Интернет-газета KONTINENT на Facebook Интернет-газета KONTINENT в Одноклассниках  Интернет-газета KONTINENT ВКонтакте Интернет-газета KONTINENT в Twitter
Главная / Общество / Свастика над Бостоном

Свастика над Бостоном

7183140099_5b439906f8_o

Восток США оккупирован нацистами. Управление этим районом поручено американским нацистам, а их более большой нацистский рейх является трансатлантическим вариантом Третьего рейха. Пытки, плакаты фюрера, свастика на звездно-полосатых флагах. Что было бы, если бы Гитлер победил в войне: экранизация классического научно-фантастического романа Филипа Дика «Человек в высоком замке».

Идет 1962 год. Восток Соединенных Штатов от Нью-Йорка до Техаса оккупирован нацистами. Управление этим районом поручено американским нацистам, а их более большой нацистский рейх является трансатлантическим вариантом Третьего рейха. Пытки, плакаты фюрера, свастика на звездно-полосатых флагах. «У каждого есть работа, каждый знает свою роль», — такие слова звучат в пропагандистских фильмах. В центре событий находится молодой парень Джо, который присоединяется к сопротивлению, однако ведет двойную игру.

На другом конце страны, на мосту «Золотые ворота» красуется флаг японских оккупационных войск. Западное побережье Соединенных Штатов, Тихоокеанские Штаты Японии, курсы айкидо и дальневосточные иероглифы на светящихся рекламных щитах. Здесь господствует жестокая секретная служба, сотрудник которой убивают молодую участницу движения сопротивления на глазах у ее сводной сестры Джулианы. Как и Джо на востоке, она после этого присоединяется к подполью.

Мир между двумя великими державами является хрупким. Гитлер скоро должен умереть, и после этого может произойти эскалация ситуации. Расположенные между находящимся под влиянием немцев востоком и контролируемом японцами западом Скалистые горы страны выполняют функцию буферной зоны. Именно туда направляется Джулиана по заданию руководства движения сопротивления для проведения тайной встречи с Джо.

Загадочная лента кинохроники

Такова фабула сериала компании Amazon, который должен стать самым большим ее успехом. Использованный для сценария литературный материал относится к 1960-м годам: речь идет о книге Филипа Дика (Philip K. Dick) под названием «Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle; немецкий вариант названия — «Горный оракул» (Das Orakel vom Berge«). Главный вопрос этой книги: как бы выглядел мир, если бы Гитлер не проиграл в той войне? Как бы вели себя американцы в оккупированной стране? Сложная интеллектуальная игра, ведь в, конечном итоге, все пути развития политики, техники, культуры и общества с момента окончания Второй мировой войны должны быть по-новому переосмыслены. Как выглядит карта мира? На каких автомобилях ездят люди? Есть ли в стране Элвис Пресли?

В рамках подобной альтернативной истории неожиданно появляется загадочная лента кинохроники. В ней показан совершенно иной ход событий — тот самый, который мы знаем. Это какая-то подмена? Или это и есть действительность? В любом случае, власть предержащие обеспокоены. Создателем этой кинохроники считается человек, живущий уединенно в горном замке. Какая версия истории является настоящей — пока этот вопрос остается открытым. Одновременно мы оказываемся в мире идей таких книг как «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, «Симулакрон — 3» Даниэла Галуйя (Daniel Galouye), а также произведений Станислава Лема. Это, конечно же, смелый шаг — использовать подобный сюжет для мирового массового рынка. Ни измененная развилка в мировой истории, ни философские вопросы относительно реальности не являются классическими мейнстримовскими темами. Кроме того, в этом сериале нет реальных действующих лиц, а история представлена с различных и равноправных углов зрения. Зритель следит за событиями, которые происходят, по крайней мере, с пятью героями — это Джулиана на Западе, ее еврейский друг, Джо на востоке, обергруппенфюрер в Нью-Йорка и японский офицер.

Страх перед оккупантами

Подобное отсутствие ясности, возможно, объясняет радикальное упрощение. Действующие лица производят впечатление определенных архетипов, они постоянно произносят такие фразы как «Я не боюсь умереть» (I’m not afraid to die), «Я здесь, потому что хочу сделать правильную вещь» (I am here because I wanna do the right thing), «Я нашел смысл всего» (I found the reason to everything). Создается впечатление, что все они хотят подчеркнуть значение главного действующего лица в этом шоу — событийного фона. В первую очередь речь идет о сбивающих с толку кадрах кинохроники.

Военная форма для лучшей узнаваемости выглядит в Соединенных Штатах 1960-х годов так же, как и во время Второй мировой войны. Вполне можно себе представить, как разгневанный американский патриот направляет на экран свое оружие, когда в трейлере появляется карта разделенной Америки. Или когда тень от самолетов падает лицо статуи Джорджа Вашингтона на горе Рашмор.

Многие эпизоды этого сериала затрагивают глубинный американских страх перед завоевателями. Если в американском сериале «Родина» (Homeland) в страну проникают лишь отдельные террористы, в сериале «Человек в высоком замке» мы видим уже миллионы нацистов, которые спокойно терроризируют население страны свободы. А Америка беспомощно на все это взирает. В одном эпизоде сериала Джо удивлен появлением пепла в воздухе. «По вторникам в больнице сжигают инвалидов», — говорит ему мимоходом человек, хорошо знающий данное место.

Ридли Скот (Ridley Scott), который в своем фильме «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) уже использовал литературный материал Филипа Дика, давно приобрел права на другую его книгу. На место исполнительного продюсера он пригласил Фрэнка Спотница (Frank Spotnitz), американца, который живет в Париже, работает в Лондоне и который заставил о себе говорить как автор телесериала «Секретные материалы» (The X-Files). В течение долгого времени Скотт и Спотниц не могли найти заказчика для этого сюжета, и они вскоре могли потерять права на книгу. Но в этот момент Спотницу позвонил один его знакомый, который раньше работал менеджером на телеканале ABC, а затем перешел на работу в компанию Amazon. «Нет ли у тебя какого-нибудь материала, который тебе нравится и который еще можно использовать?», — спросил он. Вскоре после этого компания Amazon решила создать пилотный эпизод этого сериала для своей потоковой платформы.

Чтобы понять, почему этот сериал выглядит так, как он выглядит, следует иметь в виду условия производства: компания Amazon является цифровым предприятием, которое не только предлагает конечный продукт, но и выбрасывает на рынок прототип, как только он принимает более или менее законченную форму. Затем она позволяет своим клиентам использовать новые инструменты, собирает фидбэк, может отказаться от проекта, если возникают сомнения, и начинает заниматься другим проектом. Потребители в определенной степени принимают участие в производственном процессе.

Компании Netflix и Amazon распространили мантру бизнеса «проваливайся чаще и раньше» (Fail often und early) на производство сериалов, что делает первые эпизоды сериала «Человек в высоком замке» прототипом произведения искусства в эпоху глобального предварительного фидбэка. С 2013 году компания Amazon является продюсером пилотных проектов, показывает их во время пилотных сезонов (pilot season) во всем мире, оценивает реакцию, а затем дает зеленый свет только тем из них, которые обещают стать успешными. Автор также находится в новой ситуации, и он может еще до создания самого сериала получить поддающийся измерению фидбэк относительно прототипов, пилотных серий. И получить его не от экспертного сообщества, а от всего мира — и сразу.

И Фрэнк Спотниц после своих первых успехов с сериалом «Человек в высоком замке» должен был убедить не пару редакторов, и именно ту публику, которую продюсеры часто считают глупее, чем она есть на самом деле. Тот факт, что различные варианты реальности как обычная опция в боевике могут подходить для массового зрители, показали такие фильмы как «Бойцовский клуб» и «Матрица».

Шумиха по поводу пилотного проекта

Но что случится, если в один прекрасный день мудрость многих превратится в диктат массы? Если ситуация будет такой: 23% зрителей женского пола прекращают смотреть потоковое видео во время сцен, помеченных литерой X, поэтому, пожалуйста, уберите их. Спотниц особого беспокойства не проявляет. «Рассказывание истории я рассматриваю как коммуникацию с публикой. И если я не добираюсь до тебя, то я хочу знать: почему? А еще я хочу знать, что я должен сделать, чтобы до тебя добраться. Поэтому пока это меня не беспокоит, но, может быть, мне следовало бы побеспокоиться», — говорит он.

Пока он получает выгоду от используемой системы. Создателям фильмов всемирный онлайновый просмотр помогает неожиданным образом. После шумихи по поводу пилотного эпизода сериала «Человек в высоком замке» Спотниц получил самый большой бюджет в своей профессиональной карьере. Он получил лучшую команду, лучших актеров. «Если такому большому количеству людей нравится твой пилотный проект, то тогда тебе намного легче работать», — говорит он. И теперь компания Amazon демонстрирует, как он воспользовался этой ситуацией. Может быть, следовало бы рассказать эту историю более тонко и не использовать столь мощный видеоряд. Может быть, действующие лица могли бы тогда повлиять на событийный фон, а не событийный фон на действующих лиц. Однако, можно быть уверенным в том, что этот сериал оптимизирован для того, чтобы иметь всемирный успех.

Начиная с 20 ноября, сериал «Человек в высоком замке» можно будет скачать на портале Amazon Instant Video (пока только по-английски).

Источник

Понравился материал?
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Интернет-газета КОНТИНЕНТ на Facebook Интернет-газета КОНТИНЕНТ ВКонтакте Интернет-газета КОНТИНЕНТ в Одноклассниках
Яндекс.Метрика