В поисках литературы и писателей или Сбежавший гений?

Автор Виктор Власов

Раздаётся по телефону звонок. В мою омскую школу – на место работы. Поднимает трубку и отвечает заместитель директора по организационным вопросам – Лариса Александровна, она находится в это время в приёмной у директора.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

– Добрый день, можно поговорить с Виктором Власовым? – спрашивает крепкий голос и настырно продолжает, мол, беспокоят из Министерства культуры.

– Что-то случилось? – уточняет завуч.

– Нет, всё в порядке, нужен разговор с Виктором Витальевичем. Никто кроме него об этом лучше не скажет. Видела его несколько эссе в журнале «Наша молодёжь» и на «Частном Корреспонденте». Он сможет написать.

– Могу дать его номер сотового, – предлагает она в приятном удивлении.

Лариса Александровна (завуч восемьдесят третьей школы) решает, конечно, выдать мой номер. Этот разговор вскоре, в подробностях, она передаёт мне – обычно из Министерства культуры подобных звонков не поступает.

Оказывается, беспокоит школу, а затем и меня – Ирина Алексеевна Сиряк, бывший работник, но не минкульта, а отдела, отвечающего за развитие сельского хозяйства. Бывший чиновник, а ныне неравнодушный к омской литературе читатель, решается на этакий трюк, чтобы рассказать о литературном гении, давно покинувшем Омск.

Я говорю с Ириной Алексеевной по телефону и поражаюсь настойчивости в хорошем смысле. Уточняю на всякий случай, не из прокуратуры ли она.

– Не-ет, Виктор, у них другой подход, – уверяет она удивлённо.

Недавно я делаю материал-интервью с Юрием Моша – политическим эмигрантом, а этот парень «выливает» столько отборных помоев на власти Новороссийска и красочно рассказывает, как принимал взятки и давал сам. Признаться, я думал, что со мной связываются сотрудники ФСБ.

– Встретимся, Виктор, срочно! – не просит, а требует Ирина Алексеевна.

Отлично, соглашаюсь, представляю дело на миллион, не меньше. Давно уже ожидаю качественного предложения, которое увлечёт по-настоящему. Предложение по изданию, например, моих публицистических трудов о писателях омского «литзоопарка» или хотя бы перспективы выхода отредактированных по-новому путевых заметок в США – «По ту сторону неба». Однажды ведь Захару Прилепину подворачивается богатая женщина, спонсирующая его литературную деятельность (об этом упоминает на литературном семинаре москвичка Лола Уткировна Звонарёва). Затем Виктору Пелевину – патронат самого Дмитрия Медведева (как-то редактор издательства «Аэлита» Борис Долинго делится мыслями о том, что здорово Витюше Пелевину иметь в патронах Медведева, средств и авторитета у этого должностного лица достаточно).

Приезжаю на остановку «Одиннадцатый Микрорайон» – на Левый берег Иртыша, где, кстати, живёт известный омский писатель и журналист Николай Васильевич Березовский. По пути к дому чиновника-пенсионерки встречаю интеллектика Владимира Михайловича Стацинского, посвящаю его в ситуацию, он обещает помочь интеллектуально, поскольку денег у него, тоже у пенсионера, маловато. Передаю ему глянцевый журнал «Управление персоналом» с публикацией – нашу в точности беседу по поводу ввода интеллектики в учебный курс ВУЗов.

Ирина Алексеевна Сиряк – рослая женщина с крепким голосом. Гостеприимная и настойчивая. Сразу переходит к делу, отмечая, что мои напечатанные в московском журнале «Наша молодёжь» труды – чтение довольно занятное и что как автор я не тривиальный малый. Не церемонясь, она спрашивает, хочу ли я стать известным.

– Конечно, хочу, ё-моё! – кидаю я впечатлительно и вскакиваю, будто именно она сейчас и сделает меня писателем знаменитым хотя бы на страну. – Только сделайте, пожалуйста, меня известным не как тёзку и нытика Богданова или членов правления обеих писательских организаций – Александра Лейфера и Валентину Ерофееву-Тверскую.

Ирина Алексеевна заводит разговор об омичке и писательнице Жанне Ангерман, живущей в Доминиканской республике. Она буквально «фанатеет» от её текстов, рассказывает о ней и рассказывает, находясь под впечатлением, словно от оригинальной феерии.

– Каких омских писателей вы можете назвать навскидку? – спрашивает Ирина Алексеевна.

Я думаю усиленно, называю первых пришедших на ум: Николая Березовского, Юрия Перминова, выпустившего грандиозный литературный проект «Слово о матери» на спонсорскую помощь бизнесмена Аркадия Елфимова. Упоминаю Льва Трутнева, у этого семидесяти шестилетнего автора и члена правления Литфонда (омское отделение) выходит более пятнадцати книг. Можно назвать великую поэтессу Веронику Шелленберг и прозаика Наталью Елизарову. Ещё кое-кого из омского литературного болотца, в котором если друг дружку «графоманом» не окрестят, то спать спокойно, видать, не будут.

– Садись, Виктор, почитай Жанну Ангерман и увидишь разницу… – советует Ирина Алексеевна, решая сварить кофе.

Сажусь. Признаться, читаю только классиков, а самобытных (современных) авторов – даже просматриваю неохотно. Прохожу по ссылке на сайт Жанны, читаю рассказ «Невнятный Витенька», ха-ха, как будто про меня. Думаю, думаю, соглашаюсь…

Текст Жанны Ангерман завораживает. Несмотря на то, что произведение создано без знаков препинания, но своей качественной полновесности оно не теряет. Держит внимание, наводит на размышления каждый раз, когда просто натыкаюсь на троеточия после слов. Текст построен по вертикали, на каждой строке – три или четыре слова. Мысль не теряется, в предложениях развёртываясь последовательно. Жанна, точно швейный мастер, разворачивает маток ниток и каждая нить – начало нового образа переживания. С точностью предложения у некоторых авторов возникают трудности, поскольку настроиться эмоционально одинаково бывает не всегда возможно. Из-за этого предложения получаются то короче, то длиннее, часто со стилистически-неодинаковым набором эпитетов и метафор. У некоторых даже маститых омских авторов, действительно, наблюдаются этакий сбив. В стихах – это сбив ритма или нарушение размера, в прозе – неверное использование вместе тех или иных слов.

Слова у Жанны Ангерман – филигранные кирпичики, спокойно выстраивающие  линию сюжета и «выкладывающие» эмоциональную канву. Я не берусь анализировать никого из нашенских омских авторов, а здесь – прямо не выдерживаю. Настолько приковывает к себе письмо омско-доминиканской барышни, что отрываешься с трудом.

«Невнятный Витенька» – рассказ о чувствах юной девушки, школьницы, к пареньку вовсе не отличающемуся умом и достатком. К пареньку деревенскому, курящему, с  коэффициентом интеллекта ниже среднестатистического – к этакому «рубаке» с немытыми и пахучими ногами. Ох сколько наши девочки совершают ошибок, принимая желаемое за действительное, в порыве страсти – не счесть. Рассказ этот воспитывает, раскрывает «белый полог» и являет нечистоплотное содержимое. Воспитательный характер прозы Ангерман – на лицо, убеждаешься в этом ещё вначале. Но настоящая революция происходит в конце, как в любом мастерски написанном рассказе. Происходит буквально в нескольких предложениях. Жанна не растягивает удовольствие – отдаёт читателю себя без остатка. Взбираясь по предложениям писательницы, будто по лесенке, черпаешь свежее, словно из родника и напиваешься, как жаждущий. Такие вот приходят в голову сравнения, когда читаю прозу Жанны Юрьевны.

В ожидание отзывов рассылаю ссылки на сайт Жанны Ангерман (https://www.jeanne-angermann.com/Glavnaa.php). Показываю разные её произведения людям нескольких возрастных категорий. Отзывы на произведения Жанны, присланные мне Ириной Алексеевной Сиряк, пересылаю редакторам и членам союза писателей из обеих омских организаций. У Жанны, подчёркиваю, собственный стиль, её форма повествования походит на катрены Нострадамуса и «начитку» репа DMX. Вертикальное развёртывание строк – это особая композиция омско-доминиканской писательницы.

– Виктор, я тебя знаю много лет, – говорит при встрече Игорь Федоровский, корреспондент коммунистической газеты «Красный путь». Парень помогает издавать литературный журнал «Вольный лист» Ивану Сергеевичу Тарану. Кто как не он сможет компетентно и по-журналистки бесстрастно отозваться об авторе Ангерман. – Конечно, в Омске никто не пишет подобным образом. И не будет писать так, скорее всего, потому что участники писательских организаций не приемлют вертикальной формы, к тому же – без знаков препинания. В Омске, подозреваю, печатать её не будут ни в консервативной «Складчине» Александра Лейфера, ни в «Литературном Омске» Валентины Ерофеевой-Тверской.

– Игорёха, есть ещё альманахи Егорова «Иртыш-Омь» и «Тарские ворота».

– Там ведь платно. За сколько страниц заплатишь – столько и напечатает, – Игорёхе Федоровскому, конечно, не нравится идея платной публикации, но что поделаешь среди огромного множества графомании. Почему бы не разжиться на омской страстно пишущей братии?

– Здорово пишет? – уточняю.

– Оригинально довольно-таки, – соглашается парень. – Читал, что она ищет инвесторов под её проекты, сборники. Трудно сказать, найдёт ли. Политикам точно литература не нужна, они на ней не заработают. С удовольствием посмотрю картины по её сценариям, очевидно, это будут концептуальные постановки. Хотя художественных рассказов у неё много, по ним и мультфильмы смогут сообразить. Но, Вить, есть одно «но» – вряд ли она реализуется на родине. Русское зарубежье более щедрое на разные формы новшества. Тому пример – Эдуард Лимонов или Михаил Шишкин. Эти авторы специально уехали в США, чтобы сблизиться с некоторыми меценатами. Но это было давно. Сейчас на литературном фронте труднее. Без денег и рекламы продвинуть идею намного сложнее. Многие люди, даже гении, остаются непризнанными долгое время. Одной оригинальности и глубины мыслей здесь не достаточно. Не хватает поддержки, не хватает, ха-ха, бизнес-плана, по которому вкладчики станут производить товар.

Это беда так называемых оригинальщиков, которые хотят эпатажа – предполагаю уже я. Но мысли, несомненно, у Жанны Ангерман глубокие и правильные. Её можно читать, а героев и события анализировать. Думаю, эта писательница привлечёт немалое количество внимания. Идеи её произведений созвучны с концепцией речи президента России Владимира Путина. Вспомним произнесённый им «спич» на Валдае в 2013 году. Президент говорил, что литература должна воспитывать человека. На поиски перспективных литераторов должно броситься общество вместе с чиновниками и государственной структурой. Но, как подмечаю, этого не происходит. Отличные авторы остаются по-прежнему недооцененными, выжидают свою большую звезду в провинциях или в столице. Плачутся о том, что крупные издательства не дают выхода их интеллектуально-художественному продукту. ЭКСМО выпускает авторов-профессионалов, строящих более-менее ладный сюжет и в одном стиле. АСТ-Астрель и другие издательства ориентированы на поиск и печать примерно одинаковых по ценности трудов. Высказывается Лев Трутнев – член Союза писателей России, член правления Литфонда омского отделения:

– Члены союзов писателей давно не обращаются в ЭКСМО или в АСТ, с их концептами путь туда заказан. Многие писатели распрощались с мечтой написать для народа нечто великолепное. Пока что большее, на что они способны, это редко-редко продавать свои заметки в разные газеты. Журналистикой можно заработать в наше время, но снова-таки есть конкуренция. Текстов-то присылают в редакционный портфель много, лучшие отбирают на полосу.

В текстах Жанны Ангерман, комментирую я, есть концепты по созданию новых обществ и даже империи. У этого автора интересных вертикальных рассказов проблема в отсутствие заинтересованных людей со средствами. Её тексты имеют нетрадиционную форму, из-за этого многие редактора не рассматривают их должным образом. Видя «клонящийся» текст, любой работник издательства испытывает дискомфорт. Хотя быть может и понимает его ценности и даже признаёт недюжинные способности писателя.

Рассматривание произведений лишь традиционной композиции приводит к тому, что множество оригинальных авторов пропадает бесследно, без возможности выйти к многочисленному читателю в хорошей полиграфии. В Омске Жанну Юрьевну Ангерман явно будет ждать разочарование, немало средств нужно вложить, прежде чем выпустить вертикальный текст. Высказывается омский журналист и экономический обозреватель из газеты «Омская правда» Андрей Коломиец, этот человек видит и понимает ценность любого талантливого текста, пусть не подходящего по общепринятой форме.

– Виктор, почему тиражи Паустовского превышали тиражи любого другого писателя, так же издававшегося за счёт государственной программы? Паустовский брал стилем и грамотностью, рассказы у него простые, сюжет примитивный. Идея рабочего социалистического класса у него в каждой вирши. Дядя помогает другому дяде, потому что верит в национальную идею правильного работающего человека. Стиль – это форма, а форма – это тогда и сейчас даже больше, чем содержание. Информативную статью с плохим стилем засунут в рубрику «письма читателей», а статью с атрибутами профессионализма – поставят на видную полосу. Это не мной придумано, так работают во всех газетных редакциях. Уважаемая Жанна Юрьевна – человек весьма обещающий, тексты у неё, я бы сказал, подкованы золотишком, но из-за формы не примется в счёт и содержание. У меня есть знакомый бизнесмен, Геннадий Фридман, он обслуживает «Евро-Парк», если слышал. Так вот – товарищ Фридман неравнодушен к оригинальностям как в аттракционах, скажем, так и в литературе. Он спонсировал альманах Союза российских писателей Александра Лейфера. Спонсировал до тех пор, это по одной версии, пока Лейфер печатал тексты оригинальные по форме и содержанию, а когда уважаемый заслуженный деятель культуры А.Э.Л. вернулся к прежней традиции, тогда Фридман занялся другим делом. Я могу показать бизнесмену тексты Жанны Ангерман, растолкую кое-что, поясню оборот и выгоду. Грамотная реклама даст плоды обязательно, а если товар будет не менее ценный, то доход пойдёт, как говорится, в гору! Не обещаю, конечно, добротный результат – Геннадий очень придирчивый человек.

Жанна Юрьевна Ангерман начинает писать рано. С 14 лет. Но серьёзно берётся за перо в 17. Многие известные писатели, такие как Чингиз Айтматов и Юлиан Семёнов, советуют Жанне вступать в союз писателей. Профессора и коллеги-писатели пророчат ей будущее миссии. Жанну Ангерман должны преподавать, как реликвию, должны читать по ней нескончаемые курсы лекций в университетах, проводить воспитательные беседы со школьниками, принимая во внимание её художественные рассказы. Я ни о ком ещё не читал столь хорошие и возвышенные отзывы. Захожу на литературные и журналистские форумы,  читаю обсуждение некоторых текстов Виктора Пелевина или Захара Прилепина, понимаю, что плохих и «прозрачных» отзывов гораздо больше, нежели исчерпывающих и признательных.

Информацию из отзывов, присланных мне на мэйл подругой Жанны – Ириной Алексеевной Сиряк, я показываю омскому критику Дмитрию Карину, это, пожалуй, единственный молодой критик, который с лёгкостью ЖЖ-шного блогера ответит по существу, не оставив капли прозрачного вещества, в народе называемого ерничаньем.

– Вик, предупрежу: я нарвался на действительно интересную авторшу, не похожую ни на Елизарову Наташу, ни на Кудрявскую Галину Борисовну. Говорит, как бьёт, по существу. Я зачитываюсь ей, Витька! Как же раньше не попалась мне на рецензию? На «Литсовете» дело пишут, правда, не опубликовали толковых отзывов в толстых литературных журналах. Вот бы на «Ленте.ру» выпустили о ней материал, как о той, чьи рассказы заменят учебники по педагогики и философии. Или на «Свободной Прессе» Сергея Шаргунова, он любит политику и концепты, а этого у Жанны не занимать. Астафьева тоже признавали большим воспитателем, но знаков печатных у него слишком много…  Досадно, что такой крепкий и занимательный автор, как Ангерман, покинула город на слияние двух рек, прямо очень жаль. Её верлибрическую прозу противопоставить бы нашим прозаическим мэтрам: Серёже Прокопьеву и Льву Трутневу. Так её рассказы можно назвать и поэмами в прозе, ха-ха. И значит легко отправить в толк Веронике Владимировне Шелленберг и Эльвире Михайловне Рехин. А там и Татьяна Георгиевна Четверикова заинтересуются, она, я так понял, в Интернете особенно не сильна. Ты пока ни слова никому – я делаю на неё рецензию, хочу отправить на «Великоросс» в печатный раздел. Мы с Андреем Козыревым посоветовались, он собирается дать её рассказы в «Точке зрения». Только не знаю, кто будет отправлять в США этот номер, дорогая нынче заказная бандероль в дальнее зарубежье.

Мне бы хотелось, чтобы о Жанне Ангерман сказали громкую правду, например, на ресурсе «Частного корреспондента» или на «Свободной Прессе», на «Эхо Москвы» бы прозвучал о ней добрый отзыв. Прозвучал бы отзыв, открывающий перспективу её воспитательным текстам, коррелирующим с идеями-выступлениями Путина Владимира Владимировича. Глядишь, заинтересованные люди-инвесторы приложат немало усилий, чтобы обогатить российское просвещение, чтобы внедрить новейшие идеи и расширить научные горизонты.

Кажется, я могу заблуждаться, ребята. Каждый человек, даже начитанный и печатающийся на груде крупных ресурсов, слепо посмотрит на текст другого и определит, как сверх гениальный. Но выхода такому тексту не даст, а именно не позволят злые воздыхатели. Не называю имён и фамилий, но не все отзывы о прозе Жанны Ангерман следует печатать и выставлять на обозрение. От некоторых издающихся людей я не ожидал такой желчи. Эти ребята, словно жуки-скарабеи, помните из фильма «Мумия I», готовы были живьём скушать человека… Не копируя сообщения полностью, привожу лишь некоторые предложения…

– Жанна Юрьевна Ангерман сбежала за границу не просто так. Четвёртая волна эмиграции, понимаешь ли. Поезд ушёл, Витя. Так и передай. Можешь смело сказать Сиряк и Ангерман, что предателям хода не будет. Политические эмигранты – это люди, которые намеренно предали отчизну. Спонсора таким не найти в русских кругах. Ты посмотри, в каком нищенстве живут члены Союза российских писателей: Вайнерманы, Фельдманы и Моренисы, а потом сделай вывод, будет ли спонсор у Ангерман?.. «Энгер», первую гласную надо заменить на а-унлаут, по-немецки вроде бы злое слово… Бьюсь об заклад, ваша бывшая омичка Жанна Энгерман будет издаваться только за собственные деньги, спонсора для неё в России никогда не будет. Пусть обратится к Шаргунову или Прилепину, к этим скупердяям, высокомерно думающим о себе. Пусть упадёт перед ними на колени и попросит распиарить. Тогда что и выгорит.

Фамилия «Ангерман» у Жанны Юрьевны по мужу. И вообще, какое дело до фамилии? Человек смотрит на содержание, отбрасывая всякое название. Человек не разговаривал бы с человеком, в друзья выбирая и в коллеги – по буквам фамилии. Пожилой автор, член Союза писателей России, который недовольно отзывается о Жанне Ангерман, не читал ни одного её произведения. Теперь «бьюсь об заклад» я, предполагаю: он просто «загуглил» её инициалы и прошёл по ссылкам. Лень ему читать прозу другого автора, быть может, много талантливее и успешнее. Так вот и мы («писатели»?) не читаем и не верим друг в друга, если не нравится буквы в фамилии или физиономия на фотографии. Мы ждём, когда к нам придут и дадут… как в «Мастере и Маргарите» товарища Булгакова…

Ни перед кем Жанне Ангерман падать ниц не надо. Истинное творчество, настоящие произведения – найдут дорогу к сердцу сами. Их не нужно отчаянно продвигать, заставляя читать всех знакомых подряд. Достаточно заявить о себе во всеуслышание на хорошем ресурсе, обосновать свои цели и показать аудитории, на что способен. Думаю, инвесторы, спонсоры, толковые и грамотные разработчики бизнес-планов, появятся, как только увидят перспективную боевую единицу…

С Жанной Юрьевной Ангерман я переписываюсь и читаю произведения на её сайте. В каждом коротком и маленьком её труде заложена мысль крупная, содержательная и равноценная порой тяжёлой интеллектуально-художественной романной закладке. Я бы сказал, одной лопатой не выгребешь тот груз, заложенный в мелком рассказе.

Госпожа Ангерман зовёт в гости, ага, в Доминикану – погреться на американском солнце, попить коктейли и поговорить о литературе. Пока не могу – своих планов много в Сибири. Скоро супруга родит ребёнка, представляю, сколько добавиться забот… Но ярко воображаю, как хотя бы на неделю перебираюсь из Омска, снова паря над океаном – в Америку.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    1 Комментарий
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии