Виртуальная Одесса

Автор Илья Абель

Еще несколько лет назад каждый час в эфире радиостанции «Юмор FM» звучали в рубрике «Говорит Одесса» как бы еврейские анекдоты в исполнении когда-то артиста Театра Сатиры в Москве незабвенного пана Зюзи – Зиновия Высоковского.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Еврейского в них был только ужасный акцент и имена. Все остальное – какое-то архивно-историческое.

Можно сказать, что Одесса опустела. И те, кто мог и хотел уехать, эмигрировали в Германию, США, в Израиль или в Австралию с Новой Зеландией.

При этом, несомненно – есть такие, кто остались. Иначе, зачем было бы Михаилу Жванецкому ежегодно на несколько месяцев приезжать в свой родной город у Черного моря, чтобы писать новые произведения?

Кстати, именно Жванецкий как-то сказал по поводу одесского юмора, что местные жители здесь ничего не придумают, а просто так именно живут, думают и говорят.

Однако, когда в Facebook появляются очередные подборки одесского юмора, то выходит, что жизнь в городе давно остановилась.

Как правило, в анекдотах с национальным колоритом еврейки всегда старые, дебелые, сварливые и преданные своим детям.

А их мужья – подкаблучники, которые строят планы, смиряются с тиранией жен и являются «людьми воздуха», о которых писал еще Шолом-Алейхем в рассказах про Касриловку и другие местечки и города, где в его время жили евреи.

Несомненно, что когда читаешь, тебе и смешно, и грустно, потому что особенности национального менталитета в придуманных или стилизованных анекдотах интернет-происхождения все же чувствуются.

Но ровно настолько, чтобы быть правдоподобными. Не более того.

Таким образом, создается впечатление, что под видом так называемого еврейского юмора на просторах сети и не одной существует, пропагандируется и навязывается некий эрзац, не первая и не слишком удачная копия. (Понятно, что речь не об откровенно антисемитском словотворчестве, поскольку это уже патология и обсуждать здесь, в принципе, нечего; что называется, диагноз и нужна специальная медицинская помощь.)

Собственно говоря, разговор о внешне безобидных диалогах, где у героев соответствующие имена.

Почему-то они, эти узнаваемые вроде бы герои категорически нерелигиозные люди, живут в каком-то замкнутом мирке, который не меняется даже не десятилетиями, а столетиями. (Повторю, речь о как бы светских евреях, в религиозной среде перемены не слишком и требуются, главное – сохранить традицию.)

Подборки веселых текстов на еврейскую тему совершенно явно создают образы таких безвольных пожилых людей, которые живут прошлым в настоящем, а будущее воспринимают как продолжение прошлого, то есть, консервативно и банально.

Надо сказать, что персоналия безвольного, забитого, погруженного в житейские, бытовые проблемы еврея очень удобна с любой точки зрения. Она, персоналия, успокаивает и умиротворяет – ну, что с них взять, таких допотопных, в любом смысле слова, напуганных и практически асоциальных.

И дело даже не в том, что современные одесситы другие, иные, чем те, какими они были двадцать, тридцать лет назад. Не лучше или хуже, а разные.

Но нам снова и снова повторяют – смотрите, вот они – маленькие люди в мире маленьких забот.

Что, на мой взгляд, является совершенной неправдой, иллюзией, пропагандой и откровенным цинизмом. Это такой ползущий антисемитизм, и тут не имеет значения, кто сочиняет подобные диалоги, потому что при чтении их выходит, что ничего не изменилось в реальности их героев, они постепенно вымирают. И уходят со сцены жизни.

Что также ложь и тупая мечта юдофобов.

А, поскольку мы живы и, несмотря на все обстоятельства, можем посмеяться над самими собою, давайте и в юморе быть честными и искренними. Не успокаиваться тем, что нам навязывают, не поддаваться дешевой и внешне непритязательной агитации. Смеяться так, как мы умеем и можем, чтобы распрощаться с тем, что устарело и чтобы не превращаться в ходульные фигуры чьих-то фантазий и выводов.

Потому, что нам и самим это важно и необходимо – посмотреть на себя со стороны, меняться к лучшему, не теряя главного и не давая повода кому-то злорадствовать на наш счет.

Мы и сами можем быть смешными, что есть проявление не слабости, а силы, мужества и неистребимости народа, которому приходилось не раз печалиться на протяжении своей истории, почему и смех у нас такого специфического рода – со слезой.

Как писал Шолом-Алейхем: врачи советуют смеяться, это полезно для здоровья. Каждого из нас.

И всех нас, вместе взятых, живущих где бы то ни было сейчас, в наше время.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.