Телесмех третьей свежести

Полнейшей риторикой было бы задавать сакраментальный вопрос: почему на федеральных каналах наряду с лирическими и историческими сериалами все заметнее появление историй юмористического плана?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Вроде бы для подобной телепродукции есть другие форматы. Скажем, ТНТ, где идет «Комеди клаб» со всеми его вариациями от женского юмора до стендапа.

Или лидер в жанре ситкома телеканал СТС.

Именно по нему и не один раз подряд прошла настоящая нетленка – «Не родись красивой», где известный по разным версиям сюжет остроумно приспособили для российских реалий и показали, что и секретарши любить умеют, если у них есть высшее экономическое образование.

История про девушку в круглых очках, с брекетами во рту, не умеющую одеваться, ставшую гендиректором крупной фирмы модной одежды и вышедшую замуж за бывшего руководителя этой же компании – поистине образец того, что есть теперь российский юмор. Немного веселых реплик, узнаваемые ситуации, захватывающее действие, постоянный смех  по любому поводу и четко разработанная драматургия, в результате чего зрители (вернее, зрительницы) постоянно увлечены развитием событий и внимание их к показываемому по ТВ, как и тонус – постоянно на подъеме. Как и рейтинг показа.

Если вы скажете, что перед нами типичное кино для женской аудитории (не хочется говорить – домохозяек, поскольку не уверен, что большинство представительниц прекрасного пола имеют реальную возможность не работать, а те, кто относятся к такой категории, которые могут держать домработниц, тем более не делают ничего по дому).

На СТС производство ситкомов поставлено на поток. И за короткий срок вышли почти бесконечные по продолжительности «Папины дочки» и «Воронины», также новая версия скетчкомов «Даешь молодежь!» и «Шесть кадров».

Последний хит канала СТС «Кухня» оказался еще более успешным и качественно, и художественно, чем перечисленные до того сериалы. И потому, что показывает не только то, как готовят в респектабельном ресторанчике, и потому, что выясняется, что и повара – тоже люди. Они умеют и любить, а не только готовить различные блюда с невероятно эффектными  названиями.

«Кухня» интересен прежде всего тем, что от жанра ситкома он взял юмор и динамичность, но привнес в него другой уровень профессионализма.

Например, шеф-поваров здесь играют Дмитрий Назаров и Игорь Верник – ведущие артисты МХТ под управлением Олега Табакова, который тоже появляется в кадре в роли отца одного из главных поваров.

Менеджера по работе с клиентами раскованно и точно показала Елена Подкаминская – настоящая звезда Театра сатиры. А владельца  заведения в образе брюзги и женолюба исполнил Дмитрий Нагиев.

Таким образом, тут уже не просто смех ради смеха в правдоподобных ситуациях, а определенный уровень этого веселья в предлагаемых обстоятельствах. Скажем так, сугубо по системе Станиславского.

Но СТС и ТНТ – это одно, а Первый канал, «Россия 1», НТВ – ну, совсем другое.  Качественно другое и по зрительской аудитории, и потому, что являются для всего российского ТВ некоторым аналогом газеты «Правда» в советское время, образцом для подражания и примером правильного во всем, что есть повествования о нашем житье-бытье в прошлом и в настоящем.

На Первом, например, прошел сериал «Учителя», сделанный в духе американских школьных комедий, но с претензией на духовность и патриотизм.

Там в духе фильмов Рязанова говорят о том, что известный телеведущий изгнан из Телецентра «Останкино», поэтому едет в город своего детства, где встречает свою первую любовь в той же школе, в которой в свое время учился. Директор учебного заведения сразу же предлагает раскрученному селебрити вести уроки свободной тематики.

В результате герой сериала решает забыть о своей удачной карьере, остаться в родном городе, чтобы учить детей в школе, которую когда-то окончил и сам.

Ну, очень правдивая история. (Да, такие случае в отечественном шоу-бизнесе бывали: солистки групп «Маркиза» и «Маша и медведи» пришли в школу, чтобы вести уроки музыки; но все же случаи эти единичные.)

Примечательно, что учителя-новичка играет все тот же Марк Богатырев, который в ситкоме «Кухня» никак не мог выбрать, кого он по-настоящему любит, что и двигало в определенном смысле сюжет сериала.

Замечу, что сценарий, режиссура, операторская работу в «Учителях» качественные. Но все же сама нравоучительность сюжета, прямолинейность ходов и обстоятельств пусть и правдоподобны, но все же несколько вторичны.

Несколько лет назад тот же Первый канал показал сериал «Школа» эпатажной и радикальной Валерии Гай Германики, после чего в прессе и в Госдуме РФ было много шума и прений. Видно, решили перевести темы среднего образования в России в более оптимистическое русло, хотя, наверное,  сути его, образования, в принципе, не изменили. Оно как являлось, так и осталось разным. Другое дело, что преобразовалось в нишевое – обычное, хорошее и элитарное.

Думаю, что к жанру комедии надо отнести и фильм «Орлова и Александров», потому что его никак нельзя воспринимать всерьез.

Валерий Тодоровский снял «Оттепель», чтобы показать, как делали кино современники его отца.

В сериале «Орлова и Александров» тоже показывают кино про кино и про жизнь вне съемочной площадки. Но стилизация под фильмы Александрова получилась настолько банальной, что выглядит как пародия.

Здесь добродушен Сталин и смотрится тугодумом Горький, здесь Раневская похожа на резонера в юбке, а Утесов – неизвестно на кого.

Олеся Судзиловская и Александр Белый в заглавных ролях схватывают образы тех, кого играют. Но все же заметнее вторичность, некая необязательность, поверхностность и такая клюква в сахаре, что у людей со вкусом могло сводить скулы от недоумения.

И это при том, что сериал про советское кино вряд ли задумывался как фильм комедийного плана. Но вышло нечто настолько убогое и примитивное про красивую жизнь в трагическое время, что на этом фоне александровская же «Весна» с Орловой в главной роли и с Раневской в эпизодах вообще кажется шедевром юмористического рода.

Но все же Первый канал решился показать и сериал «Под каблуком», который в определенном смысле есть вершина ситкома на федеральном канале.

У удачливого рекламщика есть – бывшая жена, новая невеста, сестра, мать, дочь отца, а также школьная подруга, с которой он с нуля практически начинает новое для себя дело – открывает обувной бутик.

Название сериала обыгрывается в разных вариантах, что связано и с тем, что главный герой должен помогать всем своим женщинам, улаживая постоянные споры и разногласия, а также – продвигая свой бренд, несмотря на отсутствие спонсоров, долги и небольшой опыт в обувном деле.

Если сказать, что главного героя играет Илья Любимов, который запомнился злым гением в «Не родись красивой», то такого определения окажется мало. И потому, что артист много и классно работает в кино, на телевидении и в театре. И потому, что сама драматургия  сериала «Под каблуком» выстроена с редким вкусом и большим талантом.

Тут, к слову, можно назвать и Ольгу Волкову, которая играла у Рязанова в «Небесах обетованных», например,  а также в ситкоме «Папины дочки». И совершенно замечательную актрису Анну Банщикову, которая, не педалируя эмоций своих героинь, показывает их на полутонах, искренно, внятно и трогательно.

Следовательно, нам показали вполне приличный по всему фильм, в котором речь идет о том, что и в наше время, и в нашей стране можно заниматься бизнесом, оставаясь в рамках закона и порядка.

Все бы так, если бы ни сетка вещания канала НТВ, где чуть ли ни в круглосуточном режиме семь дней в году показывают, что в телевизионной реальности все несколько иначе. Там есть и преступники, и аферы, и взятки, и откаты, как и многое другое. (Кстати, популярного музыканта в фильме «Под каблуком» представил зрителям артист Скворцов, тот самый, который гоняется уже не первый сезон за преступниками в сериалах «Шаман» и «Шаман-2», конечно же, на НТВ, а то где же еще?).

Вот и получилось: вроде бы все, как в жизни, но так весело, легко, разрешимо и просто, как бывает только в кино. И только в советском кино из разряда комедийного.

Телеканал НТВ неожиданно отошел от милицейско-полицейских историй и бандитских разборок и показал вполне приличный фильм «Второй шанс» про молодежь в провинции.

Сюжет тут тот же почти, что и в учителях: столичный юноша-мажор с родителями переезжает в небольшой город и пытается вписаться в местную тусовку. У него все выходит с переменным успехом. Но все же и он, и его новые друзья-ровесники – студенты, спортсмены, бандиты и все-все-все – всегда выходят к концу очередной серии благополучно из любой ситуации.

Практически, перед нами аналог дорожной истории. Но все перипетии ее развиваются в городишке и  в его окрестностях.

Поначалу смотреть сериал если не слишком интересно, то любопытно, поскольку поставлен , снят и сыгран фильм в документальной манере. И это привлекает.

Но где-то с середины сериала постоянные счастливые финалы начинают надоедать, действие все заметнее затормаживается. И последние серии «Второго шанса» смотреть уже не хочется вовсе. А авторский посыл – у каждого из показанных в фильме героев есть второй шанс – чем ближе к финалу, тем очевиднее теряется в новых околомолодежных и в чем-то патриотичных байках как бы про нашу же жизнь в провинции. Со всем, что ей свойственно, и в радостном, и в обыденном, и в горьком.

И самый последний по времени показа телешлягер в духе советских комедий – сериал «Между нами девочками» на канале «Россия 1».

Здесь снова несколько поколений женщин (ясно ведь сценаристам и режиссерам: там, где появляется женщина, уже смешно, что эксплуатируется на все лады и во всех направлениях).

Они живут, естественно, в провинциальном городишке, решают свои бытовые и трудовые проблемы, ищут и находят любовь, что сопряжено с комическими ситуациями и всем,  что им свойственно.

Можно сказать, что фильм стал бенефисным для Галины Петровой, которая, как когда-то Ханаева, играет старую работницу культуры, певицу из филармонии, которая выбирает спутника жизни между отставником-танкистом и руководителем хора в местной концертной организации. У нее взрослая дочь в исполнении теперь телеведущей больше, чем актрисы – Юлии Меньшовой, у которой есть дочь-студентка.

Здесь то же, что и во «Втором шансе»: вроде бы лихо все закручено, потом становится все банальнее и замедленнее. Фильму не хватает краткости, по-рязановски здесь подробно все объясняют. И в результате опять выходит клюква в сахаре про жизнь далеко от Москвы.

Понятно, что все заканчивается свадьбой и не одной, о чем не так уж трудно было догадаться с первых сцен сериала «Между нами девочками».

Как видим, смешное, вернее, должное казаться смешным активно внедряется в зрительское восприятие, что, кого-то радует, а кому-то напоминает то, какие веселые фильмы снимали в самые страшные периоды советского периода.

И если «Кубанские казаки» Пырьева и «Веселые ребята» Александрова взять в качестве советского смеха первой свежести, затянутые и скучноватые до витиеватости и нравоучительности фильмы Эльдара Рязанова смехом второй свежести. То демонстрируемое сейчас на главных телеканалах страны продукция квазиюмористического свойства – понятно какой свежести. Она напоминает то, что уже опробовалось когда-то – десятилетия назад. При том, что создает иллюзию современности и актуальности, будучи все же далекой от реальности, как бы ни пытались режиссеры показать действительное верно и правильно.

По-настоящему можно определить названное явление как китч. Советский по сути, отечественный по реализации, устаревший по художественным качествам.

И, тем не менее, востребованный, нужный и замечательный в смысле отвлечения от насущных проблем и забот.

Конечно же, перед нами не Голливуд, не фабрика звезд, а что-то в декорациях индийского кино, но без танцев, песен и в  российских широтах.

Милое, доброе вчерашнее кино – уже не советское, но еще и не новое, а как бы промежуточное между ними.

Чаще всего, достаточно умело сработанное. Но все же больше кино, чем хотелось бы при наличии вкуса, таланта и тех возможностей, которые теперь есть у телевизионных киношников.

Двадцать-тридцать лет назад замечался крен в чернуху, в резкие художественные высказывания на сцене и экране, когда жизнь показывали жестоко и немного цинично до грубости и иронии.

Теперь же крен в иную сторону – в развлекуху, которая дошла и до телеофициоза, если иметь в виду формат Первого канала, «России 1» и НТВ.

Жить от этого парада почти цирковых реприз и интермедий не стало, интереснее тоже.

Но, видно, потребность в подобной телевизионной продукции существует. И она удовлетворяется в меру сил, способностей и формата каждого из федеральных каналов.

Несомненно, отвлекает от новостей.

Хотя бы на то время, пока идут сериалы.

А еще есть «Пусть говорят» Малахова, да еще с десяток  публицистических передач, где каждый день чуть ли ни одни и те же говорящие головы что-то обсуждают, обсуждают во вполне комфортных и четко направляемых дискуссиях.

Так что, сериалы с юмористическими ходами и положениями дают телезрителям и передышку, и надежду, и хорошее настроение.

Как то и должно для хорошего телевидения. Если бы идеология тут не обозначалась бы так заметно, однозначно и напористо.

Однако, спасибо и за то, что в отведенное время можно посмеяться, глядя на телеэкран. Хотя бы время от времени, чтобы не было так грустно. (Цитату из Николая Островского продолжать не стоит, поскольку телезрители разные и живут каждый по-своему. Кто-то вообще и без телевизора умеет обходиться, но таких – единицы.)

Наверное, российское телевидение и есть найденная удачно национальная идея, которая в едином зрительском порыве объединяет города и веси, рабочих и фермеров, механизаторов и менеджеров, мужчин и женщин, подростков и пенсионеров.

И в ней, национальной идее, всем и всему найдется место и отклик.

В том числе – и смешному.

Почти как в жизни.

Вопрос только в том, насколько широко понимается и воплощается в телепроизведение это почти.

А все остальное – подробности. В том числе и бытовые.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.