмо (11 подписей), в котором заявили: «Ципи Ливни играла ключевую роль в операции «Литой Свинец», осуждённой ООН и другими заслуживающими доверие организациями за жестокость, проявленную относительно мирных палестинцев… Мы поддерживаем нашего друга и коллегу Хусама, а также другие мирные протесты против израильских несправедливостей. По сути, это был протест против несправедливости, который Хусам заявил со смелостью, которой мы завидуем».

А что можно ожидать от наших детей, которых мы отправляем учиться в американские университеты? Они там попадают в либеральную, что означает среди прочего – антиизраильскую среду. Их индоктринируют либеральные профессора. На экзаменах они должны излагать либеральные догмы. Выражение несогласия с этими догмами закроет молодому человеку дорогу ко многим карьерам.

Это означает, что выбор для молодых евреев в Америке: ассимилироваться духовно в либеральном американском истеблишменте; готовиться к жизни внутренним эмигрантом, как жили многие из нас в СССР или планировать переезд в Израиль.

Однако доктрина антисемитизма и «антисемитской формы антисионизма», как это назвали в своём заявлении попечители университета Калифорнии, принятая сегодня либеральным миром, сильно влияет и на самовосприятие многих израильтян. Если не относиться к антисемитизму, как к природному феномену, то может родиться подозрение: может, он отражает какую-то нашу вину? Это чувство ясно выразила израильская нобелевский лауреат по химии Ада Йонат, предложившая отпустить из тюрем всех террористов и вести себя так, чтобы никому не хотелось нас убивать. Этот комплекс вины выражают в Израиле еврейские антиеврейские «правозащитные» организации, озабоченные благополучием террористов, убивающих евреев. Образ виновного уже самим своим существованием еврея принят миром. Ни про один народ не произносилась популярная бессмыслица, недавно повторённая Берни Сандерсом: «Израиль имеет право защищаться».

Почему-то ущербность чувства еврейской вины в большой степени свойственна, как показала в своём недавнем эссе Каролин Глик, израильским генералам. Речь идёт в первую очередь об аресте сержанта Элора Азарии, застрелившего в дни Пурима в Хевроне раненого террориста. «Ещё до того, как он имел возможность объясниться, командующий составом армии генерал Гади Айзенкот и министр обороны Моше Яалон объявили Азарию виновным в убийстве» – пишет Глик.

Судьба террориста – это вопрос морали. Аморально убивать военнопленных. Они были мобилизованы и выполняли чужую волю. Но так же аморально оставлять в живых террористов. Это означало бы приговор будущим жертвам террористов, фактически пособничество в убийстве невиновных. И дало бы неправильный знак потенциальным террористам. Угроза неминуемой смерти может кого-то из них напугать и тем спасти.

Моше Фейглин написал: «Солдату в Хевроне не следовало передергивать затвор и стрелять в террориста, попытавшегося убить его товарища. Это должен был сделать находящийся на месте офицер, а приказ должен был исходить от начальника Генштаба, от министра безопасности и от премьер-министра. Необходимо, чтобы такой приказ был, чтоб он был четким, однозначным и известным всем». Такой приказ, очевидно, должен относиться не только к офицерам, но к любому вооружённому еврею.

С тех пор, как выращивание убийц стало прибыльным бизнесом в арабских семьях (за каждого ликвидированного террориста его семья получает от Ирана из разблокированных Обамой денег по 7 тысяч долларов), важно выработать метод сделать убийство евреев невыгодным. Разрушение домов террористов стало неэффективным, так как тот же Иран компенсирует их 30-ю тысячами, достаточными для строительства виллы. Необходима высылка семей в Газу. Но все эти соображения упираются в комплексы израильских генералов. Глик вопрошает: «Почему они готовы жертвовать солдатами и принимают оруеллианскую идею, что путь к миру – в слабости, а не в силе?… наши генералы прославляют слабость. Члены генерального штаба уже более 20 лет на всех фронтах проповедуют идею, что не существует военного решения угрозам стране… Айзенкот и его генералы всё ещё верят, что давая солдатам правила, ограничивающие их действия и ставящие их жизнь в опасность, навязывая каждому командиру батальона юриста, утверждающего выбор цели, они убедят европейцев прекратить поддерживать наших врагов».

Очевидно, в последнем предположении Глик заключается причина кротости генералов. Но она же возражает против этих соображений: «Несмотря на открытый антисемитизм европейской медиа и публики наших генералов всё ещё заботит, что эти люди думают о них». Или, максима рабби Берковича: «Со времен Катастрофы совести у мира не прибавилось».

Нам остаётся только благодарить судьбу, что долгое время Израилем руководили люди, не поражённые комплексом вины за то, что они евреи, готовые защищать наш народ, способные отдать приказ спецслужбам уничтожить организаторов убийства израильских спортсменов в Мюнхене как Голда Меир и давать решительный отпор главам Англии и США, когда те пытались навязать Израилю свою волю, как Давид Бен-Гурион и Менахем Бегин.

Лидерам народа и всем нам важно осознавать, что возвращение антисемитизма, вроде наблюдаемого сегодня, имманентно присуще миру. Оно от нас не зависит, и мы лишь должны искать адекватный ответ на это возвращение.

Борис Гулько, Нью-Джерси
Источник

НОВАЯ КНИГА БОРИСА ГУЛЬКО  

Мир еврея. Часть 2
111 избранных эссе, написанных в 2012-215 годах.

547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1
57 избранных эссе, написанных в 2000-2012 годах.
269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде
Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.